Глава 7 Становление индустриальной цивилизации в Европе
· § 47. Промышленный переворот и его последствия
· § 48. Международные отношения
· § 49. Политическое развитие стран Европы и Америки
· § 50. Развитие западноевропейской культуры
Прочитав эту главу, вы узнаете:
· что такое промышленная революция (переворот), каковы ее причины, как она повлияла на историю государств и жизнь людей;
· в чем состояли особенности международных отношений в ХIХ в., как и в ходе каких войн и переговоров менялась политическая карта Европы и мира в том столетии;
· что было характерно для политического развития стран Европы и Америки в ХIХ в., каковы причины и последствия важнейших революций, восстаний, реформ того периода;
· каковы были важнейшие достижения европейской науки и культуры в ХIХ в.
§ 47.Промышленный переворот и его последствия
Начало промышленного переворота. В конце XVIII в. в промышленном производстве ряда стран Западной Европы, в которых пионером выступала Великобритания, начался переход от мануфактурной стадии с ее ручной техникой к фабричной системе производства.
Промышленный переворот повлиял на жизнь всего общества, но прежде всего перемены коснулись экономики.
Промышленный переворот (промышленная революция) — переход от ручного труда к машинному.
Потребности развития мануфактур способствовали ряду изобретений в области механики. В текстильной промышленности широко использовались прялки «Дженни» (изобретение Дж. Харгвиса, 1765 г.); в 1779 г. Сэмюэл Кромптон усовершенствовал ткацкий процесс введением мюль-машин, позволявших получать более тонкую и прочную нить, чем раньше. В 1785 г. в Англии был запатентован первый механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта, а спустя шестнадцать лет открылась первая механическая ткацкая фабрика.
|
Фабрика — промышленное предприятие, основанное на машинном производстве.
Острая конкуренция предпринимателей требовала постоянного внедрения на производстве новейших достижений науки и техники.
В 1765 г. англичанин Джеймс Уатт построил свою паровую машину. Для работы паровых машин нужен был уголь, поэтому его добыча резко возросла. Увеличение потребности в металле привело к усовершенствованию металлургии.
В Англии с 40-х гг. XVIII в. стали использовать тигельную плавку для производства литой стали. Кричный передел чугуна был заменен более производительным пудлигованием. В 1856 г. англичанин Генри Бессемер нашел способ продувания воздуха через горячий чугун с целью выгорания из него излишнего кислорода и превращения его в сталь. Тогда же француз Пьер Эмиль Мартен создал специальную печь для переработки чугуна в сталь путем окислительной плавки (мартеновский способ).
В Англии быстро росла протяженность железных дорог. В 1825 г. активно занимавшийся строительством паровозов Джордж Стефенсон провел первый пассажирский состав по маршруту Дарлингтон—Стоктон. В 1830 г. рельсовый путь связал Манчестер с Ливерпулем. А к 1850 г. страна покрылась сетью железных дорог общей протяженностью 50 тыс. км. Железнодорожная лихорадка способствовала быстрому развитию металлургии, машиностроения, паровозо- и вагоностроения.
|
Открытие первой в мире железной дороги для общественного пользования в Англии. 1825 г.
Зарождение индустриального общества. Начавшаяся в Великобритании промышленная революция позже распространилась на другие страны Старого и Нового Света.
Промышленная революция создала условия, породившие индустриальное общество.
Процесс модернизации не только сопровождался изменениями в экономике, но и менял мировоззрение людей.
Наиболее быстрое развитие индустриальное общество получило в Великобритании. Здесь еще во второй половине XVII в. была провозглашена свобода промыслов, таким образом, складывались необходимые условия для господства свободной конкуренции.
В идеале индустриальное общество основано на идеях свободы, равенства и независимости: предприниматели не зависят от власти государства, покупатели и продавцы равны, каждый член общества свободен в своих действиях.
Образование слоя наемных рабочих и создание внутреннего рынка (т. е. сферы товарного обмена внутри страны; в покупке изделий промышленности нуждалось все большее число людей) в Англии сочеталось с бурным процессом так называемого первоначального накопления капитала.
|
Капитал — деньги и средства производства (предприятия, техника, имущество и т. д.), приносящие прибыль.
Возникает и промышленный пролетариат — люди, работающие на фабриках. Труд на фабриках был очень тяжелым. Рабочий день длился до 18 часов в сутки, а зарплата была низкой. Изобретение новых машин вело к массовым увольнениям, что вызывало возмущение рабочих. Оно выражалось в поломке машин и орудий труда (луддизм). По английским законам порча машин каралась смертью.
В первой половине XIX в. промышленный переворот в Великобритании завершился. Почти до конца XIX в. Англия оставалась «мастерской мира».
Экономическое развитие Великобритании и Франции в первой половине XIX в. Несмотря на успехи, английская экономика испытывала и немалые сложности. В XIX в. Великобритания вошла в состояние крайнего напряжения сил, вызванного непрерывными войнами с Францией. Введенная Наполеоном континентальная блокада, т. е. запрет государствам Европы осуществлять торговлю с Англией, резко подняла цены на продовольствие, что вызвало в стране «голодные бунты».
Победа над Наполеоном в 1815 г. ликвидировала блокаду, но породила новые проблемы. Из армии и флота были уволены до полумиллиона человек. Правительство сократило заказы промышленным предприятиям. В Британию стало поступать дешевое европейское зерно. Падение цен сеяло панику. В качестве регулирующей меры были приняты «хлебные законы», фактически запрещающие ввоз хлеба в страну. В результате цены на хлеб неимоверно выросли.
И все же положительные результаты промышленного переворота перевешивали последствия неблагоприятных факторов.
Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. в целом шло успешно. За короткий период промышленность Франции выросла более чем на 50%. Развитию экономики способствовали приток денег и ценностей из завоеванных Наполеоном стран, протекционистская политика и выгодные внешнеторговые сделки. Однако долгие войны, а затем и сокрушительное поражение Франции нанесли серьезный удар по ее экономике. Правда, от последствий неблагоприятных факторов удалось оправиться довольно быстро. В период реставрации Бурбонов (1815—1830) процесс замены ручного труда машинным успешно продолжался. С 1825 по 1847 г. объем промышленного производства увеличился на две трети. Быстро развивался ряд новых отраслей, прежде всего химическая промышленность.
Общие особенности экономического развития во второй половине XIX в. Во второй половине XIX в. в экономике передовых стран Европы происходили дальнейшие перемены. Они связаны с зарождением монополий.
Монополии — крупные хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления повышенных цен и извлечения повышенных прибылей.
Усиление роли монополий было вызвано прогрессом в технике, повлекшим за собой усложнение производственного процесса. Для осуществления последнего требовалось все больше капитала, так как все дороже становились машины и сырье. Поэтому предприниматели начали объединяться.
Ускорению этого объединения способствовали экономические кризисы, или кризисы перепроизводства. Механизм возникновения кризисов был таков: внедрение новой техники вело к сокращению работников; оказавшиеся без работы люди переставали покупать товары; а это, в свою очередь, вело к падению производства.
Первый такой кризис произошел в Англии в 1825 г. Вскоре выяснилось, что кризисы назревают примерно через равное число лет. В 1858 г. разразился первый мировой экономический кризис. Во время кризисов многие предприятия закрывались, предприниматели разорялись, а объединению предпринимателей было проще преодолеть последствия кризисов.
Важнейшей стороной развития монополий стала новая роль банков в экономике. Промышленные компании налаживали с банками прочные связи для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита. Во второй половине XIX в. ускорился процесс сращивания производства и капитала. Существовали монополии следующих типов: картель, синдикат, трест, концерн.
Металлургический завод второй половины XIX в.
Картель — объединение самостоятельных предприятий, основанное на временном соглашении между ними с целью установления контроля над сбытом определенного товара, повышения цен на этот товар и обеспечения монопольно высокой прибыли.
Синдикат — объединение самостоятельных предприятий какой-либо отрасли, основанное на соглашении о совместном сбыте товаров.
Трест — такая форма организации, когда объединяющиеся предприятия теряют свою самостоятельность и подчиняются единому управлению.
Концерн — объединение предприятий, банков и торговых фирм на основе общей финансовой зависимости от определенной группы капиталистов, высшая форма монополий.
Картель может предусматривать установление обязательных для всех участников объединения цен на товары, разграничение районов сбыта, определение общего объема производства или сбыта и доли в них каждого участника.
Синдикат создается с целью обеспечения монопольного господства на рынке, установления монопольных цен и получения наивысшей прибыли. Участники такого объединения подчиняют своему контролю мелкие предприятия и расширяют свое влияние на внутренних и внешних рынках.
Владельцы вошедших в трест предприятий лишаются права непосредственно распоряжаться ими.
Нередко концерны объединялись в финансовые группы или финансовые дома (например, дома Морганов, Рокфеллеров в США).
После мирового экономического кризиса 1873 г. процесс развития картелей ускорился, однако они быстро распадались. Тем не менее к концу XIX столетия картели стали одной из основ европейской экономики. К началу XX в. число концернов и трестов в США увеличилось со 185 до 250.
Роль государства в экономике. В первой половине XIX в. государственное вмешательство в экономику резко сократилось. Банкиры, владельцы промышленных предприятий настойчиво отстаивали свободу предпринимательства. По их мнению, роль государства, помимо защиты внешних интересов, следовало ограничить созданием и поддержанием условий, благоприятствующих развитию хозяйственной жизни страны (развитие путей сообщения, средств связи, обеспечение устойчивости денежного обращения и т. д.).
Однако во второй половине XIX в. возросла роль государства в управлении колониями, а войны содействовали получению страной-победительницей огромных военных контрибуций. Государственное вмешательство в экономическую жизнь заключалось также во введении фабричного законодательства (ограничение рабочего дня, страхование рабочих и т. д.).
Наиболее сильное влияние государства на экономику было в Германии. Здесь происходило огосударствление железных дорог, была введена табачная монополия.
Вопросы и задания
1. Какие изменения в жизни европейских стран были связаны с промышленным переворотом? Что такое фабрика, модернизация, индустриальное общество?
2. Охарактеризуйте основные черты экономического развития ведущих стран Западной Европы в первой половине ХIХ в.
3. Какие перемены происходили в экономике развитых стран во второй половине ХIХ в.? Что такое монополии и почему они возникали? Чем отличались различные типы монополистических объединений? Составьте сравнительную таблицу.
4. Дайте характеристику роли государства в экономической жизни ведущих стран в ХIХ в.
5. Используя дополнительную литературу и Интернет, напишите эссе по истории экономического развития одной из стран в ХIХ в.
Документ
Из романа Чарлза Диккенса «Лавка древностей» (1841 г.)
По обеим сторонам дороги и до затянутого мглой горизонта фабричные трубы, теснившиеся одна к другой в том удручающем однообразии, которое так пугает нас в тяжелых снах, извергали в небо клубы смрадного дыма, затемняли божий свет и отравляли воздух этих печальных мест. Справа и слева, еле прикрытые сбитыми наспех досками или полусгнившим навесом, какие-то странные машины вертелись и корчились среди куч золы, будто живые существа под пыткой, лязгали цепями, сотрясали землю своими судорогами и время от времени пронзительно вскрикивали, словно не стерпев муки. Кое-где попадались закопченные, вросшие в землю лачуги — без крыш, с выбитыми стеклами, подпертые со всех сторон досками с соседних развалин и все-таки служившие людям жильем. Мужчины, женщины и дети, жалкие, одетые в отрепья, работали около машин, подкидывали уголь в их топки, просили милостыню на дороге или же хмуро озирались по сторонам, стоя на пороге своих жилищ, лишенных даже дверей. А за лачугами снова появлялись машины, не уступавшие яростью дикому зверю, и снова начинался скрежет и вихрь движения, а впереди нескончаемой вереницей высились кирпичные трубы, которые все так же изрыгали черный дым, губя все живое, заслоняя солнце и плотной темной тучей окутывая этот кромешный ад.
Вопросы к документу
1. Каковы были последствия промышленного переворота для рабочих?
2. Было ли, на ваш взгляд, подобное положение рабочих неизбежным?