Открытие первой в мире железной дороги для общественного пользования в Англии. 1825 г.




Глава 7 Становление индустриальной цивилизации в Европе

· § 47. Промышленный переворот и его последствия

· § 48. Международные отношения

· § 49. Политическое развитие стран Европы и Америки

· § 50. Развитие западноевропейской культуры

Прочитав эту главу, вы узнаете:

· что такое промышленная революция (переворот), каковы ее причины, как она повлияла на историю государств и жизнь людей;

· в чем состояли особенности международных отношений в ХIХ в., как и в ходе каких войн и переговоров менялась политическая карта Европы и мира в том столетии;

· что было характерно для политического развития стран Европы и Америки в ХIХ в., каковы причины и последствия важнейших революций, восстаний, реформ того периода;

· каковы были важнейшие достижения европейской науки и культуры в ХIХ в.

 

 

§ 47.Промышленный переворот и его последствия

На­чало про­мыш­ленно­го пе­рево­рота. В кон­це XVIII в. в про­мыш­ленном про­из­водс­тве ря­да стран За­пад­ной Ев­ро­пы, в ко­торых пи­оне­ром выс­ту­пала Ве­ликоб­ри­тания, на­чал­ся пе­реход от ма­нуфак­турной ста­дии с ее руч­ной тех­ни­кой к фаб­ричной сис­те­ме про­из­водс­тва.

Про­мыш­ленный пе­рево­рот пов­ли­ял на жизнь все­го об­щес­тва, но преж­де все­го пе­реме­ны кос­ну­лись эко­номи­ки.

Про­мыш­ленный пе­рево­рот (про­мыш­ленная ре­волю­ция) — пе­реход от руч­но­го тру­да к ма­шин­но­му.

Пот­ребнос­ти раз­ви­тия ма­нуфак­тур спо­собс­тво­вали ря­ду изоб­ре­тений в об­ласти ме­хани­ки. В тек­стильной про­мыш­леннос­ти ши­роко ис­пользо­вались прял­ки «Джен­ни» (изоб­ре­тение Дж. Хар­гви­са, 1765 г.); в 1779 г. Сэ­мю­эл Кром­птон усо­вер­шенс­тво­вал ткац­кий про­цесс вве­дени­ем мюль-ма­шин, поз­во­ляв­ших по­лучать бо­лее тон­кую и проч­ную нить, чем раньше. В 1785 г. в Ан­глии был за­патен­то­ван пер­вый ме­хани­чес­кий ткац­кий ста­нок Эд­мунда Кар­трайта, а спус­тя шес­тнад­цать лет от­кры­лась пер­вая ме­хани­чес­кая ткац­кая фаб­ри­ка.

Фаб­ри­ка — про­мыш­ленное пред­при­ятие, ос­но­ван­ное на ма­шин­ном про­из­водс­тве.

Ос­трая кон­ку­рен­ция пред­при­нима­телей тре­бова­ла пос­то­ян­но­го внед­ре­ния на про­из­водс­тве но­вейших дос­ти­жений на­уки и тех­ни­ки.

В 1765 г. ан­гли­чанин Джеймс У­атт пос­тро­ил свою па­ровую ма­шину. Для ра­боты па­ровых ма­шин ну­жен был уголь, по­это­му его до­быча рез­ко воз­росла. Уве­личе­ние пот­ребнос­ти в ме­тал­ле при­вело к усо­вер­шенс­тво­ванию ме­тал­лургии.

В Ан­глии с 40-х гг. XVIII в. ста­ли ис­пользо­вать ти­гельную плав­ку для про­из­водс­тва ли­той ста­ли. Крич­ный пе­редел чу­гуна был за­менен бо­лее про­из­во­дительным пуд­ли­гова­ни­ем. В 1856 г. ан­гли­чанин Ген­ри Бес­се­мер на­шел спо­соб про­дува­ния воз­ду­ха че­рез го­рячий чу­гун с целью вы­гора­ния из не­го из­лишне­го кис­ло­рода и прев­ра­щения его в сталь. Тог­да же фран­цуз Пьер Эмиль Мар­тен соз­дал спе­ци­альную печь для пе­рера­бот­ки чу­гуна в сталь пу­тем окис­ли­тельной плав­ки (мар­те­нов­ский спо­соб).

В Ан­глии быс­тро рос­ла про­тяжен­ность же­лез­ных до­рог. В 1825 г. ак­тивно за­нимав­шийся строи­тельством па­рово­зов Джордж Сте­фен­сон про­вел пер­вый пас­са­жир­ский сос­тав по мар­шру­ту Дар­лин­гтон—Сток­тон. В 1830 г. рельсо­вый путь свя­зал Ман­честер с Ли­вер­пу­лем. А к 1850 г. стра­на пок­ры­лась сетью же­лез­ных до­рог об­щей про­тяжен­ностью 50 тыс. км. Же­лез­но­дорож­ная ли­хорад­ка спо­собс­тво­вала быс­тро­му раз­ви­тию ме­тал­лургии, ма­шинос­тро­ения, па­рово­зо- и ва­гонос­тро­ения.

Открытие первой в мире железной дороги для общественного пользования в Англии. 1825 г.

За­рож­де­ние ин­дус­три­ально­го об­щес­тва. На­чав­ша­яся в Ве­ликоб­ри­тании про­мыш­ленная ре­волю­ция поз­же рас­простра­нилась на дру­гие стра­ны Ста­рого и Но­вого Све­та.

Про­мыш­ленная ре­волю­ция соз­да­ла ус­ло­вия, по­родив­шие ин­дус­три­альное об­щес­тво.

Про­цесс мо­дер­ни­зации не только соп­ро­вож­дался из­ме­нени­ями в эко­номи­ке, но и ме­нял ми­ровоз­зре­ние лю­дей.

На­ибо­лее быс­трое раз­ви­тие ин­дус­три­альное об­щес­тво по­лучи­ло в Ве­ликоб­ри­тании. Здесь еще во вто­рой по­лови­не XVII в. бы­ла про­воз­гла­шена сво­бода про­мыс­лов, та­ким об­ра­зом, скла­дыва­лись не­об­хо­димые ус­ло­вия для гос­подс­тва сво­бод­ной кон­ку­рен­ции.

В иде­але ин­дус­три­альное об­щес­тво ос­но­вано на иде­ях сво­боды, ра­венс­тва и не­зави­симос­ти: пред­при­нима­тели не за­висят от влас­ти го­сударс­тва, по­купа­тели и про­дав­цы рав­ны, каж­дый член об­щес­тва сво­боден в сво­их действи­ях.

Об­ра­зова­ние слоя на­ем­ных ра­бочих и соз­да­ние внут­ренне­го рын­ка (т. е. сфе­ры то­вар­но­го об­ме­на внут­ри стра­ны; в по­куп­ке из­де­лий про­мыш­леннос­ти нуж­да­лось все большее чис­ло лю­дей) в Ан­глии со­чета­лось с бур­ным про­цес­сом так на­зыва­емо­го пер­во­начально­го на­коп­ле­ния ка­пита­ла.

Ка­питал — деньги и средс­тва про­из­водс­тва (пред­при­ятия, тех­ни­ка, иму­щес­тво и т. д.), при­нося­щие при­быль.

Воз­ни­ка­ет и про­мыш­ленный про­лета­ри­ат — лю­ди, ра­бота­ющие на фаб­ри­ках. Труд на фаб­ри­ках был очень тя­желым. Ра­бочий день длил­ся до 18 ча­сов в сут­ки, а зар­пла­та бы­ла низ­кой. Изоб­ре­тение но­вых ма­шин ве­ло к мас­со­вым увольне­ни­ям, что вы­зыва­ло воз­му­щение ра­бочих. Оно вы­ража­лось в по­лом­ке ма­шин и ору­дий тру­да (луд­дизм). По ан­глийским за­конам пор­ча ма­шин ка­ралась смертью.

В пер­вой по­лови­не XIX в. про­мыш­ленный пе­рево­рот в Ве­ликоб­ри­тании за­вер­шился. Поч­ти до кон­ца XIX в. Ан­глия ос­та­валась «мас­тер­ской ми­ра».

Эко­номи­чес­кое раз­ви­тие Ве­ликоб­ри­тании и Фран­ции в пер­вой по­лови­не XIX в. Нес­мотря на ус­пе­хи, ан­глийская эко­номи­ка ис­пы­тыва­ла и не­малые слож­ности. В XIX в. Ве­ликоб­ри­тания вош­ла в сос­то­яние крайне­го нап­ря­жения сил, выз­ванно­го неп­ре­рыв­ны­ми война­ми с Фран­ци­ей. Вве­ден­ная На­поле­оном кон­ти­нен­тальная бло­када, т. е. зап­рет го­сударс­твам Ев­ро­пы осу­щест­влять тор­говлю с Ан­гли­ей, рез­ко под­ня­ла це­ны на про­довольствие, что выз­ва­ло в стра­не «го­лод­ные бун­ты».

По­беда над На­поле­оном в 1815 г. лик­ви­диро­вала бло­каду, но по­роди­ла но­вые проб­ле­мы. Из ар­мии и фло­та бы­ли уво­лены до по­лумил­ли­она че­ловек. Пра­ви­тельство сок­ра­тило за­казы про­мыш­ленным пред­при­яти­ям. В Бри­танию ста­ло пос­ту­пать де­шевое ев­ро­пейское зер­но. Па­дение цен се­яло па­нику. В ка­чес­тве ре­гули­ру­ющей ме­ры бы­ли при­няты «хлеб­ные за­коны», фак­ти­чес­ки зап­ре­ща­ющие ввоз хле­ба в стра­ну. В ре­зульта­те це­ны на хлеб не­имо­вер­но вы­рос­ли.

И все же по­ложи­тельные ре­зульта­ты про­мыш­ленно­го пе­рево­рота пе­реве­шива­ли пос­ледс­твия неб­ла­гоп­ри­ят­ных фак­то­ров.

Эко­номи­чес­кое раз­ви­тие Фран­ции в пер­вой по­лови­не XIX в. в це­лом шло ус­пешно. За ко­рот­кий пе­ри­од про­мыш­ленность Фран­ции вы­рос­ла бо­лее чем на 50%. Раз­ви­тию эко­номи­ки спо­собс­тво­вали при­ток де­нег и цен­ностей из за­во­еван­ных На­поле­оном стран, про­тек­ци­онист­ская по­лити­ка и вы­год­ные внеш­не­тор­го­вые сдел­ки. Од­на­ко дол­гие войны, а за­тем и сок­ру­шительное по­раже­ние Фран­ции на­нес­ли серьез­ный удар по ее эко­номи­ке. Прав­да, от пос­ледс­твий неб­ла­гоп­ри­ят­ных фак­то­ров уда­лось оп­ра­виться до­вольно быс­тро. В пе­ри­од рес­тавра­ции Бур­бо­нов (1815—1830) про­цесс за­мены руч­но­го тру­да ма­шин­ным ус­пешно про­дол­жался. С 1825 по 1847 г. объем про­мыш­ленно­го про­из­водс­тва уве­личил­ся на две тре­ти. Быс­тро раз­ви­вал­ся ряд но­вых от­раслей, преж­де все­го хи­мичес­кая про­мыш­ленность.

Об­щие осо­бен­ности эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия во вто­рой по­лови­не XIX в. Во вто­рой по­лови­не XIX в. в эко­номи­ке пе­редо­вых стран Ев­ро­пы про­ис­хо­дили дальнейшие пе­реме­ны. Они свя­заны с за­рож­де­ни­ем мо­нопо­лий.

Мо­нопо­лии — круп­ные хо­зяйствен­ные объеди­нения, осу­щест­вля­ющие кон­троль над от­расля­ми, рын­ка­ми и эко­номи­кой на ос­но­ве вы­сокой сте­пени кон­цен­тра­ции про­из­водс­тва и ка­пита­ла с целью ус­та­нов­ле­ния по­вышен­ных цен и из­вле­чения по­вышен­ных при­былей.

Уси­ление ро­ли мо­нопо­лий бы­ло выз­ва­но прог­рессом в тех­ни­ке, пов­лекшим за со­бой ус­ложне­ние про­из­водс­твен­но­го про­цес­са. Для осу­щест­вле­ния пос­ледне­го тре­бова­лось все больше ка­пита­ла, так как все до­роже ста­нови­лись ма­шины и сырье. По­это­му пред­при­нима­тели на­чали объеди­няться.

Ус­ко­рению это­го объеди­нения спо­собс­тво­вали эко­номи­чес­кие кри­зисы, или кри­зисы пе­ре­про­из­водс­тва. Ме­ханизм воз­никно­вения кри­зисов был та­ков: внед­ре­ние но­вой тех­ни­ки ве­ло к сок­ра­щению ра­бот­ни­ков; ока­зав­ши­еся без ра­боты лю­ди пе­рес­та­вали по­купать то­вары; а это, в свою оче­редь, ве­ло к па­дению про­из­водс­тва.

Пер­вый та­кой кри­зис про­изо­шел в Ан­глии в 1825 г. Вско­ре вы­яс­ни­лось, что кри­зисы наз­ре­ва­ют при­мер­но че­рез рав­ное чис­ло лет. В 1858 г. раз­ра­зил­ся пер­вый ми­ровой эко­номи­чес­кий кри­зис. Во вре­мя кри­зисов мно­гие пред­при­ятия зак­ры­вались, пред­при­нима­тели ра­зоря­лись, а объеди­нению пред­при­нима­телей бы­ло про­ще пре­одо­леть пос­ледс­твия кри­зисов.

Важ­нейшей сто­роной раз­ви­тия мо­нопо­лий ста­ла но­вая роль бан­ков в эко­номи­ке. Про­мыш­ленные ком­па­нии на­лажи­вали с бан­ка­ми проч­ные свя­зи для по­луче­ния дол­госроч­ных ссуд, от­кры­тия кре­дита. Во вто­рой по­лови­не XIX в. ус­ко­рил­ся про­цесс сра­щива­ния про­из­водс­тва и ка­пита­ла. Су­щес­тво­вали мо­нопо­лии сле­ду­ющих ти­пов: кар­тель, син­ди­кат, трест, кон­церн.

Металлургический завод второй половины XIX в.

Кар­тель — объеди­нение са­мос­то­ятельных пред­при­ятий, ос­но­ван­ное на вре­мен­ном сог­ла­шении меж­ду ни­ми с целью ус­та­нов­ле­ния кон­тро­ля над сбы­том оп­ре­делен­но­го то­вара, по­выше­ния цен на этот то­вар и обес­пе­чения мо­нопольно вы­сокой при­были.

Син­ди­кат — объеди­нение са­мос­то­ятельных пред­при­ятий ка­кой-ли­бо от­расли, ос­но­ван­ное на сог­ла­шении о сов­мес­тном сбы­те то­варов.

Трест — та­кая фор­ма ор­га­низа­ции, ког­да объеди­ня­ющи­еся пред­при­ятия те­ря­ют свою са­мос­то­ятельность и под­чи­ня­ют­ся еди­ному уп­равле­нию.

Кон­церн — объеди­нение пред­при­ятий, бан­ков и тор­го­вых фирм на ос­но­ве об­щей фи­нан­со­вой за­виси­мос­ти от оп­ре­делен­ной груп­пы ка­пита­лис­тов, выс­шая фор­ма мо­нопо­лий.

Кар­тель мо­жет пре­дус­матри­вать ус­та­нов­ле­ние обя­зательных для всех учас­тни­ков объеди­нения цен на то­вары, раз­гра­ниче­ние районов сбы­та, оп­ре­деле­ние об­ще­го объема про­из­водс­тва или сбы­та и до­ли в них каж­до­го учас­тни­ка.

Син­ди­кат соз­да­ет­ся с целью обес­пе­чения мо­нопольно­го гос­подс­тва на рын­ке, ус­та­нов­ле­ния мо­нопольных цен и по­луче­ния на­ивыс­шей при­были. Учас­тни­ки та­кого объеди­нения под­чи­ня­ют сво­ему кон­тро­лю мел­кие пред­при­ятия и рас­ши­ря­ют свое вли­яние на внут­ренних и внеш­них рын­ках.

Вла­дельцы во­шед­ших в трест пред­при­ятий ли­ша­ют­ся пра­ва не­пос­редс­твен­но рас­по­ряжаться ими.

Не­ред­ко кон­церны объеди­нялись в фи­нан­со­вые груп­пы или фи­нан­со­вые до­ма (нап­ри­мер, до­ма Мор­га­нов, Рок­фелле­ров в США).

Пос­ле ми­рово­го эко­номи­чес­ко­го кри­зиса 1873 г. про­цесс раз­ви­тия кар­те­лей ус­ко­рил­ся, од­на­ко они быс­тро рас­па­дались. Тем не ме­нее к кон­цу XIX сто­летия кар­те­ли ста­ли од­ной из ос­нов ев­ро­пейской эко­номи­ки. К на­чалу XX в. чис­ло кон­цернов и трес­тов в США уве­личи­лось со 185 до 250.

Роль го­сударс­тва в эко­номи­ке. В пер­вой по­лови­не XIX в. го­сударст­вен­ное вме­ша­тельство в эко­номи­ку рез­ко сок­ра­тилось. Бан­ки­ры, вла­дельцы про­мыш­ленных пред­при­ятий нас­тойчи­во от­ста­ива­ли сво­боду пред­при­нима­тельства. По их мне­нию, роль го­сударс­тва, по­мимо за­щиты внеш­них ин­те­ресов, сле­дова­ло ог­ра­ничить соз­да­ни­ем и под­держа­ни­ем ус­ло­вий, бла­гоп­ри­ятс­тву­ющих раз­ви­тию хо­зяйствен­ной жиз­ни стра­ны (раз­ви­тие пу­тей со­об­ще­ния, средств свя­зи, обес­пе­чение ус­тойчи­вос­ти де­неж­но­го об­ра­щения и т. д.).

Од­на­ко во вто­рой по­лови­не XIX в. воз­росла роль го­сударс­тва в уп­равле­нии ко­лони­ями, а войны со­действо­вали по­луче­нию стра­ной-по­беди­тельни­цей ог­ромных во­ен­ных кон­три­буций. Го­сударст­вен­ное вме­ша­тельство в эко­номи­чес­кую жизнь зак­лю­чалось так­же во вве­дении фаб­рично­го за­коно­да­тельства (ог­ра­ниче­ние ра­боче­го дня, стра­хова­ние ра­бочих и т. д.).

На­ибо­лее сильное вли­яние го­сударс­тва на эко­номи­ку бы­ло в Гер­ма­нии. Здесь про­ис­хо­дило ого­сударствле­ние же­лез­ных до­рог, бы­ла вве­дена та­бач­ная мо­нопо­лия.

Вопросы и задания

1. Ка­кие из­ме­нения в жиз­ни ев­ро­пейских стран бы­ли свя­заны с про­мыш­ленным пе­рево­ротом? Что та­кое фаб­ри­ка, мо­дер­ни­зация, ин­дус­три­альное об­щес­тво?

2. Оха­рак­те­ризуйте ос­новные чер­ты эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия ве­дущих стран За­пад­ной Ев­ро­пы в пер­вой по­лови­не ХIХ в.

3. Ка­кие пе­реме­ны про­ис­хо­дили в эко­номи­ке раз­ви­тых стран во вто­рой по­лови­не ХIХ в.? Что та­кое мо­нопо­лии и по­чему они воз­ни­кали? Чем от­ли­чались раз­личные ти­пы мо­нопо­лис­ти­чес­ких объеди­нений? Сос­тавьте срав­ни­тельную таб­ли­цу.

4. Дайте ха­рак­те­рис­ти­ку ро­ли го­сударс­тва в эко­номи­чес­кой жиз­ни ве­дущих стран в ХIХ в.

5. Ис­пользуя до­пол­ни­тельную ли­тера­туру и Ин­тернет, на­пиши­те эс­се по ис­то­рии эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия од­ной из стран в ХIХ в.

Документ

Из ро­мана Чар­лза Дик­кенса «Лав­ка древ­ностей» (1841 г.)

По обе­им сто­ронам до­роги и до за­тяну­того мглой го­ризон­та фаб­ричные тру­бы, тес­нивши­еся од­на к дру­гой в том уд­ру­ча­ющем од­но­об­ра­зии, ко­торое так пу­га­ет нас в тя­желых снах, из­верга­ли в не­бо клу­бы смрад­но­го ды­ма, за­тем­ня­ли бо­жий свет и от­равля­ли воз­дух этих пе­чальных мест. Спра­ва и сле­ва, еле прик­ры­тые сби­тыми нас­пех дос­ка­ми или по­лус­гнив­шим на­весом, ка­кие-то стран­ные ма­шины вер­те­лись и кор­чи­лись сре­ди куч зо­лы, буд­то жи­вые су­щес­тва под пыт­кой, ляз­га­ли це­пями, сот­ря­сали зем­лю сво­ими су­доро­гами и вре­мя от вре­мени прон­зи­тельно вскри­кива­ли, слов­но не стер­пев му­ки. Кое-где по­пада­лись за­коп­ченные, врос­шие в зем­лю ла­чуги — без крыш, с вы­биты­ми стек­ла­ми, под­пертые со всех сто­рон дос­ка­ми с со­сед­них раз­ва­лин и все-та­ки слу­жив­шие лю­дям жильем. Муж­чи­ны, жен­щи­ны и де­ти, жал­кие, оде­тые в от­репья, ра­бота­ли око­ло ма­шин, под­ки­дыва­ли уголь в их топ­ки, про­сили ми­лос­ты­ню на до­роге или же хму­ро ози­рались по сто­ронам, стоя на по­роге сво­их жи­лищ, ли­шен­ных да­же две­рей. А за ла­чуга­ми сно­ва по­яв­ля­лись ма­шины, не ус­ту­пав­шие яростью ди­кому зве­рю, и сно­ва на­чинал­ся скре­жет и вихрь дви­жения, а впе­реди нес­конча­емой ве­рени­цей вы­сились кир­пичные тру­бы, ко­торые все так же из­ры­гали чер­ный дым, гу­бя все жи­вое, зас­ло­няя сол­нце и плот­ной тем­ной ту­чей оку­тывая этот кро­меш­ный ад.

Вопросы к документу

1. Ка­ковы бы­ли пос­ледс­твия про­мыш­ленно­го пе­рево­рота для ра­бочих?

2. Бы­ло ли, на ваш взгляд, по­доб­ное по­ложе­ние ра­бочих не­из­бежным?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: