Разборчивость:
5 баллов – разборчивость речи не нарушена;
4 балла – разборчивость речи несколько снижена;
3 балла - речь смазанная, невнятная;
2 балла - речь мало понятная окружающим;
1 балл – речь понятна только близким.
Темп:
5 – темп соответствует норме;
4 – незначительные, единичные нарушения темпа речи;
3 – темп речи быстрый (замедленный), запинки.
2 – тахилалия, брадилалия, заикание.
1 – значительные нарушения темпа речи, затрудняющие её понимание.
Ритм:
5 – ритм речи соответствует норме;
4 - незначительные, единичные нарушения ритма речи;
3 – нарушения ритма речи (дисритмия, растянутый, скандированный ритм речи);
2 – проявления гиперкинезов;
1 - значительные нарушения ритма речи, затрудняющие её понимание.
Дыхание:
5 – дыхание свободное;
4 – незначительные, единичные нарушения дыхания;
3 – частые нарушения дыхания (затруднённое дыхание, поверхностное, неглубокое, неровное; носовое дыхание затруднено);
2 – дыхание ключичное, ротовой вдох не сформирован, носовое дыхание отсутствует, при фонации выдох смешанный;
1 – грубые нарушения дыхания, несформированность речевого дыхания.
Голос:
5 – N
4 – голос тихий, слабый; отклонений тембра нет;
3 – голос монотонный, тихий, маломодулированный, незначительные отклонения тембра;
2 – нарушения тембра голоса (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий); наличие носового оттенка;
1 – особенности голоса невозможно определить из-за невнятности речи.
ППМС-центр «Истоки»
Артикуляционная моторика
Упражнения | 4 -7 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
«Улыбка» | |||
«Хоботок» | |||
«Лопатка» | |||
«Иголка» | |||
«Улыбка - хоботок» | |||
«Качели» | |||
«Маятник» | |||
«Лошадка» | |||
«Орешек» |
Методические рекомендации по заполнению.
При обследовании логопед отмечает:
Объём движений – строго ограничен, неполный, полный;
Тонус – N, повышен, понижен;
Подвижность – достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия;
Переключаемость, точность движений – достаточная, недостаточная;
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения;
4 – все движения доступны, объём полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны;
3 – замедленное и напряжённое выполнение;
2 – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
1 – невыполнение.
ППМС-центр «Истоки»
Звукопроизношение
Звук | 5-7 лет | |||||||||||
начало года | середина года | конец года | ||||||||||
С | ||||||||||||
С | ||||||||||||
З | ||||||||||||
З | ||||||||||||
Ц | ||||||||||||
Ч | ||||||||||||
Щ | ||||||||||||
Ш | ||||||||||||
Ж | ||||||||||||
Л | ||||||||||||
Л | ||||||||||||
Р | ||||||||||||
Р |
1 – изолированное произношение, 2 – в слове, 3- в фразе, 4 – в речи
В процессе обследования логопед отмечает:
- N; (5 баллов)
- фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи; (4 балла)
- фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения); (3 балла)
- фонологические дефекты (замены, смешения). (2-1 балл)
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;
4 – один - два звука правильно произносятся изолированно и отражённо, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы);
3 – нарушено произношение трёх - пяти звуков;
2 – в любой позиции искажаются или заменяются шесть –девять звуков;
1 – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются десять и более звуков.
ППМС-центр «Истоки»
Слоговая структура слова
СЛОВА | 4-5 лет | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
Стук | |||
Посуда | |||
Фантик | |||
Капуста | |||
Помидоры | |||
Тропинка |
СЛОВА | 5 - 6 лет | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
Лестница | |||
Аквариум | |||
Фотограф | |||
Лекарство | |||
Велосипед | |||
Температура |
СЛОВА | 6-7 лет | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
Термометр | |||
Экскаватор | |||
Фотоаппарат | |||
Водопроводчик | |||
Виолончелист | |||
Парикмахерская |
Методические рекомендации по заполнению.
В ходе проведения обследования логопед отмечает:
- N; (5 баллов)
- негрубые нарушения слоговой структуры слова; (4-3 балла)
- структура нарушена. (2-1 балла)
Указывает виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципация (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии (замены).
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;
4 – воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки;
3- замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры.
2- искажение слоговой структуры;
1 – невоспроизведение.
ППМС-центр «Истоки»
Фонематический слух
Слова для слуховой дифференциации (по картинкам) | 4-7 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Зуб – суп, бочка – почка | |||
Бак – мак, дочка – ночка | |||
Мел – мель, круг – крюк | |||
Точка – кочка, салат – халат | |||
Марка – майка | |||
Ель- гель | |||
Бочка – дочка | |||
Бинт – винт | |||
Миска – мишка, крыса – крыша, розы – рожи | |||
Тапки – шапки, танки – санки | |||
Плач – плащ, кочка – кошка | |||
Речка – редька | |||
Цвет – свет | |||
Рак - лак, рожки – ложки, рейка - лейка |
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – все задания выполнены верно;
4 – допускаются одна – две ошибки, но исправляются самостоятельно;
3 – ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения;
2 – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
1 – невыполнение.
По результатам проведённого обследования делается вывод:
- фонематический слух в норме (5балла);
- фонематический слух развит недостаточно (4-3 балла);
- фонематический слух нарушен (2-1 балла).
ППМС-центр «Истоки»