Улучшение коммуникативных навыков.




Введение.

Человеческое общество нельзя представить без общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью, чтобы жить без конфликтов люди вынуждены взаимодействовать. Общение происходит между теми людьми, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить ее новыми связями и отношения между людьми.

Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

 

Коммуникативные навыки

Коммуникативные навыки — это способность человека правильно взаимодействовать с окружающими. То есть, понятно выражать свои мысли и интерпретировать полученную информацию от других. Простыми словами, это наша способность общаться.

В современном мире технических достижений, где любую информацию можно легко получить в интернете, умение общаться становится всё более ценным навыком. Развитая коммуникабельность помогает успешно продавать товары, вести переговоры, выступать перед публикой, понимать собеседника и быть понятым им. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития вообще, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой, а также позволяют самовыражаться через творчество.

Трудности в общении могут возникать при недостаточной развитости того или иного коммуникативного умения. Жизненный опыт учит нас решать многие проблемы путем переговоров, однако иногда обстоятельства складываются так, что накопленных знаний для решения проблемы не хватает.

Коммуникативные способности каждого человека формируются индивидуально и в течении всей жизни. Влияющими факторами здесь являются взаимоотношения с родителями, сверстниками, позже с руководством и коллегами по работе. В целом наше осознание собственной социальной роли диктует на коммуникативные навыки составляют особый поведенческий комплекс, позволяющий каждому из нас:

· устанавливать контакты;

· заинтересовывать собеседника;

· поддерживать общение;

· сохранять отношения;

· аргументировать свои мысли;

· отстаивать свои интересы;

· разрешать конфликты;

· пользоваться невербальными средствами общения;

· защищаться от манипуляций;

· понимать окружающих, мотивы их действий и реакции.

 

Улучшение коммуникативных навыков.

Развить свои коммуникативные навыки поможет прохождение специализированного тренинга, где отработка моделей жизненных ситуаций, даже в случае ошибки, не повлечет за собой непоправимых последствий, как это бывает в жизни. Профессиональные наставники помогут научиться сглаживать конфликты, развить убедительную речь, приобрести навыки эффективной самопрезентации и повысить доверие к вашим словам.

В группе единомышленников есть возможность творчески подходить к решению коммуникативных задач, апробировать различные способы влияния на собеседника, использовать различные роли и проигрывать необходимые ситуации. Не нужно стесняться идти на контакт первым. Если хотите общения – просто начинайте его. Но не забывайте, что есть ситуации, когда потенциальный собеседник не желает общаться, поэтому не стоит на него давить и принуждать. В остальных же случаях нужно учиться переступать через свои комплексы и неуверенность.

Во многих ситуациях люди замкнуты и не уверены в себе из-за того, что слишком много думают об уместности своих эмоций и чувств. Но прямой путь к общению – это открытость. Никто не запрещает вам смеяться, грустить, признаваться в любви, высказывать опасения делиться своими наблюдениями и идеями. В дополнение к этому открытость способствует повышению самооценки и формированию положительного взгляда на мир.

В некоторых ситуациях невербальное общение способно передать до 90% информации о состоянии человека, его настроении и отношении к происходящему, учитесь распознавать позы, жесты и другие невербальные проявления собеседника, а также обязательно обращайте внимание на собственные невербальные сигналы. Научившись это делать, вы сможете доносить до других людей все, что пожелаете, не сказав ни единого слова, и лучше их понимать.

Умение слушать – один из лучших способов услышать, понять и расположить к себе собеседника. Слушая, не перебивая, вы не только дадите партнеру пространство для выражения своих мыслей, но и сами получите о нем массу информации, а также сможете увидеть, какие ошибки в общении допускает он, чтобы не повторять их в собственном общении. Также в процессе активного слушания вы сможете отслеживать свои реакции на поведение человека, а значит, научитесь видеть себя со стороны.

 

Тренинг.

Тренинг – это интенсивная форма обучения, где в короткие сроки происходит передача полезных практических навыков от спикера к аудитории. В этой статье мы поговорим про обычные тренинги, подразумевающие прямой контакт выступающего с разными группами пользователей.

Тренинг может длиться от одного до нескольких дней, и этот формат можно называть расширенной версией мастер-класса: у спикера есть больше возможностей для раскрытия сути предложенной темы, а у пользователей есть больше времени на взаимодействие, обмен опытом, учебу и закрепление сразу нескольких навыков.

Отличие психологического тренинга и вообще тренинга от других форм обучения, заключаются в том, что используются разные виды активности, такие как обсуждение, групповая дискуссия, моделирование ситуаций (ролевая игра), упражнения (психогимнастика), наблюдения и пр. Эти виды активности направлены на то, чтобы практиковать новые формы поведения и получать обратную связь от участников группы, как эта форма поведения воспринимается окружающими.

Примеры тех задач, на решение которых направлен социально-психологический тренинг:

· Формирование умения вести переговоры или решать конфликтные ситуации.

· Отработка приёмов эффективного общения.

· Приобретение умения взаимодействовать с партнером, работать в группе.

· Выработка личной стратегии общения. Например, для достижения определенной цели участнику группы необходимо сформировать умение «быть настойчивым», тогда как наиболее привычной для него является стратегия «во всем соглашаться».

Тренинги развития коммуникативных навыков могут проводиться в разных видах, мы приведем, предложенные А.А. Осиповой.

1. Базовый тренинг - тренинг партнёрства.

Основные задачи: формирование партнёрской установки в общении, умения быть на равных с партнёром, не ущемляя его и свои права, признавая право на автономию, непохожесть на себя, развитие техник установления и поддержания контакта, овладение техникой дискуссии, обучение регуляции эмоционального напряжения в конфликте, овладение навыком коллективного решения задач, развития навыков личного выступления и т. д.

Данный тренинг может использоваться как локально, так и являться начальным для определённой системы тренингов.

2. Тренинг ведения переговоров

Является логическим продолжением базового тренинга при более сложных ситуациях группового взаимодействия договаривающихся сторон, имеющих несовпадающие противоречивые интересы. Несовпадение интересов является источником конфликтов, которые могут быть разрешены с помощью переговоров.

Основные задачи: разработка тактики подготовки к предстоящим переговорам, ориентация в позициях и интересах другой стороны, выбор стратегий и тактики переговоров, поиск компромисса, выработка индивидуального стиля человека, ведущего переговоры, повышение социальной чувствительности.

3. Тренинг уверенного поведения, настойчивости (ассертивности) коммуникативный компетентность перцептивный

Основные задачи: создание установки на открытое выражение своих чувств без ущемления прав партнера, овладение техникой ассертивного поведения.

4. Тренинг принятия и реализации стратегического значения в условиях неопределенности, конкуренции и риска.

Основные задачи: повышение успешности анализа ситуаций, выделение существенной противоречивой и ложной информации, умение структуировать нечетко определенные задачи, способствовать прогнозировать последствия принимаемых решений, эмоциональность, устойчивость в условиях дефицита времени и конкуренции, расширение репертуара управленческого стиля, коррекция личностных «барьеров», мешающих эффективному принятию решений, стратегия разрешения личностных ситуаций.

5. Общий менеджерский тренинг - базовый игровой тренинг для менеджеров-руководителей.

Основные задачи: выявление особенностей лидерских качеств участников, мотивации, стиля руководства, изучения стадий развития организаций, овладение различными стратегиями управления, овладение навыком распределения ответственности и другое.

6. Тренинг навыков работы с клиентом-потребителем.

Основные задачи: овладение основными техниками работы с клиентом, изучение психологии потребителя. Овладение спецификой работы с клиентом в условиях сервиса, социальной помощи, бизнеса, маркетинга и т.д.

7. Тренинг проведения опросов и собеседований.

Основные задачи:овладение техниками проведения различного рода опросов, собеседований, интервью, консультаций, техникой сбора информации, проведения маркетинговых исследований, техникой установления контакта с контрагентами и другими.

8. Тренинг педагогического общения.

Может проводиться в студенческой группе под руководством психолога-преподавателя, в группах молодых педагогов, педагогов-стажеров, лиц, работающих в образовательных учреждениях, но не имеющих педагогического образования и соответствующей подготовки. Необходимыми условиями осуществления коммуникативного профессионального самовоспитания через систему тренинга является серьезное отношение к занятиям, постоянный критический самоанализ собственного общения, систематическая и индивидуальная работа над собой, внимание к работе партнеров. Тренинговая группа разыгрывает из себя ученический класс, каждый ее член последовательно выполняет роль учителя. Группа отрабатывает ряд упражнений, которые повышают компетентность в общении каждого ее члена. Упражнения направлены на отработку поведения в ученическом классе.

9. Коммуникативный тренинг для подростков.

Основные задачи: помочь ребенку в осознании универсального характера его трудностей, их распространенности и обычности, «нормальности»; причин его трудностей; преодолении внутренних барьеров; освоении адекватных способов самовыражения; формировании адекватной самооценки.

Цели реализуются при разработке программ тренинга посредством постановки конкретных задач:

- развитие социальной сензитивности;

- формирование установки на партнерство;

- освоение базовых коммуникативных навыков и умений;

- развитие способностей подстройки, присоединения и эмпатии;

- снятие мышечных зажимов;

-освоение релаксации.

Заключение.

Опыт работы показывает, что каждая группа индивидуальна так же, как индивидуален и каждый ее участник, поэтому нам не представляется 1возможным заранее предложить жесткий сценарий тренинга. Совершенствование коммуникативных навыков и общение превратится в способ преодоления между людьми психологических барьеров.

 

Список источников

· https://spravochnick.ru/psihologiya/psihicheskie_svoystva_lichnosti/kommunikativnye_navyki/

· https://studbooks.net/2280799/psihologiya/vidy_kommunikativnyh_treningov

· https://4brain.ru/blog/training/

· https://4brain.ru/blog/training/

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: