Существует ряд концепций конвергенции.
Ее рассматривают и как взаимодействие и объ-
единение различных каналов и средств связи в
условиях развития мультимедийных процессов
и информационных супермагистралей [1], и как
интеграцию информационных и коммуникаци-
онно-технологических платформ (компьютеров,
телевизоров, телефонов), а также передаваемых
ими содержательных (информационных) продук-
тов [2], и как объединение различных форматов
(газета в Интернете), а также экономическое объ-
единение ранее изолированных секторов (теле-
фония, радио, кабельное телевидение) [3, 51].
При этом мультимедийность является качеством
средств массовой информации, сформированным
благодаря конвергенции текста, изображения и
звука, которые распространяются одновременно
по волоконно-оптическому или коаксиальному
кабелю, радиолиниям, при помощи спутниковых
систем или в результате совокупного приме-
нения данных технологий. Мультимедийности
свойственна интерактивность, дающая человеку
возможность выбора и создания продукта для
индивидуального пользования.
Конвергенция осуществляется в различных
Сферах. Во-первых, происходит слияние техно-
Логий, которое позволяет разным техническим
Носителям – кабельным или телефонным сетям,
Беспроводной спутниковой связи – доставлять
Информацию потребителю. В основе технологи-
ческой конвергенции медиа лежит процесс ди-
гитализации, перевода содержания в цифровую
форму, который позволяет уравнивать печатное
слово и движущееся изображение. Во-вторых,
наблюдается сближение различных масс-медиа,
оно сопровождается передачей функций одних
средств массовой информации другим, одина-
ковые содержательные продукты могут распро-
страняться по разным каналам. В результате по-
явления общих для разных каналов материалов
возникают такие интегрированные жанры, как
инфотейнмент (от английских слов «information»
и «entertainment»), эдьютейнмент (от англий-
ских слов «education» и «entertainment») и ин-
форториал (от английских слов «information»
и «editorial»). В-третьих, конвергенция ведет
к слиянию рынков. Современная индустрия
масс-медиа движется к большей интеграции с
телекоммуникационным сектором, производ-
ством бытовой техники, информационными
технологиями. Это приводит к формированию
нового интегрированного рынка, на котором
неразрывными связями соединяются мультиме-
дийные услуги, сетевое обслуживание, создание
программных продуктов [4].
Объективности ради следует отметить, что
на оценки процесса конвергенции масс-медиа
влияет не только стремительное развитие инфор-
мационных технологий, но и законодательство,
действующее в разных странах, и особенности
аудитории, культуры. Например, специфика кон-
вергентной модели в Великобритании заключает-
ся в интеграции печатной и интернет-платформы
[5, р. 15]. В этой стране газеты, благодаря виде-
оконтенту, могут конкурировать с Интернетом и
телевидением. Многими печатными изданиями
введено в обиход так называемое флэш-видео,
т.е. короткие видеоматериалы, привлекающие
внимание к тексту и способствующие улучшению
обратной связи [6, р. 3]. Иная модель исполь-
зуется во Франции. В этой стране происходит
конвергенция Интернета и сотовой телефонии в
условиях информационного неравенства в онлай-
новой сфере медиапотребления [7].
Рассматривая последствия конвергенции, ис-
следователи отмечают, что само по себе наличие
новейших технологий не является существенным
признаком демократизации медиасферы, таким
признаком может быть лишь их использование
на благо общества, а не отдельных его слоев.
Технологии, радикально изменяя формы ис-
пользования коммуникативных ресурсов, по
сути, не меняют ни содержания информации, ни
характера основного субъекта коммуникации [8,
32, 35]. Кроме того, конвергенция сопровожда-
ется усилением монополизма, лишает множество
мелких компаний возможности успешно дей-
ствовать на современном рынке [4]. Важнейшим
аспектом деятельности масс-медиа является и
их способность освещать достижения народов
в производственной, общественной и духовной
сферах. Однако чаще всего процесс, ведущий к
сближению субъектов журналистики, является
отражением стремления к единообразию в ущерб
самостоятельности различных культур.
Специфика конвергенции масс-медиа ста-
новится очевиднее при изучении ее как компо-
нента глобализации. Особенности осмысления
взаимосвязи этих процессов зависят от того
или иного отношения исследователей к двум
противоположным традициям: интерпретации
истории как всемирного процесса, ведущего к
объединению человеческих обществ, или пред-
ставлению ее, как сосуществования различных
внутренне целостных, замкнутых структур, меж-
ду которыми возможны только поверхностные
взаимодействия, выражающиеся в заимствова-
нии отдельных явлений. Эти традиции связаны,
с одной стороны, с теориями глобализации, сто-
ронники которых рассматривают становление
мира как путь к формированию единой глобаль-
ной культуры, и, с другой стороны, с теориями
культурного плюрализма, которые основаны на
понимании того, что устранить культурные раз-
личия невозможно.
В рамках концепции глобализации спец-
ифику происходящих в мире в 90-е годы ХХ века
социально-экономических перемен старались
выявить, в частности, М. Уолтерс, М. Элброу и
Р. Робертсон. Согласно данной теории в мире
параллельно с формированием единого глобаль-
ного производственного процесса происходит
децентрализация государственной власти, фор-
мирование наднациональных управленческих
структур. Этой концепции не противоречит
интерпретация культуры, способной оказать зна-
чительное влияние на процессы взаимодействия
с другими культурами и больше отдавать, чем
принимать, как донора, а культуры, в основном
принимающей, – как реципиента [9]. Правда в
первом десятилетии ХХI века вероятность того,
что глобализация является самым благоприятным
сценарием развития общества, стала подвергаться
сомнениям. Так, по мнению З. Баумана, понятие
«глобализация» описывает процессы, представ-
ляющиеся самопроизвольными, стихийными и
беспорядочными. Более того, гармония не есть
единообразие; она всегда является переплетением
различных мотивов, каждый из которых имеет
собственное звучание, и именно этим звучанием
поддерживает общую мелодию [10].
Концепции конвергенции как компонента
глобализации вступают в противоречие с теори-
ями культурного плюрализма. Основные положе-
ния, разработанные У. Джеймсом и Дж. Дьюи [11],
оформились в начале ХХ века. В становлении те-
ории культурного плюрализма, предполагающего
создание равных условий для сосуществования,
развития национальных культур в обществе, зна-
чительную роль сыграли также труды М. Гордона
и Г. Каллена [12].
Оценки концепции культурного разнообра-
зия нашли отражение во Всеобщей декларации
ЮНЕСКО, принятой в 2001 году. В этом до-
кументе отмечается, что, будучи источником
обменов, новаторства и творчества, культурное
разнообразие так же необходимо для человече-
ства, как биологическое разнообразие для живой
природы, а культурный плюрализм создает бла-
гоприятную среду для расцвета творческих спо-
собностей, питающих жизненные силы обще-
ства. В плане действий ЮНЕСКО – поощрение
производства, сохранение и распространение
разнообразных по содержанию материалов через
средства информации и глобальные сети.
Взаимодействие процессов конвергенции и
культурного плюрализма приводит к столкнове-
нию двух тенденций на рынке традиционных и
новых масс-медиа. Выделяются, например, две
формы отражения американской журналистики
в Интернете. С одной стороны, существует мо-
дель, культивируемая печатью, делающей упор
на объективность, четкое разграничение фактов
и мнений, глубокое изучение проблем, создание
аналитического материала. С другой стороны,
модель, характеризующаяся укорачиванием
текстов, попытками освоения мультимедийных
способов подачи сообщений, используется пре-
имущественно информационными агентствами,
создателями новостных сайтов, телевизионными
службами [13]. Этому подходу, добавим, свой-
ственно не только укорачивание журналистских
материалов, но и моделирование жизненных
явлений.
В масс-медиа получила широкое распро-
странение универсализация текстов. Следствием
развития информационно-коммуникационных
технологий стало дальнейшее обособление со-
держания от каналов распространения, что в
результате способствовало увеличению числа
медиакомпаний, производящих содержание, или
«посредников» – средств массовой информации.
Сложились условия для создания кластера инду-
стрии содержания [2]. В свою очередь формиро-
вание индустрии в этой сфере не только ставит
содержание в зависимость от коммерциализации
как процесса, целью которого является обеспе-
чение средствами массовой информации при-
быльного производства и продажи продукции,
а не распространение духовных, культурных
ценностей, но и ведет к искажению информи-
рования людей.
Искажение информирования публики возни-
кает по той причине, что внимание компаний-мо-
нополистов сосредоточено не на преобразовании
сообщений, а на их упаковке. Попытки крупных
корпораций превратить средства массовой ин-
формации исключительно в источник дохода
препятствуют распространению разнообразных
по содержанию материалов. Изучение журнали-
стами сложных явлений с помощью построения
упрощенных схем, фрагментарность в отражении
событий приводят к тому, что затушевываются
важные характеристики многоплановых явлений
и процессов и аудитория не получает точной, объ-
ективной информации о происходящем в разных
сферах жизни.
Из-за искажения информирования граждан
затрудняется выполнение журналистикой роли
«сторожевой собаки» общественных интересов,
затягивается ожидание публикой появления
«нового содержания», которое помогло бы прессе
глубже исследовать общественно-политические
процессы, полнее раскрывать сущность явлений
и механизмы принятия политических решений,
скрытые от общества. Замедление кристаллиза-
ции «нового содержания», скорее всего, объяс-
няется тем, что создать его, очевидно, могут не
ремесленники, на которых делают ставку крупные
корпорации-монополисты, а яркие, талантливые
личности из журналистской среды. Унификация
же распространяемых масс-медиа материалов,
как правило, не сопряжена с достижением выс-
шей степени развития творческих способностей
их авторов.
Можно ли уменьшить влияние унификации?
Как показывают исследования, проведенные
шведскими учеными, любое национальное госу-
дарство формирует естественное пространство,
в котором функционирует журналистика. Она
обладает специфическими характеристиками и претворяет в жизнь идею диалога между различ-
ными группами, составляющими национальный
общественный организм. При наличии общности
в выборе приоритетных тем, волнующих сотруд-
ников масс-медиа, разработка этой универсаль-
ной проблематики несет отпечаток традиций
той или иной страны, общей и журналистской
культуры [14]. Оценивая возможности влияния
конвергенции, следует учитывать и то обстоя-
тельство, что в каждой культуре имеется система
защитных механизмов, способных предохранить
ее от слишком интенсивного инокультурного
воздействия: таковы механизмы сохранения и
воспроизводства своего предыдущего опыта и
традиций, формирования у людей чувства куль-
турной идентичности [9]. Одним из таких за-
щитных механизмов в России являются богатые
традиции русской журналистики, нацеленной на
просвещение людей.
Таким образом, конвергенции масс-медиа
свойственна противоречивость. Перспективно
сближение технологий, обеспечивающих достав-
ку информации потребителям и способствующих
слиянию средств массовой информации, а также
рынков, тесному взаимодействию масс-медиа с
сектором телекоммуникации. Однако следстви-
ями конвергенции становятся и монополизм,
коммерциализация средств массовой информа-
ции. Схематизация событий, фрагментарность
их отражения, унификация текстов лишают ау-
диторию возможности ознакомиться с фактами
и явлениями жизни во всем многообразии их
характеристик. Противоположной тенденцией
стал культурный плюрализм, предполагающий
создание благоприятных условий для сосуще-
ствования разных культур, расцвета творческих
возможностей людей.
Конвергенция и культурное многообразие
– это проявление соответственно центростре-
мительных и центробежных сил, находящихся
в единстве и противоборстве. В первом пят-
надцатилетии ХХI века сближение масс-медиа,
подгоняемое коммерциализацией, становится
отчетливее, зримее. Однако глобализация и кон-
вергенция не могут привести к нивелированию
традиций, обычаев, культур народов, которые
складывались в течение столетий. С какой бы ин-
тенсивностью не происходило сближение масс-
медиа, не стоит упускать из виду, что журнали-
стика «произрастает» на почве этих традиций,
культур, впитывает их разнообразные качества,
наконец, отражает их, содействуя сохранению
плюрализма. Кроме того, терпимость публики
по отношению к унифицированным материалам
может сохраняться в течение какого-то периода,
а может и смениться потерей интереса к ним в
связи с изменением структуры потребностей ау- дитории, повышением образовательного уровня
людей, приобретением ими жизненного опыта
и иными факторами. Взаимодействие конвер-
генции и культурного плюрализма, очевидно,
и далее будет связано с процессом взаимного
влияния.