форму, который позволяет уравнивать печатное




Существует ряд концепций конвергенции.

Ее рассматривают и как взаимодействие и объ-

единение различных каналов и средств связи в

условиях развития мультимедийных процессов

и информационных супермагистралей [1], и как

интеграцию информационных и коммуникаци-

онно-технологических платформ (компьютеров,

телевизоров, телефонов), а также передаваемых

ими содержательных (информационных) продук-

тов [2], и как объединение различных форматов

(газета в Интернете), а также экономическое объ-

единение ранее изолированных секторов (теле-

фония, радио, кабельное телевидение) [3, 51].

При этом мультимедийность является качеством

средств массовой информации, сформированным

благодаря конвергенции текста, изображения и

звука, которые распространяются одновременно

по волоконно-оптическому или коаксиальному

кабелю, радиолиниям, при помощи спутниковых

систем или в результате совокупного приме-

нения данных технологий. Мультимедийности

свойственна интерактивность, дающая человеку

возможность выбора и создания продукта для

индивидуального пользования.

Конвергенция осуществляется в различных

Сферах. Во-первых, происходит слияние техно-

Логий, которое позволяет разным техническим

Носителям – кабельным или телефонным сетям,

Беспроводной спутниковой связи – доставлять

Информацию потребителю. В основе технологи-

ческой конвергенции медиа лежит процесс ди-

гитализации, перевода содержания в цифровую

форму, который позволяет уравнивать печатное

слово и движущееся изображение. Во-вторых,

наблюдается сближение различных масс-медиа,

оно сопровождается передачей функций одних

средств массовой информации другим, одина-

ковые содержательные продукты могут распро-

страняться по разным каналам. В результате по-

явления общих для разных каналов материалов

возникают такие интегрированные жанры, как

инфотейнмент (от английских слов «information»

и «entertainment»), эдьютейнмент (от англий-

ских слов «education» и «entertainment») и ин-

форториал (от английских слов «information»

и «editorial»). В-третьих, конвергенция ведет

к слиянию рынков. Современная индустрия

масс-медиа движется к большей интеграции с

телекоммуникационным сектором, производ-

ством бытовой техники, информационными

технологиями. Это приводит к формированию

нового интегрированного рынка, на котором

неразрывными связями соединяются мультиме-

дийные услуги, сетевое обслуживание, создание

программных продуктов [4].

Объективности ради следует отметить, что

на оценки процесса конвергенции масс-медиа

влияет не только стремительное развитие инфор-

мационных технологий, но и законодательство,

действующее в разных странах, и особенности

аудитории, культуры. Например, специфика кон-

вергентной модели в Великобритании заключает-

ся в интеграции печатной и интернет-платформы

[5, р. 15]. В этой стране газеты, благодаря виде-

оконтенту, могут конкурировать с Интернетом и

телевидением. Многими печатными изданиями

введено в обиход так называемое флэш-видео,

т.е. короткие видеоматериалы, привлекающие

внимание к тексту и способствующие улучшению

обратной связи [6, р. 3]. Иная модель исполь-

зуется во Франции. В этой стране происходит

конвергенция Интернета и сотовой телефонии в

условиях информационного неравенства в онлай-

новой сфере медиапотребления [7].

Рассматривая последствия конвергенции, ис-

следователи отмечают, что само по себе наличие

новейших технологий не является существенным

признаком демократизации медиасферы, таким

признаком может быть лишь их использование

на благо общества, а не отдельных его слоев.

Технологии, радикально изменяя формы ис-

пользования коммуникативных ресурсов, по

сути, не меняют ни содержания информации, ни

характера основного субъекта коммуникации [8,

32, 35]. Кроме того, конвергенция сопровожда-

ется усилением монополизма, лишает множество

мелких компаний возможности успешно дей-

ствовать на современном рынке [4]. Важнейшим

аспектом деятельности масс-медиа является и

их способность освещать достижения народов

в производственной, общественной и духовной

сферах. Однако чаще всего процесс, ведущий к

сближению субъектов журналистики, является

отражением стремления к единообразию в ущерб

самостоятельности различных культур.

Специфика конвергенции масс-медиа ста-

новится очевиднее при изучении ее как компо-

нента глобализации. Особенности осмысления

взаимосвязи этих процессов зависят от того

или иного отношения исследователей к двум

противоположным традициям: интерпретации

истории как всемирного процесса, ведущего к

объединению человеческих обществ, или пред-

ставлению ее, как сосуществования различных

внутренне целостных, замкнутых структур, меж-

ду которыми возможны только поверхностные

взаимодействия, выражающиеся в заимствова-

нии отдельных явлений. Эти традиции связаны,

с одной стороны, с теориями глобализации, сто-

ронники которых рассматривают становление

мира как путь к формированию единой глобаль-

ной культуры, и, с другой стороны, с теориями

культурного плюрализма, которые основаны на

понимании того, что устранить культурные раз-

личия невозможно.

В рамках концепции глобализации спец-

ифику происходящих в мире в 90-е годы ХХ века

социально-экономических перемен старались

выявить, в частности, М. Уолтерс, М. Элброу и

Р. Робертсон. Согласно данной теории в мире

параллельно с формированием единого глобаль-

ного производственного процесса происходит

децентрализация государственной власти, фор-

мирование наднациональных управленческих

структур. Этой концепции не противоречит

интерпретация культуры, способной оказать зна-

чительное влияние на процессы взаимодействия

с другими культурами и больше отдавать, чем

принимать, как донора, а культуры, в основном

принимающей, – как реципиента [9]. Правда в

первом десятилетии ХХI века вероятность того,

что глобализация является самым благоприятным

сценарием развития общества, стала подвергаться

сомнениям. Так, по мнению З. Баумана, понятие

«глобализация» описывает процессы, представ-

ляющиеся самопроизвольными, стихийными и

беспорядочными. Более того, гармония не есть

единообразие; она всегда является переплетением

различных мотивов, каждый из которых имеет

собственное звучание, и именно этим звучанием

поддерживает общую мелодию [10].

Концепции конвергенции как компонента

глобализации вступают в противоречие с теори-

ями культурного плюрализма. Основные положе-

ния, разработанные У. Джеймсом и Дж. Дьюи [11],

оформились в начале ХХ века. В становлении те-

ории культурного плюрализма, предполагающего

создание равных условий для сосуществования,

развития национальных культур в обществе, зна-

чительную роль сыграли также труды М. Гордона

и Г. Каллена [12].

Оценки концепции культурного разнообра-

зия нашли отражение во Всеобщей декларации

ЮНЕСКО, принятой в 2001 году. В этом до-

кументе отмечается, что, будучи источником

обменов, новаторства и творчества, культурное

разнообразие так же необходимо для человече-

ства, как биологическое разнообразие для живой

природы, а культурный плюрализм создает бла-

гоприятную среду для расцвета творческих спо-

собностей, питающих жизненные силы обще-

ства. В плане действий ЮНЕСКО – поощрение

производства, сохранение и распространение

разнообразных по содержанию материалов через

средства информации и глобальные сети.

Взаимодействие процессов конвергенции и

культурного плюрализма приводит к столкнове-

нию двух тенденций на рынке традиционных и

новых масс-медиа. Выделяются, например, две

формы отражения американской журналистики

в Интернете. С одной стороны, существует мо-

дель, культивируемая печатью, делающей упор

на объективность, четкое разграничение фактов

и мнений, глубокое изучение проблем, создание

аналитического материала. С другой стороны,

модель, характеризующаяся укорачиванием

текстов, попытками освоения мультимедийных

способов подачи сообщений, используется пре-

имущественно информационными агентствами,

создателями новостных сайтов, телевизионными

службами [13]. Этому подходу, добавим, свой-

ственно не только укорачивание журналистских

материалов, но и моделирование жизненных

явлений.

В масс-медиа получила широкое распро-

странение универсализация текстов. Следствием

развития информационно-коммуникационных

технологий стало дальнейшее обособление со-

держания от каналов распространения, что в

результате способствовало увеличению числа

медиакомпаний, производящих содержание, или

«посредников» – средств массовой информации.

Сложились условия для создания кластера инду-

стрии содержания [2]. В свою очередь формиро-

вание индустрии в этой сфере не только ставит

содержание в зависимость от коммерциализации

как процесса, целью которого является обеспе-

чение средствами массовой информации при-

быльного производства и продажи продукции,

а не распространение духовных, культурных

ценностей, но и ведет к искажению информи-

рования людей.

Искажение информирования публики возни-

кает по той причине, что внимание компаний-мо-

нополистов сосредоточено не на преобразовании

сообщений, а на их упаковке. Попытки крупных

корпораций превратить средства массовой ин-

формации исключительно в источник дохода

препятствуют распространению разнообразных

по содержанию материалов. Изучение журнали-

стами сложных явлений с помощью построения

упрощенных схем, фрагментарность в отражении

событий приводят к тому, что затушевываются

важные характеристики многоплановых явлений

и процессов и аудитория не получает точной, объ-

ективной информации о происходящем в разных

сферах жизни.

Из-за искажения информирования граждан

затрудняется выполнение журналистикой роли

«сторожевой собаки» общественных интересов,

затягивается ожидание публикой появления

«нового содержания», которое помогло бы прессе

глубже исследовать общественно-политические

процессы, полнее раскрывать сущность явлений

и механизмы принятия политических решений,

скрытые от общества. Замедление кристаллиза-

ции «нового содержания», скорее всего, объяс-

няется тем, что создать его, очевидно, могут не

ремесленники, на которых делают ставку крупные

корпорации-монополисты, а яркие, талантливые

личности из журналистской среды. Унификация

же распространяемых масс-медиа материалов,

как правило, не сопряжена с достижением выс-

шей степени развития творческих способностей

их авторов.

Можно ли уменьшить влияние унификации?

Как показывают исследования, проведенные

шведскими учеными, любое национальное госу-

дарство формирует естественное пространство,

в котором функционирует журналистика. Она

обладает специфическими характеристиками и претворяет в жизнь идею диалога между различ-

ными группами, составляющими национальный

общественный организм. При наличии общности

в выборе приоритетных тем, волнующих сотруд-

ников масс-медиа, разработка этой универсаль-

ной проблематики несет отпечаток традиций

той или иной страны, общей и журналистской

культуры [14]. Оценивая возможности влияния

конвергенции, следует учитывать и то обстоя-

тельство, что в каждой культуре имеется система

защитных механизмов, способных предохранить

ее от слишком интенсивного инокультурного

воздействия: таковы механизмы сохранения и

воспроизводства своего предыдущего опыта и

традиций, формирования у людей чувства куль-

турной идентичности [9]. Одним из таких за-

щитных механизмов в России являются богатые

традиции русской журналистики, нацеленной на

просвещение людей.

Таким образом, конвергенции масс-медиа

свойственна противоречивость. Перспективно

сближение технологий, обеспечивающих достав-

ку информации потребителям и способствующих

слиянию средств массовой информации, а также

рынков, тесному взаимодействию масс-медиа с

сектором телекоммуникации. Однако следстви-

ями конвергенции становятся и монополизм,

коммерциализация средств массовой информа-

ции. Схематизация событий, фрагментарность

их отражения, унификация текстов лишают ау-

диторию возможности ознакомиться с фактами

и явлениями жизни во всем многообразии их

характеристик. Противоположной тенденцией

стал культурный плюрализм, предполагающий

создание благоприятных условий для сосуще-

ствования разных культур, расцвета творческих

возможностей людей.

Конвергенция и культурное многообразие

– это проявление соответственно центростре-

мительных и центробежных сил, находящихся

в единстве и противоборстве. В первом пят-

надцатилетии ХХI века сближение масс-медиа,

подгоняемое коммерциализацией, становится

отчетливее, зримее. Однако глобализация и кон-

вергенция не могут привести к нивелированию

традиций, обычаев, культур народов, которые

складывались в течение столетий. С какой бы ин-

тенсивностью не происходило сближение масс-

медиа, не стоит упускать из виду, что журнали-

стика «произрастает» на почве этих традиций,

культур, впитывает их разнообразные качества,

наконец, отражает их, содействуя сохранению

плюрализма. Кроме того, терпимость публики

по отношению к унифицированным материалам

может сохраняться в течение какого-то периода,

а может и смениться потерей интереса к ним в

связи с изменением структуры потребностей ау- дитории, повышением образовательного уровня

людей, приобретением ими жизненного опыта

и иными факторами. Взаимодействие конвер-

генции и культурного плюрализма, очевидно,

и далее будет связано с процессом взаимного

влияния.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: