Понятия «субъект» и «объект» познания соотносительны.




Поскольку и индивид, и коллектив, и общество в целом являются не только субъектами познания, но могут выступать как объекты познания (и самопознания).

Процесс познания – это процесс отражения действительности в сознании человека, но это не пассивное, зеркальное отображение видимого мира. Познание не сводится к одностороннему воздействию объекта на органы чувств человека (субъекта) и пассивному восприятию им этого воздействия. Познавательное отражение не носит «зеркальный» характер, оно активно и имеет деятельную природу. Познание во многом определяется и регулируется потребностями человека (материальными и духовными), его эмоциями и интересами (изучается то, что интересно изучать, что доставляет удовольствие), ценностными ориентациями (изучается то, что человек считает полезным знать) и т.п


[8]


Заключение.

Познание - это отражение сознанием человека действительности в чувственных и логических формах. У познания две цели: а) прямая, непосредственная - получение знания, достижение истины, б) косвенная, опосредованная - использование полученных знаний в практической деятельности. Понятно, что вторая цель (практическая) базируется на первой (теоретической).

Можно выделить три этапа познания.

1. Чувственное познание, где главную роль играют органы чувств человека (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

Они непосредственно связывают человека с предметным миром, они дают чувственный материал для нашего логического мышления. Основными формами, результатами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления. Ощущение - это чувственное отражение отдельных свойств предметов (ощущение цвета, звука, температуры, веса и т.д.). Восприятие - это чувственный образ предмета в целом, совокупность, комплекс, единство ощущений (образ человека, образ дерева и пр.). Представление - это образ ранее воспринятого предмета, хранимый нашей памятью (зимнее представление о лете, представление отсутствующего человека и т.п.).

Образное мышление и оперирует представлениями, создавая все более сложные их формы (комбинированные, ассоциативные представления);

2. При логическом познании доминирует абстрактное мышление человека во всеоружии его операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и т.д. Основными формами логического познания являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие - это отражение существенных общих свойств предметов в словесной форме (атом, человек, дерево, пространство, техника). Суждение - это связь понятий, дающая новое знание (например: "Техника - это искусственные материальные средства человеческой деятельности" или "Сознание - это свойство мозга"). Умозаключения - это связь суждений, дающая новое знание (например: "Все люди обладают сознанием. Я - человек. Следовательно, я обладаю сознанием"),

3.Практический этап познания, когда полученные знания применяются на практике и проверяются, уточняются, корректируются в ходе практической деятельности человека. Практика как материальная деятельность имеет важное значение для познания:

* она является основой и источником познания,

* она является конечной целью познания,

* она определяет потребность познания,

* она является критерием оценки результатов познания, проверки их на истинность и ложность.

Почти все люди в своей жизни, так или иначе, выступают в роли субъектов познания. Для того чтобы человек смог разобраться в огромном количестве информации, обрушивающейся на него каждый день, систематизировать, обобщать и использовать ее в дальнейшем, ему желательно знать хотя бы элементарные основы гносеологии. Для ученых, занимающихся научными изысканиями, это должно быть обязательным требованием, поскольку они должны знать путь к истинному знанию, отличать его от ложного и так далее. Гносеология может облегчить жизнь не одному человеку, поскольку учит нас правильно познавать окружающий нас мир. Некоторые ученые утверждают, что все великие изобретения появились только благодаря человеческой лени. Человеку просто не хочется что-либо делать, и он изобретает какой-либо механизм, делающий это за него или значительно упрощающий этот процесс. Практически также дело обстоит и с познанием. Мы хотим жить лучше, поэтому наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности, а ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Немаловажен и тот факт, что знание имеет свойство накапливаться и передаваться от одного человека к другому. Это дает возможность человечеству развиваться, осуществлять научный прогресс. Правы были наши предки, которые считали, что отец должен передать свое мастерство сыну. В настоящее время познавательная деятельность человека изучается не только философией. Сейчас происходит интенсивное развитие различных специальных наук, исследующих познание: когнитивной психологии (психологии изучающей познавательные процессы), логики и методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии знания, и так далее. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без его опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности.

Итак, познание - это неотъемлемое свойство человеческой натуры, вечный поиск истины. Он вмещает в себя муки творчества, радость от удач и досаду от допущенных ошибок. Каждому встающему на путь познания следует знать, говоря словами Д.Бруно, что тысячи дорог ведут к заблуждению, но лишь одна - к Истине.

 

 


Приложение.

В приложении предлагаю рассмотреть примеры познавательной активности в школах.
Преподаватель сам по себе человек превозносящий детям, но в нашем случае ученикам начальных и средних классов знания. То есть говоря иным образом преподаватель дает ученикам информацию, которые те в дальнейшем процессе обучения познают ее все в большем формате.

Сравнительная диаграмма по видам работ.


 

На этой диаграмме мы можем проследить процент качества действий всех учащихся в целом, и процент их успеваемости. Как можно заметить качество значительно отстает от успеваемости учащихся. Соответственно из этой диаграммы лично я делаю вывод, что обучающиеся в школах дети и подростки, обучаясь, делают опор не на свои познания а на метод исключения и удачу, ведь не смотря на то что качество их выполненной работы хромает, успеваемость тем временем на таком же высоком показателе.

 

 

На этой диаграмме мы можем увидеть процент познавательной активности учащихся в начальных и средних классах. Как можно заметить относительная активность составляет большую часть всей диаграммы - 56%. Это значит что учащиеся в школах дети и подростки особо не реагируют на информацию которую преподносят им преподаватели.
Взглянув на диаграмму вновь можно обратить внимание что в отличии от относительной активности, которая составляет 56%, творческая активность составляет всего лишь 4% из всей диаграммы. Из этого можно сделать маленький вывод, то что дети и подростки не особо заинтересованы в той информации что им даётся их учителями, лишь единицы воспринимают эту информацию как должные познания.
Мы не рассмотрели ещё две активности, что так же представлены на диаграмме. Привычно-исполнительская и Нулевая.
Возьмём во внимание нулевую активность, процент которой составляет целых 30%. А вот теперь задумайтесь чем занимаются ваши дети, будучи в школах. Ведь 30% нулевой активности показывает нам на то что ученикам и учащимся в большей мере абсолютно не нужны познания, они не то что не уделают должного внимания информации что даёт им преподаватель, они в принципе не настроены на познания нового.


Список литературы

1. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М.: Просвещение, 1994.

2. Добрынин, Н.Ф. Возрастная психология: Курс лекций Н.Ф. Добрынин, А. М. Бардин, Н.В. Лаврова. - М.: Просвещение, 1965.

3. Махмутов М.М. Проблемное обучение М.М. Махмутов. - М.: Просвещение, 1975.

4. Поташник, М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие М.М. Поташник.- М.: Центр педагогического образования, 2008.

5. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. - М.: МОДЭК, 2005.

6. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирование интереса в обучении/ Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 1975.

 

Интернет ресурсы:

1. Субъект и объект познания. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
https://studopedia.ru/11_62101_sub-ekt-i-ob-ekt-poznaniya.html

(дата обращения:16.06.2019)

2. Объект и Субъект познания. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
https://studfiles.net/preview/1971033/page:2/

(дата обращения: 16.06.2019)

3. Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерии. Научное познание. Ненаучное познание. Социальное познание. Самопознание. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
https://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=168

(дата обращения:12.06.2019)

 

4. Виды и формы познавательной деятельности. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
https://studopedia.ru/17_10895_vidi-i-formi-poznavatelnoy-deyatelnosti.html

(дата обращения: 12.06.2019)

5. Studme. Философия. Основные формы познавательной деятельности. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://studme.org/37262/filosofiya/osnovnye_formy_poznavatelnoy_deyatelnosti

(дата обращения: 12.06.2019)


1. Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерии. Научное познание. Ненаучное познание. Социальное познание. Самопознание. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
https://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=168

(дата обращения:12.06.2019)

 

2. Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерии. Научное познание. Ненаучное познание. Социальное познание. Самопознание. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
https://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=168

(дата обращения:12.06.2019)

 

3. Виды и формы познавательной деятельности. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
https://studopedia.ru/17_10895_vidi-i-formi-poznavatelnoy-deyatelnosti.html

(дата обращения: 12.06.2019)

4. Studme. Философия. Основные формы познавательной деятельности. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://studme.org/37262/filosofiya/osnovnye_formy_poznavatelnoy_deyatelnosti

(дата обращения: 12.06.2019)

5. Объект и Субъект познания. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
https://studfiles.net/preview/1971033/page:2/

(дата обращения: 16.06.2019)

6. Субъект и объект познания. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
https://studopedia.ru/11_62101_sub-ekt-i-ob-ekt-poznaniya.html

(дата обращения:16.06.2019)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: