Методика «Представления об идеальном родителе»
Авторы методики: Овчарова Р.В., Дегтярева Ю.А.
Цель: Выявление представлений об идеальном родителе
На основе полученных сочинений с помощью контент-анализа мы разработали авторскую методику семантического дифференциала, которую назвали «Представления об идеальном родителе». Методика состоит из 48 полярных пар качеств, каждая пара оценивается по 7-балльной шкале (3, 2, 1, О, 1, 2, 3) в зависимости от выраженности качества.
Структура методики
При отборе качеств использовались данные контент-анализа родительских сочинений, дополненные собственными идеями.
1. Все заложенные в методику качества дифференцированы по трем компонентам – когнитивный, эмоциональный, поведенческий; на каждый аспект приходится по 16 пар качеств.
2. При составлении методики все качества (внутри компонентов) подбирались по следующим антиномиям:
• положительное – отрицательное (робкий – смелый, сильный – слабый);
• должное – необязательное (должен быть справедливым – может быть несправедливым, должен все знать – может чего-то не знать);
• теплое – холодное (доверяющий детям – не доверяющий детям, сотрудничающий с детьми – соперничающий с детьми);
• предлагаемое – отвергаемое (бескорыстный – расчетливый, альтруист – эгоист);
• достижимое – неосуществимое (всегда терпелив – не всегда терпелив); всегда понимает – не всегда понимает);
• простое – сложное (решающий за детей – не решающий за детей, компетентный – некомпетентный).
3. Методика приведена в том порядке, в котором она создавалась; в таблице даны номера вопросов в соответствии с компонентами (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и антиномиями (см. табл.). Мы полагаем, что ее можно использовать в неизменном виде, так как для испытуемых не видна внутренняя логика построения, например трудно угадать социально-желаемые ответы.
4. Все качества, расположенные в опроснике справа, считаются нами более предпочтительными, чем расположенные слева.
Мы предполагаем в большей степени качественную, чем количественную, обработку методики. Количественная обработка заключается в подсчете баллов испытуемого по каждому аспекту (когнитивный – первые 18 пар, эмоциональный – вторые 18 пар (с 19 по 36), поведенческий – последние 18 пар (с 37 по 54); в итоге получаем три показателя:
1) когнитивный показатель представлений об идеальном родителе;
2) эмоциональный показатель представлений об идеальном родителе;
3) поведенческий показатель представлений об идеальном родителе.
Испытуемый может набрать от -54 до +54 баллов по каждому из них (3 компонента, 18 пар качеств в каждом, максимальная оценка каждого качества 3 балла). Баллы, относящиеся к качествам справа, положительным, берутся со знаком «плюс», а баллы, относящиеся к качествам слева, отрицательным, берутся со знаком «минус».
Например, испытуемый сделал такой выбор (выбор отмечен полужирным шрифтом):
| Слабый | Сильный | |||||||
| Неблагоразумный | Благоразумный |
При подсчете когнитивного аспекта (обе пары качеств относятся к нему) мы получим: +2 (так как «сильный» находится в правой части) и -1 (так как «неблагоразумный» находится в левой части). Итого: 2-1=1. И так далее.
Качественная обработка состоит в анализе отдельных ответов испытуемого и полученных показателей (когнитивный, эмоциональный, поведенческий).
Опросный лист
| Слабый | Сильный | |||||||||
| Неблагоразумный | Благоразумный | |||||||||
| Непрактичный | Практичный | |||||||||
| Должен быть справедливым | Может быть несправедливым | |||||||||
| Должен все знать | Может чего-то не знать | |||||||||
| Должен ставить детей на первое место | Может не ставить детей на первое место | |||||||||
| Не доверяющий детям | Доверяющий детям | |||||||||
| Соперничающий с детьми | Сотрудничающий с детьми | |||||||||
| Злопамятный | Прощающий | |||||||||
| Расчетливый | Бескорыстный | |||||||||
| Эгоист | Альтруист | |||||||||
| Безответственный | Ответственный | |||||||||
| Всегда терпелив | Не всегда терпелив | |||||||||
| Всегда понимает | Не всегда понимает | |||||||||
| Всегда прав | Не всегда прав | |||||||||
| Решающий за детей | Не решающий за детей | |||||||||
| Не уважающий детей | Уважающий детей | |||||||||
| Требовательный | Снисходительный | |||||||||
| Несчастный | Счастливый | |||||||||
| Грустный | Радостный | |||||||||
| Злой | Добрый | |||||||||
| Должен интересоваться детьми | Может не интересоваться детьми | |||||||||
| Должен быть спокойным | Может быть раздраженным | |||||||||
| Должен гордиться детьми | Может не гордиться детьми | |||||||||
| Строгий | Мягкий | |||||||||
| Жестокий | Ласковый | |||||||||
| Холодный | Теплый | |||||||||
| Не одобряющий | Одобряющий ребенка | |||||||||
| Безжалостный | Жалеющий | |||||||||
| Не любящий | Любящий | |||||||||
| Всегда довольный детьми | Не всегда довольный детьми | |||||||||
| Никогда не кричащий на ребенка | Иногда кричащий на ребенка | |||||||||
| Не обижающийся на детей | Обижающийся на детей | |||||||||
| Стыдящийся за ребенка | Не стыдящийся за ребенка | |||||||||
| Не готовый к родительству | Готовый к родительству | |||||||||
| Боящийся извиниться пере ребенком | Не боящийся извиниться перед ребенком | |||||||||
| Не воспитывающий | Воспитывающий | |||||||||
| Усталый | Отдохнувший | |||||||||
| Не обучающий ребенка | Обучающий ребенка | |||||||||
| Должен быть опытным родителем | Может быть неопытным родителем | |||||||||
| Должен жить для ребенка | Может жить для себя | |||||||||
| Должен проводить с ребенком много времени | Может проводить с ребенком мало времени | |||||||||
| Не хвалящий ребенка | Хвалящий ребенка | |||||||||
| Не балующий ребенка | Балующий ребенка | |||||||||
| Не опекающий | Опекающий | |||||||||
| Не слушающий ребенка | Слушающий ребенка | |||||||||
| Не помогающий | Помогающий | |||||||||
| Приказывающий | Просящий | |||||||||
| Всегда может повлиять на ребенка | Не всегда может повлиять на ребенка | |||||||||
| Никогда не командующий | Иногда командующий | |||||||||
| Всегда выполняющий капризы ребенка | Не всегда выполняющий капризы ребенка | |||||||||
| Вмешивающийся в жизнь ребенка | Не вмешивающийся в жизнь ребенка | |||||||||
| Ограничивающий свободу ребенка | Не ограничивающий свободу ребенка | |||||||||
| Критикующий ребенка | Не критикующий ребенка |
Структура методики «Идеальный родитель»
| Антиномии | Когнитивныйаспект (номера вопросов) | Эмоциональныйаспект (номера вопросов) | Поведенческийаспект (номера вопросов |
| Положительное – отрицательное | 1-3 | 19-21 | 37-39 |
| Должное – необязательное | 4-6 | 22-24 | 40-42 |
| Теплое – холодное | 7-9 | 25-27 | 43-45 |
| Предлагаемое – отвергаемое | 10-12 | 28-30 | 46-48 |
| Достижимое – неосуществимое | 13-15 | 31-33 | 49-51 |
| Простое – сложное | 16-18 | 34-36 | 52-54 |
• образ своих будущих функциональных родительских ролей;
методика «Социальные семейные роли» (вариант «Мои будущие родительские роли» Е.Н. Васильевой, А.В. Орлова) и методику «Социальные роли ребенка» (вариант «Роли моего будущего ребенка» Е.Н. Васильевой, А.В. Орлова). Вариант методики «Мои будущие родительские роли» позволяет выявить отношение к будущим функциональным родительским ролям.