Задание 8
1 ребенок – Вова (3 группа)
Тема: Школьные принадлежности: различение на слух фраз при выборе из пяти (У тебя есть краски? – Да, у меня есть краски. – И у меня есть краски. – Будем рисовать? – Да. Будем рисовать), а также слов и словосочетаний из этих фраз; работа над текстом (первый этап).
Автоматизация звука [с] в позиции стечения с согласными на материале слов, словосочетаний, фраз, текста, а также слогов и слогосочетаний; Работа над элементами интонации: восприятие на слух слитного и раздельного произнесения слогосочетаний.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие у обучающегося желания развивать умения восприятия и воспроизведения устной речи, заниматься на индивидуальных занятиях;
Метапредметные: формирование у обучающего стремления к качественному выполнению заданий;
Предметные:
· автоматизация звука [с] в позиции стечения с согласными на следующем речевом материале: слогах (СКИ, СПА, СЛУ), слогосочетаниях (СЛУСЛУСЛУСЛУ, СЛУ СЛУ СЛУ СЛУ), словах (СЛУШАТЬ, КРАСКИ, СПАСИБО), фразах (У МЕНЯ ЕСТЬ КРАСКИ, У ТЕБЯ ЕСТЬ КРАСКИ?), короткого диалога;
· развитие восприятия на слух слитного и раздельного произнесения слогосочетаний и их правильного воспроизведения;
· различение фраз на слух при выборе из пяти (- У ТЕБЯ ЕСТЬ КРАСКИ? – ДА, У МЕНЯ ЕСТЬ КРАСКИ. – А У МЕНЯ НЕТ. – ВОЗЬМИ КРАСКИ – СПАСИБО.), а также слов и словосочетаний из этих фраз (У МЕНЯ ЕСТЬ│КРАСКИ, КАРАНДАШ, АЛЬБОМ, РУЧКА, КНИГА; У ТЕБЯ ЕСТЬ│КРАСКИ, КАРАНДАШ, АЛЬБОМ, РУЧКА, КНИГА):
· восприятие на слух короткого диалога (первый этап работы);
Оборудование: презентация/картинки, таблички, 2 указки, предметы (краски, карандаши, альбомы, ручки, книги), фигурки;
|
План занятия:
I Орг. момент
II Работа над произношением
1) Работа над слогами;
2) Работа над элементами интонации;
3) Работа над словами;
4) Работа над фразами;
5) Работа над текстом.
III Работа по развитию речевого слуха;
1) Различение фраз на слух;
2) Работа по развитию восприятия текста (первый этап);
IV Итог занятия
Учитель | Обучающийся | Методический комментарий | ||||
I Орг. Момент | ||||||
Вова, ты слышишь хорошо? Ты готов к занятию? Что ты будешь делать? Поучимся говорить. Послушай: СЛУШАТЬ Скажем вместе: СЛУШАТЬ; Молодец. Послушай: С_ЛУ; Скажем вместе. Повтори сам! Молодец Послушай: С_ЛУШАТЬ. Скажем вместе. Повтори сам! Молодец Послушай: СЛУШАТЬ. Скажем вместе! Повтори сам без движений! Молодец! Ты слушал и говорил хорошо. Возьми фишку. | Я слышу хорошо. Да, я готов к занятию. Я буду слушать и говорить. | Табличка с фразой «Я СЛЫШУ ХОРОШО». Отрабатываем произношение с фонетической ритмикой. Табличка с фразой «Я БУДУ СЛУШАТЬ И ГОВОРИТЬ». Отрабатывается достаточно внятное и естественное воспроизведение данного речевого материала, с использованием фонетической ритмики. | ||||
II Работа над произношением | ||||||
1. Работа над слогами | ||||||
Будем говорить и слушать слоги. Учитель указывает на письменную табличку: Послушай: ЕСТЬ. Скажем вместе. Повтори сам. Повтори без движений. Молодец. Отработка остальных слогов проводиться аналогично: СЛУ СКИ СПА Послушай и повтори: ЕСТЬ. Молодец. Послушай: ЕСТЬ. Молодец. Послушай: СЛУ. Молодец Послушай: СПА. Молодец Послушай: СКИ. Молодец Что ты делал? Ты слушал и говорил хорошо. Молодец. Возьми фишку. | ЕСТЬ. Ребенок выполняет задание. ЕСТЬ ЕСТЬ СЛУ Я говорил и слушал слоги. Я взял фишку. | Каждый раз перед обучающимся выкладывается табличка с речевым материалом, который он будет учиться говорить. Выкладывается табличка и отрабатывается достаточно внятное и естественное воспроизведение данных слогов, с использованием фонетической ритмики, также используются тактильно-вибрационные ощущения. В конце каждый слог ребенок произносит без движения. Обучающийся учиться различать на слух слоги, предъявленные в случайной последовательности с опорой на письменные таблички. Обучающийся показывает указкой на соответствующую табличку и воспроизводит речевой материал, который дается за экраном. На столе лежат таблички, и обучающийся показывает на табличку указкой и произносит слоги. | ||||
2. Работа над элементами интонации | ||||||
Послушай, я буду говорить слитно: СЛУСЛУСЛУСУЛ. Скажем вместе. Повтори сам. Молодец. Как ты говорил? Послушай, я буду говорить раздельно: СЛУ СЛУ СЛУ СЛУ. Скажем вместе. Повтори сам. Молодец. Как ты говорил? Я не скажу, как буду говорить. Послушай: СЛУ СЛУ СЛУ СЛУ. Повтори сам. Молодец. Послушай: СЛУСЛУСЛУСЛУ. Повтори сам. Молодец. Что ты делал? Молодец! Ты слушал и говорил хорошо, держи фишку. | СЛУСЛУСЛУСЛУ Слитно. СЛУ СЛУ СЛУ СЛУ Раздельно. СЛУ СЛУ СЛУ СЛУ СЛУСЛУСЛУСЛУ Я слушал и говорил слоги слитно и раздельно. Я взял фишку. | Перед обучающимся лежат таблички: СЛУСЛУСЛУСЛУ, СЛУ СЛУ СЛУ СЛУ СЛУ, РАЗДЕЛЬНО, СЛИТНО. Обучающемуся дается такое количество слогов, сколько может сказать ребенок на одном дыхании. Слогосочетания даются без экрана. Слогосочетания предъявляются с использование фонетической ритмики, используется сопряженное и отраженное моделирование рукой. Слогосочетания даются вразбивку 5-6 раз за экраном. Обучающийся показывает на табличку и произносит. | ||||
2. Работа над словами | ||||||
Будем слушать и говорить слова. Послушай: СЛУШАТЬ. Повтори сам. Поучимся говорить. Послушай: СЛУШАТЬ. Скажем вместе: СЛУШАТЬ; Молодец. Послушай: С_ЛУ; Скажем вместе. Повтори сам! Молодец Послушай: С_ЛУШАТЬ. Скажем вместе. Повтори сам! Молодец Послушай: СЛУШАТЬ. Скажем вместе! Повтори без движений! Молодец Назови картинку. КРАСКИ Рассмотри картинку. Что сказала девочка (по картинке)? Ответь кратко. Послушай и повтори. СПАСИБО СПАСИБО СЛУШАТЬ КРАСКИ Что ты делал? Молодецю Ты говорил хорошо, слушал хорошо, возьми фишку. | СЛУШАТЬ. КРАСКИ. СПАСИБО СПАСИБО СЛУШАТЬ КРАСКИ Я говорил и слушал слова. Я взял фишку. | Учитель выкладывает табличку и произносит слово, используя фонетическую ритмику. Здесь и далее в работе над словами используется фонетическая ритмика. Если ребенок затрудняется в восприятии речевого материала, связанного с организацией занятия, в помощь используются письменные таблички: СЛУШАЙ (ПОСЛУШАЙ), ПОВТОРИ САМ, СКАЖЕМ ВМЕСТЕ, ПОУЧИМСЯ ГОВОРИТЬ и др. Учитель указкой показывает на табличку и произносит слово без экрана. Воспринимает фразу на слух, указывает на картинку. Выкладывается табличка и отрабатывается достаточно внятное и естественное воспроизведение данных слогов, с использованием фонетической ритмики, также используется тактильно-вибрационные ощущения. В конце каждое слово обучающийся произносит без движения. Отработка остальных слов проводиться аналогично Перед учеником лежат таблички с данными словами. Педагог за экраном предъявляет слова вразбивку. Обучающийся слушает, потом показывает на табличку указкой и повторяет слово. Если обучающийся не услышал, слово предъявляется учителем за экраном до 3-5 раз | ||||
3. Работа над фразой | ||||||
Будем слушать и говорить фразы. Рассмотри картанку Послушай, что говорит учитель: У тебя есть краски? Повтори. Молодец. Поучимся говорить. Послушай: У ТЕБЯ ЕСТЬ КРАСКИ? Скажем вместе. Молодец. Послушай: КРАС_КИ; Скажем вместе. Повтори сам! Молодец Послушай: АС_КИ. Скажем вместе. Повтори сам! Молодец Послушай: КРАС_КИ. Скажем вместе! Повтори сам. Молодец! Послушай: У ТЕБЯ ЕСТЬ КРАСКИ? Скажем вместе. Повтори без движений. Молодец. Рассмотри картинку. Что говорит мальчик? Скажи полный ответ. ДА, У МЕНЯ ЕСТЬ Послушай: У тебя есть краски? У меня есть. Что ты делал? Ты слушал и говорил хорошо. Возьми фишку. | У: У ТЕБЯ ЕСТЬ КРАСКИ? ДА, У МЕНЯ ЕСТЬ КРАСКИ. У тебя есть краски? Да, у меня есть Я говорил и слушал фразы. Я взял фишку. | Учитель кладет перед обучающимся картинку: нарисованы мальчик и учительница. У каждого есть облачко для фраз. Ребенок сидит за партой, у него на столе лежат краски и альбом. Учитель спрашивает: У тебя есть краски? Ученик отвечает, показывая рукой на краски: Да, у меня есть. Выкладывается табличка и отрабатывается достаточно внятное и естественное воспроизведение речевого материала при реализации аналитико-синтетического метода, используется фонетическая ритмика, также осуществляется опора на зрительное восприятие (в том числе, с помощью зеркала) и тактильно-вибрационные ощущения. В заключении работы обучающийся произносит фразу без движения. Отработка произношения обучающимся фразы проводится аналогично. Учитель побуждает обучающегося к использованию естественных невербальных средств коммуникации (выражения лица, пластики) Перед учеником лежат таблички. Он воспринимает фразы на слух, показывает на табличку указкой и повторяет. При затруднении в восприятии на слух фраза может предъявляться до 3-5 раз. | ||||
4. Работа над текстом | ||||||
Рассмотри картинки. Придумай диалог. Расскажи. Перед обучающимся две картинки, под картинками соответсвующие письменные таблички: У тебя …. …? У меня …. ….. Молодец. Послушай. - У тебя есть краски? – У меня есть краски. Повтори. Что ты делал? Ты слушал и говорил хорошо. Возьми фишку. | - У тебя есть краски? – У меня есть краски. - У тебя есть краски? – У меня есть краски. Я рассказал диалог. Я взял фишку. | Перед обучающимся две картинки, на первой два ребенка дома, маленький мальчик за столом, перед ним альбом, сзади полка, на полке краски. У девочки постарше вопросительное выражение лица (облачко…). На второй картинке мальчик берет краски с полки. Облачко у рта мальчика. Учитель выкладывает таблички с фразами под картинками. обыгрывает диалог с опорой на картинки. Ученик показывает на соответствующие картинки, эмоционально и внятно воспроизводит текст. Учитель побуждает обучающегося к использованию естественных невербальных средств коммуникации (выражения лица, пластики). | ||||
III Работа по развитию речевого слуха. | ||||||
Работа по восприятию фразы | ||||||
Послушай. Перед обучающимся таблички: У ТЕБЯ ЕСТЬ │КРАСКИ, КАРАНДАШ, АЛЬБОМ, РУЧКА, КНИГА; У МЕНЯ ЕСТЬ │КРАСКИ, КАРАНДАШ, АЛЬБОМ, РУЧКА, КНИГА; У тебя есть ручка? Ручка У тебя есть карандаш? У тебя есть альбом? У тебя есть Карандаш Ручка и карандаш. Карандаш и ручка и т.п. Что ты делал? Ты слушал и говорил хорошо. Возьми фишку. | У меня есть краски. Я слушал и говорил. Я взял фишку. | Перед обучающимся письменная табличка и предметы: краски, карандаш, альбом, ручка, книга. Учитель предъявляет образец звучания каждой фразы за экраном и указывает в тексте. Обучающийся воспринимает на слух и каждый раз отвечает на вопрос и показывает соответствующий предмет. Образец звучания каждой фразы предъявляется 2-3 раза. Учитель ведет работу над достаточно внятным воспроизведением обучающимся ответов при максимальной реализации произносительных возможностей. Работа осуществляется аналогично описанной выше. После этого фразы, слова и словоосочетания из этих фраз предъявляются в случайной последовательности. Обучающийся воспринимает на слух вопросы и отвечает, показывает предметы, повторяет слова и словосочетания говорит внятно, реализуя произносительные возможностей. | ||||
Работа по восприятию диалога | ||||||
Повтори. Послушай диалог и повтори. - У тебя есть краски? – Да, у меня есть краски. – И у меня есть краски. – Будем рисовать? – Да. Будем рисовать. Повтори Послушай еще раз и повтори - У тебя есть краски? – Да, у меня есть краски. – И у меня есть краски. – Будем рисовать? – Да. Будем рисовать. Молодец. Послушай. (текст предъявляется по фразам) - У тебя есть краски? – Да, у меня есть краски. – И у меня есть краски. – Будем рисовать? – Да. Будем рисовать. Прочитай текст и покажи с фигурками и предметами. Говори хорошо. Слушай вопрос. Ответь на вопрос. У ребят есть краски? Что будут делать ребята. Что ты делал? Молодец, ты старался. Возьми фишку. | Это Слава. Это Света. Обучающийся повторяет то, что воспринял. Обучающийся повторяет то, что воспринял. Обучающийся повторяет фразы. Обучающийся читает текст и обыгрывает с фигурками и предметами. Да у ребят есть краски Ребята будут рисовать Я слушал, говорил и читал диалог. Я взял фишку. | Перед обучающимся макет комнаты. За столом две фигурки – мальчика и девочки. На столе альбомы и краски. Учитель называет «имя» каждой фигурки. Обучающийся повторяет. Учитель предъявляет диалог за экраном, обыгрывая фигурками коммуникативную ситуацию. Текст предъявляется аналогично. Обучающийся воспринимает фразу на слух, повторяет услышанное, проигрывая диалог на макете с фигурками. При затруднении в восприятии на слух фразы реализуется методика работы над фразой. Если ученик фразу не воспринял, она предъявляется без экрана. Обучающийся воспринимает слухозрительно и повторяет. Затем, независимо от того воспринята фраза на слух или нет, обучающийся читает ее по табличке и подкладывает к фигурке. Учитель побуждает ребенка к внятной, эмоциональной речи при реализации произносительных возможностей. Если обучающийся затруднялся в восприятии фразы на слух, учитель предлагает: «Послушай еще раз», снова предъявляет фразу за экраном, обучающийся повторяет. Вопросы предъявляются за экраном. Если обучающийся затрудняется в восприятии на слух, реализуется методика работы с фразой. Учитель помогает ребенку ответить правильно, грамотно, реализуя произносительные возможности | ||||
IV Итог занятия | ||||||
Сколько у тебя фишек? Почему? Да. Ты старался. Слушал и говорил хорошо. Молодец. Тебе понравилось занятие? | У меня много (…) фишек. Я слушал и говорил хорошо. Да, мне понравилось занятие. | |||||
|