Первый год жизни (ред. Ф.А. Сохина)




В течение всего первого года жизни необходимо осуществлять всестороннее воспитание ребенка: воздействовать на зрение, слух, эмоциональную сферу (вызывать улыбку, смех), формировать движения и действия с предметами. Только при всестороннем воспитании происходит формирование всех способностей, являющихся базой для последующих этапов развития речи.

 

Первый год жизни разделяется на четыре периода. В каждом периоде выделены задачи, в соответствии с которыми следует строить методику развития речи.

В первом периоде (до 2,5—3 месяцев) важно в первую очередь развивать зрение и слух. У ребенка следует вызывать зрительное и слуховое сосредоточение: приучать всматриваться в лицо взрослого, останавливать взгляд на ярких игрушках, следить за передвигающимися предметами, прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, его пению, к звучанию погремушки и других озвученных игрушек.

В результате указанных воспитательных воздействий к трем месяцам у малыша развивается эмоционально выразительная реакция, называемая «комплексом оживления» (мимические, двигательные и голосовые реакции). До четырех месяцев реакции «комплекса оживления» проявляются одновременно, все вместе. Значение «комплекса оживления» для развития речи - систематическая его активизация всякий раз вызывает голосовые реакции ребенка. Многократное повторение голосовых реакций способствует их развитию.

На первом месяце воспитательные воздействия осуществляются во время ухода за ребенком. Они имеют комплексный характер: влияют на зрение, слух, осязание. Воздействия направляются на то, чтобы снять возбуждение, успокоить младенца. У взрослого на лице радостная мимика, улыбка, во взгляде — нежность.По содержанию «разговоры» очень просты. Основная их задача успокоить ребенка, выразить ему свои чувства («Саша, Сашенька, не плачь. Сейчас будешь есть. Не плачь, засыпай, мой дорогой мальчик. Заверну я тебя хорошо, и будет тебе тепло»).

В конце первого — в начале второго месяца у младенца появляются короткие периоды положительного эмоционального состояния. При выполнении режимныхмоментов и в небольшие промежутки бодрствования малыша взрослый, как и на первом месяце его жизни, осуществляет комплексное воздействие на его зрение, слух, осязание. В процессе воздействия на зрение и слух необходимо стремиться уловить взгляд ребенка, удержать его на себе.

В общении у взрослого усиливается речевой компонент. «Разговаривать» следует по-прежнему спокойным тоном. Содержание разговоров остается элементарным, но в интонациях голоса уже требуется некоторое разнообразие.Реакции ребенка становятся выразительными: к концу второго месяца отмечается громкий смех со взвизгиванием. «Разговор» взрослого может остановить крик малыша. Это свидетельствует о том, что ребенок становится все более активным в общении со взрослым.

На третьем месяце воздействие взрослого остается комплексным, в процесс общения начинают включаться предметы: взрослый раскачивает подвешенные игрушки, потряхивает погремушкой. Это способствует развитию зрения и слуха ребенка. Общаясь с ребенком, он приветствует его: «Здравствуй, Оленька, доброе утро», произносит: «агу, агу», задает вопросы и сам отвечает на них. Это необходимо для того, чтобы ребенок слышал разговорную речь. В ответ проявляется «комплекс оживления». Голосовые реакции становятся разнообразнее: ребенок громко смеется, произносит звуки а-а, э-э, иногда певучие, высокие горловые. Существенным новообразованием - формирование у ребенка потребности в общении со взрослыми.

Во втором периоде (от 2,5—3 до 5—6 месяцев) голосовые реакции начинают приобретать некоторую самостоятельность. В три-четыре месяца появляются гортанные звуки, а в пять месяцевгуление (певучие гласные), в пять-шесть месяцев — лепет (слоги ба,ма, па). Важной задачей - развитие гуления и лепета, способствующих развитию артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения. Голосовые реакции возникают в различных ситуациях: в общении со взрослым, с другими детьми, во время выполнения действий с игрушками и в моменты двигательной активности (при изменении позы, в общих движениях и т.д.). Кроме того, произнесение звуков отмечается и в самостоятельной деятельности.

Занятия рекомендуется проводить в самые оптимальные для усвоения ребенком умений и активизации его голосовых реакций отрезки времени — во вторую половину бодрствования, через 40—60 минут после пробуждения. Занятия проводятся ежедневно, по четыре в день, продолжительностью 3—6 минут. На каждом занятии следует чередовать несколько приемов воздействия, делая между ними паузы по 30 секунд. Это важно для того, чтобы дать возможность ребенку произнести звуки:

- эмоциональный разговор с малышом,

- молчаливое присутствие взрослого в поле его зрения,

- демонстрация игрушки

- снова эмоционально-речевое общение.

На занятиях ребенок воспринимает речевые образцы (звуки, слова), в самостоятельной деятельности он самоупражняется в произнесении звуков.

На четвертом месяце впервые возникает способность подражания звукам речи взрослого. Особое значение приобретает слуховое восприятие в сочетании со зрительным: формируется способность хорошо различать и слуховые, и зрительные раздражители, умение отыскивать источник звука. В познавательную деятельность включается рука (ребенок берет игрушку, удерживает ее).

В целях развития голосовых реакций очень важно систематически вызывать и поддерживать у детей эмоционально-положительное состояние. «Разговор» с ребенком необходимо проводить с большим эмоциональным подъемом в игровой форме: много раз подряд повторять его имя (Таня, Танечка, Танюша), произносить короткие рифмованные строки (ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду, поиграем во дуду), меняя всякий раз интонацию и громкость голоса, темп произнесения звукосочетаний или слов.

Для развития слухового восприятия необходимо организовывать поисковую деятельность ребенка по отношению к различным источникам звуков, которые могут появляться в разных местах комнаты: пению, тихому разговору взрослых, озвученным игрушкам (погремушки, образные игрушки — птицы, животные), музыкальным игрушкам, предметам (часы) и др. После того как малыш отыскал источник звуков, необходимо дать ему возможность вслушаться в эти звуки.Становится возможным общаться с ребенком не только при непосредственном контакте, но и на расстоянии(переклички, аукание), что под влиянием частого общения сам начинает произносить какие-нибудь звуки.

Характерным для четвертого месяца является то, что с помощью звуков ребенок начинает вступать в общение со взрослыми и употребляет звуки в самостоятельной деятельности.

На пятом и шестом месяцах из состава «комплекса оживления» выделяются движения и звуковые реакции. Ребенок пользуется ими как средствами для выражения своих желаний: сигнализирует о том, что голоден; заставляет взрослого обратить на него внимание, приблизиться. Большие изменения отмечаются в развитии памяти: малыш отличает своих от чужих, приветливое выражение лица от сердитого, ласковый тон голоса от строгого.

После пяти месяцев, в период перехода от гуления к лепету, в самостоятельной деятельности детей отмечается повышение голосовой активности без видимого внешнего повода. «Спонтанная» голосовая активность способствует установлению прочной связи между слуховым и речедвигательным анализаторами.

Характерным - произнесение звуков становится видом деятельности ребенка. В общении и на занятиях нужно произносить различные слоги, сначала знакомые детям, а затем новые. Для развития способности различения звуков необходимо предъявлять различные по звучанию озвученные игрушки, окликать ребенка из разных мест комнаты, чередуя шепотную речь с громкой.

В третьем периоде (от 5-6 до 9-10 месяцев) задачами развития речи являются развитие понимания и подражания звукам, звукосочетаниям, встречающимся в речи взрослого.

Понимание речи развивается, прежде всего, в процессе выполнения режимных моментов — кормления, купания, укладывания спать.

Суть такого общения - в том, что взрослый делает ребенка соучастником происходящего, постепенно привлекая его к совместной деятельности. Совместными должны быть рассматривание объекта, предмета, процесс выполнения действия, наблюдение за происходящим. Например, во время одевания надо называть части тела малыша, предметы одежды и одновременно активизировать его восприятие, направляя внимание ребенка на называемый объект или действие. («Где ножки у Сережи? Вот ножки. Что мы сейчас наденем на ножки? Колготки. Где Сереженькины колготки? Смотри, вот они. А где рубашечка? Вот рубашечка. Наденем и рубашечку».) Словесное обращение взрослого активно воспринимается ребенком в том случае, если оно побуждает его к действиям (встань, сядь, ложись, подними), регулирует их (пей, но не проливай; возьми и держи крепко).

Занятие: Педагог сначала показывает детям игрушку. Знакомит с ее особенностями, выполняет действия: «Вот ляля. Какая красивая ляля. На ней платьице, бантик. Ляля здоровается с Оленькой: «Здравствуй, Оля» (2—3 раза). Теперь посмотри, как ляля ходит (танцует). Вот как она ходит (танцует)». После такого показа применяется неоднократно прием появления и исчезновения игрушки. В заключение воспитатель убирает куклу на место и спрашивает несколько раз: «Где ляля?», заставляя детей искать куклу глазами. На этом занятие заканчивается.

Для развития понимания и подражания движениям проводятся занятия: «Ладушки», «До свидания», «Дай ручку», «Какой большой». При обучении указанным действиям, особенно на первом этапе, необходимо не только рассказывать (например, потешку «Ладушки»), но и сопровождать слова действиями ребенка (брать его ладошки и хлопать ими), а потом побуждать к самостоятельному воспроизведению движений: «Сашенька, теперь сам сделай ладушки». Постепенно надо приучать малыша к тому, чтобы он выполнял те или иные движения без показа, только по словесному указанию взрослого.

Развитие лепета и подражание простым слогам проводится на занятиях, называемых игрой-перекличкой. С подгруппой детей рекомендуется проводить занятия в основном развлекательного характера: запускание волчка, заводных игрушек, а также показ действий куклы и игрушечных животных.

В четвертом периоде (от 9—10 месяцев до года)' развитие речи является важнейшей задачей воспитания: необходимо расширять понимание названий предметов, простейших движений и действий, развивать лепет, подражание различным слогам и словосочетаниям; учить овладевать первыми активными словами: мама, папа, тетя, дядя и др.

Важным - взрослый во всех режимных процессах постепенно активизирует ребенка в целях формирования у него потребности в необходимых действиях, связанных с едой, одеванием и т. д.

Специфика речевого общения - слова взрослого предваряют действия, которые он выполняет сам и должен научить выполнять ребенка («Оленька, иди ко мне, сейчас сядешь за стол и будешь есть. Что будет есть Оленька? Суп, котлетку, кисель»), сопровождают действия, выполняемые ребенком («Молодец, Сашенька, как ты хорошо держишь чашку.Кисель вкусный, его надо весь выпить»), и завершают выполнение действия («Хороший мальчик Сашенька, съел суп, котлетку и сам из чашки выпил весь кисель»).

В результате многократных повторений одних и тех же действий ребенок начинает выполнять их лишь по одному словесному указанию взрослого.Значительное место отводится занятиям с сюжетными игрушками (с куклой и игрушечными животными), впервые вводится показ картинок с изображениями предметов; широко используются игры-забавы («Ладушки» и др.), короткие песенки, рифмованные фразы, вызывающие и сопровождающие движения малыша.

Развитие понимания речи протекает в процессе расширения ориентировки ребенка в окружающих предметах. Ведущий прием- показ предмета с называнием, а также показ и называние действий с предметом. Для усвоения понимания слов, характеризующих какой-нибудь определенный предмет, сначала проводится показ одного этого предмета (одной игрушки), например куклы или петушка («Вова, посмотри, это кукла. Вот у нее глаза, руки, ноги. Теперь ты сам покажи, где у куклы глаза, руки. А это петушок. Вот у него голова, лапы, хвост. Покажи, где у петушка голова, где лапы, где хвост»).

Для того чтобы усваиваемые слова приобретали обобщенный характер, к году ребенку надо показывать игрушки, имеющие одно и то же обозначение, но разные по внешнему виду.

В этом возрасте следует вводить не только новые слоги, но и упрощенные слова (бай, би-би, бам-бом, ту-ту, топ-топ, ду-ду и т. д.), которые можно дать детям на занятиях. Воспитатель может показать какую-нибудь игрушку (собачку, кошку) и спросить: «Как собачка лает, как кошечка мяукает?» - и сам же ответить: «Собачка лает ав-ав, кошечка мяукает мяу-мяу».

В основе усвоения звукосочетаний — слогов, слов упрощенных или звукоподражательных, а также общеупотребительных лежит способность к подражанию. Подражание наиболее легко возникает в естественных ситуациях, когда у ребенка проявляется устойчивый интерес к предмету, объекту, явлению. Это происходит в моменты наблюдения за животными, двигающимися предметами. Особенно благоприятные условия для подражания создаются тогда, когда двигающийся предмет или животное издает звук (машины и паровоз гудят, собачка лает, петушок поет).

На занятиях воспитатель специально создает ситуации, в которых движения и действия сопровождаются определенными звуками или словами: баюкает куклу и напевает бай-бай, показывает, как кукла ходит, и говорит: «Идет, идет Катя, ножками топ-тощ машина едет би-би; колокольчик звенит динь-динь» и т. д.

В связи с тем, что для формирования речи большое значение имеет развитие действий с предметами, ребенка надо специально этому обучать как на занятиях, так и в самостоятельной игре. Применяется комплексный прием: показ действий с называнием, побуждение к их выполнению, руководство рукой ребенка при выполнении. Сначала малыш учится простым действиям: вынимать меньший предмет из большего, открывать коробки, закрывать их, расставлять игрушки по местам. Затем ребенка обучают более сложным действиям: надевать кольца на пирамидку, находить и приносить игрушки, убаюкивать, кормить куклу, игрушечных животных я т. д.

В результате систематического совместного воздействия взрослых в семейных условиях и воспитателей в условиях детского учреждения у ребенка к концу первого года начинает формироваться эмоционально-интонационная сторона речи. Он произносит различные звукоподражательные слова (ав, мяу, ку-ка-ре-ку, бом, топ) с разной интонацией и с различным составом звуков. Одновременно закладываются предпосылки для понимания речи. Первые общеупотребительные слова (папа, мама, дай, нет, Катя и др.) способствуют началу оформления артикуляции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: