Анкетирование как разновидность опроса




Федеральное государственное автономное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Нижегородский Государственный Университет им. Н.И.Лобачевского»

Институт экономики и предпринимательства

 

 

Дата поступления контрольной работы:

Дата проверки:

Оценка:

Подпись преподавателя:

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Статистика

 

 

Фамилия: Ермонин

Имя: Александр

Отчество: Сергеевич

Группа: 35176 ТДк

№ зачетной книжки:

ФИО преподавателя:

 

Н. Новгород 2018 г.

Введение

 

Слово «статистика» происходит от лат. status - состояние. В средние века
оно означало политическое состояние государства. В настоящее время термин «статистика» используется в трех значениях:

- совокупность числовых данных, характеризующих состояние явлений и процессов общественной жизни;

- отрасль знаний - наука, представляющая систему научных дисциплин (разделов), обладающих определенной спецификой;

- отрасль практической деятельности – сбор, обработка, анализ и публикация массовых данных о явлениях и процессах общественной жизни (например, деятельность Росстата, ведомственной статистики).

Статистика является важнейшим орудием управления и познания действительности, определяющим ряд основных задач:

- статистическое наблюдение за развитием экономики и общества с помощью различных видов и способов сбора статистических данных;

- научная обработка, анализ всех материалов наблюдений, в том числе специально-организованных, выборочных;

- комплексное изучение экономики, анализ ее состояния, развития, тенденций, закономерностей в масштабах всей страны, отдельных регионов, отраслей;

- подготовка и публикация статистических материалов (статистических сборников, ежегодников) о развитии страны, регионов, отраслей.

В экономическом образовании объектом изучения статистики выступает общество, а также протекающие в ном процессы и закономерности.

Статистика изучает прежде всего количественную сторону общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени, т.е. предметом статистики являются размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, а также закономерности их связи и развития.

Основная часть

 

Статистический опрос. Понятие и виды статистического опроса

Опрос - это систематический или разовый метод сбора первичной информации, при котором осуществляется устное или письменное обращение к опрашиваемым лицам, посредством личных контактов или с использованием средств связи, с вопросами, содержание которых образует проблему исследования.

Статистическая информация может быть получена разными видами опросов: экспедиционным, корреспондентским, анкетным, явочным.

Э кспедиционными (устный) опрос проводится специально подготовленными работниками (регистраторами), которые фиксируют ответы респондентов в формулярах наблюдения. Формуляр представляет собой бланк документа, в котором необходимо заполнить поля для ответов.

Корреспондентский опрос предполагает, что на добровольной основе штат респондентов сообщает сведения непосредственно в орган, ведущий наблюдение. Недостатком этого способа является то, что затруднительно проверить правильность полученной информации.

При анкетном опросе респонденты заполняют анкеты (вопросники), добровольно и преимущественно анонимно. Поскольку этот способ получения информации не является надежным, его применяют в тех исследованиях, где не требуется высокая точность результатов.

Явочный опрос предполагает представление сведений в органы, ведущие наблюдение, в явочном порядке. Таким способом регистрируются акты гражданского состояния: браки, разводы, смерти, рождения и т. д.

Достоинства методов опроса: стандартизация, простота использования.

Недостатки: возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента.

 

Анкетирование как разновидность опроса

 

Анкетированием является форма опроса, предполагающая заполнение респондентами особых статистических формуляров (анкет) в отсутствие интервьюера. Анкета - это структурно организованный опросник, на который даются ответы в письменной форме.

Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

В анкетах могут встречаться открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Так, на открытый вопрос должен последовать полный ответ, который опрашиваемый должен сформулировать самостоятельно. Закрытые вопросы позволяют сопоставить результаты анкет респондентов, но они не содержат всей полноты ответов, мнений или оценок испытуемых, что приводит к необдуманности и машинальности ответов. Полузакрытый вопрос применяют тогда, когда составитель не знает все возможные варианты ответов или желает более точно выяснить индивидуальное мнение всех обследуемых лиц. Для этого в анкете рядом с готовыми ответами содержится графа «другие ответы» и несколько пустых строк.

Анкетирование является наиболее оперативным и дешевым способом сбора информации. К плюсам метода можно отнести: анкетирование позволяет привлечь к исследованию значительное количество респондентов, возможность получения информации от большого количества людей за короткий промежуток времени.

К минусам метода относятся: влияние субъективных факторов, таких как нежелание давать правдивые ответы, поспешность и необдуманность ответов.

Статистические переписи

 

Перепись – это специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюдения по ряду признаков.

Характерными особенностями переписи являются:

- одновременность проведения её на всей территории, которая должна быть охвачена обследованием;

- единство программы наблюдения;

- регистрация всех единиц наблюдения по состоянию на один и тот же критический момент времени.

Проводится два типа переписей: на основе данных первичного учета предприятий и путем специально организованной регистрации фактов. Переписи первого типа проводят работники предприятий и учреждений под руководством органов государственной статистики. Иногда их называют единовременным учетом. Примером являются переписи остатков материалов; промышленного оборудования; учет тракторного парка в сельском хозяйстве; ежегодный заключительный учет посевных площадей; учет специалистов. Готовая база в виде данных первичного учета, а также широкое привлечение работников предприятий к заполнению статистических формуляров позволяют проводить эти переписи с минимальными затратами, в очень сжатые сроки и с хорошими результатами.

Ярким примером второго типа переписей, при которых статистические формуляры заполняют путем специально организованной регистрации фактов, является перепись населения. По определению Статистической комиссии ООН перепись населения – это единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в стране или четко ограниченной части страны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: