В динамике конфликта можно выделить, по мнению автора, с достаточной долей условности семь основных этапов.




Структура и процесс развития конфликта. Классификация, типология конфликтов.

 

1. Ю. Ф. Лукин. Конфликтология. Управление конфликтами. М.: Академический Проект, 2007.

 

Структура конфликта - это совокупность его устойчивых связей, обеспечивающих целостность конфликта, функционирование его системы какое-то время в социальном пространстве.

 

Простейшая описательная модель любого конфликт а - это треугольник из трех взаимосвязанных сторон, составляющих единое целое. Три его стороны - это три важные составляющие анализа любого конфликта. Три шага в исследовании конфликта. Что же это за шаги?

 

Первый шаг: Кто является субъектами конфликта? Это субъекты социального взаимодействия, а именно: люди, личности и организации, физические и юридические лица, социальные группы, самоуправляемые общины, органы власти и управления, бизнес-структуры, этносы, партии, государства. Необходимо четко ответить на один из главных вопросов: «Кто является противоборствующими сторонами?». В любом конфликте должно быть обязательно две стороны. Конфликта нет, если нет двух сторон, оппонирующих друг другу.

 

Второй шаг: Что собой представляет объект конфликта? Объект - это то, на что направлены действия субъектов конфликтного противоборства. За что они борются, что делят?

 

Объектом конфликта является сама жизнь, материальные ценности, деньги, ресурсы, власть, управление, информация, территория, пространство, земля, вода, разные культуры, духовные ценности, к обладанию которыми стремятся обе стороны в конфликте.

 

Перераспределение власти и собственности, раздел ресурсов, территории всегда конкретны и предполагают количественные и качественные характеристики того объекта, который делится. Предмет конфликта представляет различные стороны, свойства объекта конфликта.

 

Амбиции и психологическая несовместимость людей, ролевая разбалансированность, искажение информации и другие стороны объекта имеют отношение к предметной составляющей конфликтного противоборства. Иногда объект и предмет бывает трудно разграничить.

 

Третий шаг: Определить динамику конфликта. Процесс, динамика конфликта показывает, на какой стадии находится конфликт, как он развивается во времени?

 

Стадии - процесс развития конфликта: 1) возникновение противоречия, конфликтная ситуация; 2) противоборство, эскалация; 3) разрешение конфликта, его завершение.

 

Рассмотрим модель развития конфликта, предлагаемую Юрием Федоровичем Лукиным.

 

Первая стадия зарождения конфликта - скрытый, или латентный, период. Он включает в себя конфликтную ситуацию, возникновение разногласий, появление сигналов конфликта, в том числе инцидентов. Происходит осознание интересов и препятствий каждой из сторон конфликта, появляется враждебность между ними. Конфликт развивается постепенно, и не всегда конфликтная ситуация перерастает в открытое, публичное противоборство. Конфликт можно погасить тогда, когда он находится в начальной фазе противоборства и конфликтная ситуация еще не перешла в открытые целенаправленные действия друг против друга. Стадия развития (эскалации) противоборства - это уже начало публичного конфликтного противоборства, действия сторон друг против друга, агрессивность. Происходит эскалация конфликтного взаимодействия. Используются все имеющиеся ресурсы в борьбе сторон. Развивается информационное и энергетическое противоборство, нередко перерастающее в насилие, а в ряде случаев и в войну, вооруженные столкновения. Конфликт достигает своего пика, ресурсы истощаются. Возникает потребность в переговорах, посредничестве для заключения мира. Стадия завершения, трансформации предполагает завершение, разрешение конфликта. Привлекаются посредники, или медиаторы. Постконфликтная ситуация заключается в нормализации отношений или перерастании конфликта в другое противоборство.

 

В динамике конфликта можно выделить, по мнению автора, с достаточной долей условности семь основных этапов.

 

1. Конфликтная ситуация - появление объекта и предмета конфликта, его сторон, участников, их противоположных интересов. Это такое совмещение обстоятельств, которое создает почву в дальнейшем для реального противоборства между людьми, субъектами социальной жизни, организациями. Например, намечается сокращение штатов, кто будет сокращен - еще неизвестно, но появляется предмет конфликта, возникает напряженность, стороны конфликта еще не обозначены, их интересы не сталкиваются.

 

2. Сигналы конфликта. Об обострении отношений на стадии предконфликта обычно свидетельствуют так называемые сигналы конфликта: напряженность, кризис, инцидент.

 

Напряженность - это появление негативных установок, искажение восприятия другой стороной. Муж за ужином просит подать солонку, а жена говорит: «Тебе что, не нравится моя стряпня?». Происходят недоразумения, когда делаются ложные выводы из ситуации. Ощущается дискомфорт в отношениях, интуитивно отмечается что-то не так, подавленность, замкнутость.

 

Кризис - это ожесточенные споры, оскорбления, перманентные разногласия. Потеря связи с партнером по работе или любви. Утрачивается контроль над эмоциями. Ситуация еще может улучшиться и стороны найдут возможность объясниться или начнется открытое противоборство.

Инцидент - это кратковременное столкновение, соперничество, волнение по пустякам, не всегда даже имеющим отношение к самой конфликтной ситуации. Инцидентов может быть несколько, не обязательно один. И не всегда инциденты ведут к началу конфликта.

 

А. Минделл, известный американский психолог (физик), называет шесть признаков (сигналов) возникновения конфликта. 1. Словесное несогласие. 2. Отсутствие открытого общения. 3. Сохраняющееся разделение во времени и пространстве. 4. Сплетни о противнике. 5. Негативные образы или фантазии о противнике. 6. Подозрительность и недоверчивость по отношению к другому.

 

Момент вступления в конфликт - это дело личного выбора каждого человека. Эмоции, подозрительность, сплетни со временем накапливаются. Страх поляризует чувства, делая нас слабыми или сильными. Эмоциональные отношения на втором этапе играют очень существенную роль.

 

3. Осознание интересов и препятствий каждой из сторон конфликтной ситуации, враждебность характеризуют второй и третий этапы.

 

Несколько обязательных событий необходимы, по мнению А. Дмитриева, В. Кудрявцева и С. Кудрявцева, для развития конфликта. 1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. 2. Осознание одним из субъектов своих интересов в этой ситуации. 3. Осознание препятствий для удовлетворения своих интересов. 4. Осознание своих интересов и препятствий другой стороной. 5. Конкретные действия одной из сторон против другой. 6. Ответ на эти действия другой стороны.

 

4. Начало явного противоборства открывает следующий, четвертый этап, когда начинаются действия сторон друг против друга, постоянно проявляется агрессивность. Этот этап логически вытекает из предыдущего и тесно связан с ним. Можно было бы даже не выделять его в качестве самостоятельного этапа, но именно он является решающим в принятии решения: вступать в конфликт, принимать вызов или применить стратегию ухода от конфликта, уступить другой стороне, приспособиться.

 

Многие люди стараются избегать конфликтов. Вместе с тем конфликт - это нормальное явление, признак развития и роста, стремление к внутреннему равновесию. Конфликт - не только выражение собственных трудностей, комплексов или личной психологии, это сочетание внутренней напряженности, трудностей во взаимоотношениях с людьми и групповых, организационных, глобальных проблем. Конфликт может породнить общность, раскрыть самого себя.

 

5. Пятый этап можно назвать эскалацией конфликта. В ходе его идет перманентное, упорное информационное и энергетическое противоборство, перерастающее в политических, социально-этнических конфликтах в насилие, вооруженные действия, войну.

 

Отношения противоборствующих сторон включают в себя два основных процесса:

1. Информационное противоборство - измерение собственного потенциала в сравнении с возможностями другой стороны на основе полученной информации, информационная война. Каждый из участников конфликта стремится получить как можно более полную информацию, лишив такой возможности партнера по противоборству. Банальная истина о том, что кто владеет информацией, тот владеет ситуацией, приобретает в условиях конфронтации совсем не банальный смысл. Сегодня не составляет особых затруднений получить при желании и за плату любую вполне легальную информацию о каждом из нас.

 

Тот, кто контролирует информацию, может управлять поведением людей. Поэтому в бизнесе, политике распространено мнение, что необходим собственный информационный поток, независимый от официального. Цель информационного противоборства - диагностировать свое положение и возможности другой стороны. Затем в зависимости от результатов такой диагностики выбрать способы стратегии и тактики поведения в конфликте.

 

2. Энергетическое противоборство - непосредственные активные действия сторон, основанные на наличии имеющихся у них ресурсов: финансовых, информационных, интеллектуальных, материальных и др. Если принято решение вступить в конфликт, то необходимо проверить себя, хватит ли сил, здоровья, возможностей и ресурсов идти до конца, до завершения конфликта. Имеются ли ресурсы у вашей организации, группы, если это конфликт между группами? При более полной информации основная задача конфликта решается с меньшими энергетическими затратами. Чем лучше качество информации, тем меньшая часть энергии выделяется на противодействие и тем большая - для решения основной задачи.

 

Эскалация конфликта - это обострение противоборства во всех его проявлениях, в том числе информационного и энергетического. Skala - лестница, эскалатор, бегущий вверх.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: