Интонационная сторона речи




Картотека упражнений по фонетической ритмике

На основе рекомендаций Т.В. Пелымской Н.Д. Шматко

«Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом»

Составила: учитель-дефектолог МКДОУ №311

Шашкова Татьяна Владимировна

Долгота звучания

«Обучая детей долгому и краткому произнесению звуков и слогов, педагог предлагает разнообразные движения; при этом долгому звуку соответствует плавное, длительное движение, а краткому — резкое, короткое:

 

1. укачивать куклу: кукла (ляля) спит — а_____а____ (протяжно);

кукла проснулась и прыгает — па па па (кратко);

 

2. сидя на полу, вращать мяч рукой, произнося о_____, отбрасывать мяч вперед — о или па;

3. сидя на полу или за столом, «везти» поезд (машину) «далеко» — у____ и поворачивать — у;

 

4. округло соединять руки перед собой (над головой) — о____, резко опустить соединенные руки вниз — о;

 

5. плавно развести руки в стороны — а_____, затем прямые руки соединить перед грудью — у_____, резко развести руки в стороны — а, соединить перед грудью — у;

 

6. стоя, развести руки в стороны, покачивая ими («самолет летит»), произнося в_____, резко опустить руки вниз, присесть — в («самолет сел»).

 

 

На более поздних этапах обучения в упражнения включаются все новые и новые звуки, например, длительное произнесение звука ш____ сопровождается круговыми движениями ладоней, поднятыми вверх от себя, а краткое ш — резким движением ими вниз.


 

Слитность звучания

 

 

1. стоя или сидя, резко опускать руки со сжатыми кулака ми вниз, произнося папапа (слитно), стучать кулаком о кулак — па па па (неслитно);

 

2. стоя, покачиваться из стороны в сторону (например, изображая мишку), произнося то_____то____то____; топать одной ногой — то то то;

 

3. изображать большой и маленький мячи: «большой мяч» подпрыгивает — по по по; «маленький мяч» слегка приседает — попопо;

 

4. стоя, плавно вытягивать вперед руки, согнутые в локтях перед грудью, — м а м а т а; резко вытягивать в стороны то одну руку, то другую — ма ма ма;

 

5. стоя, выполнять вращательные движения ладонями над головой — ляляляля; руки на поясе, наклоняться в стороны — ля ля ля.

 

Подобные упражнения помогают формировать слитную речь.


Темп произнесения

Упражнения по изменению темпа произнесения проводятся в течение всего дошкольного обучения. Детей учат воспроизводить движения в разном темпе, сопровождая их произнесением слогов:

1. сидя на полу, ноги в стороны, производить редкие удары мячом о пол, произнося па____па___па___ и частые — папапа;

2. сидя, часто ударять кулаками о пол — папапа, хлопать ладонями по бедрам, произнося в нормальном темпе па___па___па___, хлопать ладонями по ногам, медленно произнося па___па___па___;

3. шагать на месте в нормальном темпе, быстро и медленно, произнося слогосочетание татата в разном темпе;

4. хлопать в ладоши в медленном темпе, произнося па________па___па___; в нормальном — па_па_па_; в быстром — папапа (или хлоп-хлоп-хлоп и т. п.).

 

Сочетать быстрый темп движений с произнесением слога на каждое движение трудно, поэтому темп следует наращивать постепенно, с учетом возможностей детей. В дальнейшем детей 4—6 лет следует учить постепенному убыстрению и замедлению темпа произнесения слогов.

1. стоя, производить медленные махи руками внизу, произнося ля____ля____ля____, затем, продолжая движения перед грудью, произносить слоги в нормальном темпе — ля___ля___ля___; над головой — в быстром — ляляля; у груди в нормальном — ля___ля___ля___; внизу, в медленном, — ля___ля___ля___.

 

Упражнение может быть усложнен о: внизу производятся махи в очень медленном темпе, сочетающиеся с таким же темпом произнесения слогов, постепенно руки поднимаются выше и выше, движения становятся более быстрыми, вплоть до очень быстрых над головой, а затем постепенно замедляются при опускании рук ниже и ниже; в соответствующем темпе произносятся и слоги.

Аналогично проводятся упражнения при хлопанье в ладоши, руками по бедрам, ходьбе на месте, ударах кулаком о кулак и т. п. В это же время детей учат произвольно изменять темп и при произнесении словесного материала.

2. педагог, разместив в комнате кукол (мишек, машины), на разном от
детей расстоянии, спрашивает: «Где куклы (мишки, машины)?» — и вместе с детьми произносит «там», показывая на близко находящуюся куклу, «та___ж», указывая на ту, которая подальше, «та____м____» — про самую дальнюю.

3. Формируя у детей умение произносить речевой материал в разном темпе, следует учить их произносить очень простые слова и фразы за разных «героев». Например, медведь-папа, медведица-мама и маленький медвежонок в разном темпе говорят: «Мед тут, мед там, мед, мед тут и там» (по возможности, дети изменяют не только темп произнесения, но и высоту голоса).

4. Следует подбирать различные стихи, декламация которых требует изменения темпа:

Еле-еле-еле-еле Закрутились карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом,

Все быстрей, быстрей, бегом

Карусель кругом, кругом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два — Вот и кончилась игра.


 

Сила голоса

После того как у детей вызван голос, их учат произносить слоги громко и тихо; громко, тише и тихо. Обучая детей изменять силу голоса, педагог предлагает им различные движения; при этом чем громче звук, тем больше и амплитуда движений. Могут быть использованы следующие упражнения:

1. «Лиля спит» — дети тихо подходят к спящей в кроватке кукле, произнося тихим голосом папапа; педагог предлагает разбудить куклу, малыши громко топают,произнося громким голосом ПАПАПА; кукла просыпается и пляшет;

2. сидя, стучать пальцем о палец у колен, произнося та тата (тихо), у груди — ТАТАТА (громче), над головой ТАТАТА (громко); при этом увеличивается и амплитуду движений;

3. стоя, разводить опущенные руки в стороны — а______ (тихо), разводить руки в стороны от груди — А_____ (громче), над головой — А_____(громко); чем громче звук, тем выше поднимаются руки и с тем большим напряжением произносится звук (такое упражнение проводится и с другими гласными);
стоя, развести опущенные руки внизу — пу____(тихо), у груди — ПО____(громче), над головой — ПА____(громко) ИЛИ наоборот, начиная с самого тихого произнесения —шагагать на месте или ходить по кругу под звучание бубна или барабана: громкие удары — шагать, высоко поднимая ноги и громко произнося ПАПАПА (ТАТ AT А, ТОП-ТОП-ТОП), удары потише — шагать обычно, произнося ПАПАПА голосом разговорной громкости, тихие удары — слегка поднимать ноги и произносить слоги тихо — папапа.
На 3—5 годах обучения упражнения постепенно усложняются: детей учат не только произносить слоги с разной силой голоса (от громкого до шепота), но и постепенному его усилению и ослаблению.

Проводятся такие упражнения:

1. стоя, медленно через стороны поднимать руки, произнося гласный а____: с постепенным усилением голоса а____А____, его ослаблением А_а___, с усилением и ослаблением — а____А____а____;

2. стоя, отводить руки со сжатыми кулаками попеременно в стороны, произнося татата; при этом движения выполняются вначале внизу с малой амплитудой и соответствуют тихому произнесению слогов, постепенно руки поднимаются вверх, голос усиливается, а затем руки опускаются, сила голоса при этом уменьшается.
Постепенно упражнения усложняются. Для произнесения предлагаются более сложные слогосочетания, например татоту.

Когда дети уже могут воспроизводить слоги голосом разной силы, их учат произносить голосом разной интенсивности не только слоги, но и слова и фразы.

1. стоя разводить руки в стороны, произнося слово «мама» с усилением и ослаблением голоса; при этом руки постепенно поднимаются вверх, а затем опускаются.
Используются различные ситуации, в которых нужно позвать ребенка (маму, игрушку), произнося его имя тихо, погромче, громко. Целесообразно разыгрывать небольшие сценки, в которых разные персонажи говорят голосом разной силы, подбирать специальный стихотворный материал, например:

Ногами топ, ногами топ, громко топнет — ТОП-ТОП-ТОП;

Ногами топ, ногами топ, тихо топнем — топ-топ-топ.

Руками хлоп, руками хлоп, громко хлопнем — ХЛОП-ХЛОП-ХЛОП;

Руками хлоп, руками хлоп, тихо хлопнем — хлоп-хлоп-хлоп.


 

Высота голоса

Упражнения:

1. о, — изображать большого и маленького мишку (зайку, собаку): большой медведь идет медленно — А—А—А (низкий голос), маленький — бежит — а—а—а (высокий голос); изображать лягушку, большую собаку, птичку; педагог (или ребенок) предлагает угадать, кого он изображает: (Кто я?): прыгает «лягушка», произнося голосом нормальной высоты ква-ква-ква, лает «большая собака» — АФ-АФ-АФ (низкий голос), летает «птичка» — пипипи (высокий голос).

Детям предлагается произносить высоким, низким и нормальным голосом различные гласные и слоги. При этом низкие звуки произносятся при расслабленных движениях, направленных вниз, высокие — с очень напряженными движениями, направленными вверх.

2. стоя, разводить опущенные руки в стороны — О____(низкий голос), у груди — о_____(нормальный), над головой — о____(высокий); так же проводятся упражнения и со слогосочетаниями (та_____, то____, ту____).

3. Если кто-то из детей срывается на фальцет, ему предлагается произносить гласные и слоги только низким и нормальным голосом.

Предлагаются упражнения такого типа:

1. «самолет» едет, а потом взлетает: А_____(низкий голос), a_____(высокий голос); «самолет» летит высоко и садится: а___(высокий голос) А_____(низкий голос);

2. стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося а____(па____) вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается; такие упражнения проводятся и с другими гласными;

3. стоя, развести опущенные руки нешироко в стороны — у____низкий голос), у груди — о____(средний), вверху а____(высокий); при этом движения и гласные звуки воспроизводятся плавно, слитно. Аналогично можно проводить упражнения и со слогами ла_____ло____лу____.

По достижению детьми 5—б лет в упражнения наряду со слогами включаются слова и фразы.

1. детей учат изображать куклу (малыша), женщину, дедушку, сопровождая это самыми простыми высказываниями типа: я иду — топ-топ-топ, которые соответственно произносятся высоким, средним и низким голосом.

2. разыгрываются маленькие сценки: кукла упала, плачет, «говорит» высоким голосом: «Я упала, болит нога»; пришел медведь и просит меда: «Я большой мишка. Я хочу меда» (низким голосом) и т. п.

3. подбирается стихотворный материал, декламация которого связана с изменением высоты голоса, типа:

Колокольчик зазвенел:

Дин (высокий голос)

Дан (голос нормальной высоты)

Дон (низкий голос)

Колокольчик зазвенел

Дин-дин-дин

Дан-дан-дан

Дон-дон-дон

Ритмическая структура речи

В 2—3 года детей учат отделять один слог от ряда слогов, а на специальных занятиях — определять на слухо-зрительной и слуховой основе количество звучаний в пределах трех.

В 3—4 года детей учат воспроизводить вначале двусложные ритмы (типа ТАта и таТА), а затем и трехсложные (типа Taтaтa, тaTAтa, тaтaTA). С этой целью проводятся разнообразные упражнения, в ходе которых дети отхлопывают, отстукивают ритмы, изображают их дирижированием. Важно, чтобы движение на ударный слог отличалось от движения на безударный. Вначале воспроизведение ударного слога сопровождается движением не только более длительным, широким, но и качественно другим:

1. сидя, ударять ладошками по коленям, произнося безударный слог па, и кулачками по полу — ударный — ПА (при воспроизведении двусложных ритмов паПА или ПАпа);

2. сидя или стоя, хлопать в ладоши на безударный слог та и по ногам на ударный — ТА (при воспроизведении трех сложных ритмов ТАтата, тaTAтa, тaтaTA);

3. сидя, ударять мячом о пол, произнося безударный слог та, вытягивать руки с мячом вперед на ударный слог ТА (воспроизведя дву-, трехсложные ритмы);

4. стоя, сжатые кулачки у груди, на безударный слог руки резко опустить вниз па, на ударный — отвести в стороны — вниз — ПА (при воспроизведении дву-, трехсложных ритмов).

В 5—6 лет детей учат воспроизведению повторяющихся ритмов типа ТАтаТАтаТАта или папаПАпапаПАпапаПА.

При этом они могут ходить по кругу, шагать на месте, хлопать в ладоши и т. п.
Усложнение: предлагается сочетать произнесение повторяющихся ритмов с изменением силы голоса или темпа воспроизведения:

1. отхлопывать ритм ПАпаПАпаПАпа в разном темпе: медленно, в нормальном темпе и быстро;

2. шагать на месте, произнося ритм ТАтатаТАтата тихим голосом и слегка поднимая ноги, голосом нормальной громкости при среднем поднимании ног, громким с высоким поднятием колен.

Предлагаются также упражнения в воспроизведении ритма слов, фраз, рифмованные строки:

татаТО татаТО — молоко, молоко,
тетате, — велосипед, велосипед
та ТУтата таТО — на улице тепло.

 

Дети отхлопывают эти ритмы, отстукивают, воспроизводят дирижированием. В них, как правило, сохраняется ударный гласный.

Детей учат не только воспроизводить ритм слов, но и подбирать их по ритму, предложенному педагогом. Например, узнавать, ритм какого из 3—5 слов отхлопал взрослый: пальто, весна, тапочки, собака, виноград.

Интонационная сторона речи

С первого года обучения и до последнего в ходе специальных игровых упражнений детей учат подражать педагогу, который изображает различные эмоциональные состояния, при этом речевой материал постепенно усложняется. Подражая педагогу, дети учатся изображать:

 

— боль — а-а-а, бобо, болит, у меня болит живот и т. п.

 

1. Обыгрывание сценок: кто-то потерялся, кто-то хочет есть, что-то сломалось, кто-то ударился (скучает, зовет маму) и т. п.

Например: К детям приходит новая красивая кукла. Малыши восхищаются ею. Кукла гладит детей по головкам — «хороший!» и начинает плясать, радостно напевая ляляляля; дети поют вместе с ней. Затем кукла падает, «разбивает до крови ногу (руку, лоб)».

Дети вместе с педагогом изображают, как больно кукле, произнося, как могут: «Бах! Ой-ой-ой! Бобо! Болит! Бобо! Ой-ойой, жалко!» Кукла (и дети вместе с ней) плачет: «О-о-о, болит, бобо!» Педагог и дети жалеют куклу, «лечат» ее, целуют. Кукла «выздоравливает» — О! (радостно), дети вместе с куклой танцуют, подпевая радостно ляляляля, затем они изображают усталость: о____, о____(устала), устали, ох-ох.
2. Обыгрываются повадки различных животных, характерные черты людей. Дети изображают заботливую маму-кошку, шаловливого котенка, бравого солдата, дедушку, удивленную маму и т. п. Инсценируются доступные детям сказки: «Теремок», «Варежка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др

3. Рассматривание картинок, эмоциональное оценивание изображенной ситуации:

«Молодец! Хорошо! Ай-я-яй! Плохо! Нельзя», говорят за персонажей.
Например, разыгрывая сценку, в которой щенок потерялся, маленькие дети жалобно «лают» — а-а-а или аф-аф-аф, зовут маму: «А-а-а, мама!» плачут, радуются ее появлению: «А_____/ Ура! Мама!» Дети постарше могут пользоваться другим речевым материалом: «Я потерялся. Где моя мама? Мама, ау! Мама, иди, я тут! Вот моя мама! Мама нашла меня. Я рад!»

С 4 лет детям для упражнений специально подбирается речевой материал, насыщенный речевыми интонациями, типа:

Вот наш дом. Мы дома.

Кто дома?

— Мы дома.

Где вы? — Мы дома.

Где? — Дома!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: