Общая характеристика категории деятельности




Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В процессе деятельности человек развивается, формирует свое отношение к окружающей действительности. Неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. В структуре деятельности выделяются: мотивы - побуждающие субъекта к деятельности; - цели - как прогнозируемые результаты этой деятельности; - операции - с помощью которых деятельность выполняется. Использование категории деятельности - отличительная черта отечественной психологии. Для отечественной психологии характерно утверждение положения о единстве психики и деятельности. Содержанием сознания становятся, прежде всего те объемы или стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Активность, как важнейшая характеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется.

4) Проблема педагогического общения. Педагогическое общение - это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, но ученики у которого перегружены, скованы, имеют заниженную самооценку. Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи: взаимообмен информацией между учителем и учащимися; взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению; мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя; взаимодействие и организация совместной деятельности; разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся; взаимная удовлетворенность участников общения. Такой широкий спектр задач требует оптимизации педагогического общения - по задачам и по средствам.

5) Общая характеристика обучаемости: показатели обучаемости. Обучаемость человека является одним из основных показателей его готовности к учению, к освоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы. Основные показатели обучаемости — темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от освоения знаний), гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения освоенного материала. Суммарными показателями обучаемости, по Калмыковой, являются экономичность и темп мышления; объем материала, на основе которого достигается решение новой задачи; количество «шагов» для ее самостоятельного решения и порции помощи, на основе которой был достигнут результат, время, затраченное на решение; способность к самообучению; работоспособность и выносливость.

6) Психологические требования к личности учителя. К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Второстепенные- те, без которых в отдельности вполне можно обойтись: артистичность, общительность, веселый нрав и т.д.

7) Педагогические способности. Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне. Ведущими свойствами в педагогических способностях являются: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.Педагогический такт предполагает: уважение к школьнику и требовательность к нему; развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;внимательность к психическому состоянию школьника и разумность и последовательность требований к нему.Педагогическая наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся.

8) Понятие педагогической деятельности. Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Вместе с тем педагогическая деятельность – объект исследования различных отраслей педагогической науки: дидактики, частных методик, теории воспитания, школоведения.

9) Психологическое обоснование педагогического процесса. Психологию педагогической деятельности можно определить как отрасль психологического знания, изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий. Содержание и психология педагогической деятельности определяется социальными факторами - местом и функциями учителя в обществе, требованиями общества к учителю; затем социально-психологическими факторами: социальными ожиданиями окружающих учителя людей по отношению к его личности и деятельности, его собственными ожиданиями и установками в сфере его педагогической деятельности.

10) Компоненты педагогической деятельности. Выделяют три компонента педагогической деятельности: конструктивный (конструирование урока, внеклассного мероприятия, подбор учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработка для изложения учащимся),организаторский (заключается в том, что все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебно-воспитательный процесс, этот компонент включает три направления: организация своего изложения; своего поведения на уроке; деятельности детей;), коммуникативный (включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения)

11) Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса. Решение стоящих перед учителем задач обуславливает многообразие выполняемых им функций: воспитательных, образовательно-просветительских, управленческо-организаторских, проектировочных. Все они определяют различные стороны его педагогической деятельности.Проектировочные функции сводятся к перспективному и текущему планированию учебного процесса. Управленческо-организаторские функции учителя состоят в практической организации урока и внеклассных мероприятий.Прогностически-ориентирующая функция учителя связана с выявлением у учащихся способностей и склонностей и с учетом последних – в помощи выбору учащимися профессии и определению жизненного пути.Образовательно- просветительская функция заключается в передаче учащимся знаний и умений.Воспитательные функции учителя состоят в формировании нравственно воспитанной личности школьника.

12) Предмет педагогической психологии. Термин обозначает две разные науки, одна из которых- базовая, призванная изучать природу и закономерность учения и воспитания. Также это и прикладная наука, цель которой- использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. Педагогическая психология- это отрасль психологии, изучающая закономерность развития человека в условиях обучения и воспитания. Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человека, закономерностей развития ребенка, как субьекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

13) Структура педагогической психологии. Структуру педагогической психологии составляют три раздела: психология обучения; психология воспитания; психология учителя.Предмет психологии обучения – развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса. Предмет психологии воспитания – развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Предмет психологии учителя – психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности.

14) Проблемы педагогической психологии: 1. Проблема сенситивного периода. Она связана с выделением и максимальным использованием определенных возрастных периодов для развития тех или иных способностей или качества ребенка. 2. Проблема связи биологического созревания и обучения с развитием ребенка (помогает специально организованное обучение развитию ребенка или мешает ему).3. Проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания: какие приоритеты и в каком возрасте должны быть, как гармонично объединить процессы обучения и воспитания?4. Проблема осуществления системного характера развития ребенка и комплексного педагогического воздействия: по каким законам должно протекать педагогическое воздействие и каковы его ключевые моменты?5. Проблема взаимосвязи созревания и обучения ребенка, его задатков и способностей, генетической и средовой обусловленности, развития психологическиххарактеристик и поведения ребенка.6. Проблема определения психологической готовности ребенка к сознательному обучению и воспитанию. 7. Проблема педагогической запущенности: как отличить безнадежно отставшего в развитии ребенка от педагогически запущенного; какие дефекты в развитии устранимы на определенном этапе, а какие – нет?8. Проблема обеспечения индивидуализации обучения: то, каким образом можно создать условия для индивидуального обучения.

15) Задачи педагогической психологии. Общей, главной задачей является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности и образовательного процесса.Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания.Педагогика же исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

16) Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками. Связью между педагогической и психологической науками выступают педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и многие психологические исследования других областей образования.Педагогическая психология тесно связана с физиологией. Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Данные социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности.

17) Общая характеристика обучения. Обучение - конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знаний и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию.Цели обучения: 1) формирование знаний (системы понятий) и способов деятельности (приемов познавательной деятельности, навыков и умений); 2) повышение общего уровня умственного развития, изменение самого типа мышления и формирование потребностей и способностей к самообучению, умение учиться.

18) Соотношение обучения и развития. Традиционно принято выделять несколько подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития: 1. Обучение и развитие являются независимыми процессами. Обучение – чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка. Прежде чем появится возможность чему-то научить ребенка, должны созреть определенные функции. Развитие предшествует обучению. 2. Обучение и развитие – это одно и то же. Развитие равно обучению. Ребенок приобретает индивидуальный опыт, научается по мере созревания. В этом случае он полностью зависит от той культурной среды, в которой растет, и его можно научить всему, что необходимо взрослому. 3. Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Развитие и обучение – не совпадающие по времени процессы, между ними существует сложная, меняющаяся в течение жизни взаимозависимость.

19) Сущность традиционного обучения. Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие: учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня; основной единицей занятий является урок; урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс; учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.

20) Достоинства и недостатки традиционного обучения. Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит воспроизводящий характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения). Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся.

21) Основные противоречия традиционного обучения. А.А. Вербицкий выделил: 1. Противоречие между обращенностью содержания учебной деятельности (следовательно, и самого обучающегося) в прошлое и ориентацией субъекта учения на будущее содержание профессионально-практической деятельности и всей культуры. 2. Двойственность учебной информации - она выступает как часть культуры и в то же время лишь как средство ее освоения, развития личности. 3. Противоречие между целостностью культуры и ее овладением субъектом через множество предметных областей - учебных дисциплин как представительниц наук. Эта традиция закреплена делением школьных педагогов на учителей-предметников. 4. Противоречие между способом существования культуры как процесса и ее представленностью в обучении в виде статических знаковых систем. Обучение предстает как технология передачи готового, отчужденного от динамики развития культуры учебного материала, вырванного из контекста как предстоящей самостоятельной жизни и деятельности, так и из текущих потребностей самой личности. 5. Противоречие между общественной формой существования культуры и индивидуальной формой ее присвоения обучающимися. В традиционной педагогике оно не разрешается, поскольку ученик не объединяет свои усилия с другими.

22) Исторические аспекты проблемного обучения. В истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них, известна по беседам Сократа, пифагорейской школе, софистам. Идеи активизации обучения, мобилизации познавательных сил учащихся путем включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность нашли отражение в трудах Ж.Ж. Руссо и представителей "нового воспитания", которые пытались противопоставить догматическому заучиванию готовых знаний "активные" методы обучения. Разработка способов активизации мыслительной деятельности учащихся привела во второй половине 19 - начале 20 в. к внедрению в преподавание отдельных учебных методов: эвристического, метода лабораторных уроков, естественно-научного обучения и др. В тридцатых годах 20 века начался поиск путей активизации учебного процесса. Определенное влияние на развитие теории проблемного обучения в этот период оказали исследования психологов, обосновавших зависимость мыслительной деятельности человека от решения проблем, и концепции проблемного обучения, сложившиеся в педагогике на основе прагматического понимания мышления.

23) Сущность проблемного обучения. Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Проблемное обучение может способствовать реализации двух целей. Первая цель — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков. Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию. Особенность проблемного обучения заключается в том, что оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения, познания, исследования и мышления. Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация- определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения

24) Проблемные ситуации как основа проблемного обучения. Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия. Проблемная ситуация включает три главных компонента: необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия; неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации; возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации. Для создания проблемной ситуации необходимо поставить перед учащимся такое задание, при выполнении которого он должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия: задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся; неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия; предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

25) Достоинства и недостатки проблемного обучения. Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.Из минусов можно отметить то, что проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения, также оно не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.

26) Сущность программированного обучения. Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога. В основу общей теории программированного обучения положено программирование процесса усвоения материала. Данный подход к обучению предполагает изучение познавательной информации определенными дозами, являющимся логически завершенными, удобными и доступными для целостного восприятия. Сегодня под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства. Программированный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации, подаваемых в определенной логической последовательности.В программированном обучении учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка усвоения. Доза усвоена - переход к следующей. Это и есть "шаг" обучения: предъявление, усвоение, проверка.

27) Типы обучающих программ. Обучающие программы подразделяют на: 1) линейные 2) разветвленные. Линейная система программированного обучения разработана психологом Скиннером. Согласно этой системе, обучаемые проходят все шаги обучаемой программы в том порядке, в котором они приведены в программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить пропуск в информационном тексте. После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого было закрыто. Если ответы не совпадают, задание выполняется еще раз. Линейная система основана на принципе обучения с безошибочным выполнение заданий, поэтому они рассчитаны на наиболее слабого ученика. 2. Разветвленная программа.(авт.- Краудер) В этих программах, кроме основной, рассчитанной на сильных учащихся, предусматриваются дополнительные, на одну из которых направляется ученик в случае затруднений. Они обеспечивают индивидуализацию обучения не только по темпу продвижения, но и по уровню трудности, кроме того, открывают возможности для формирования рациональных видов познавательной деятельности. Задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов, один из которых правильный. Если обучаемый выбрал правильный ответ, то получает подтверждение верности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы, а если ошибся, ему разъясняется сущность ошибки, и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или перейти к подпрограмме.

28) Достоинства и недостатки программированного обучения. Программирование обучение имеет ряд достоинств: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить. Новая техническая база позволяет строить процесс обучения как достаточно свободный диалог обучаемого с обучающей системой. Многолетний опыт подтвердил, что программированное обучение обеспечивает высокий уровень не только обучения, но и развития учащихся, вызывает у них интерес.Однако программированное обучение имеет и ряд недостатков: не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении; требует больших затрат времени; применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач; обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых. При этом чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.

29) Образование в общекультурном контексте. Образование рассматривается как социальный институт, как одна из подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества. Функционирование и развитие образования обусловлено различными факторами и условиями существования общества. Связь образования и культуры является наиболее тесной. Образование- это создание образа, некоей завершенности воспитания в соответствии с возрастной ступенью. Поэтому его трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы умений, навыков и отношений. Образование, являясь управляемым извне самообразованием, может рассматриваться в трех планах: 1) как образовательная система. 2) как образовательный процесс. 3) как результат этого процесса.

30) Образование как система. Основными элементами образования как системы являются: цели и содержание образования; средства и способы получения образования; формы организации образовательного процесса; педагогический процесс как единство обучения, воспитания и развития человека; субъекты и объекты образовательного процесса; система управления образовательным процессом; образовательная среда; результаты образования (уровень, качество).Образование как система представляет из себя открытый, непрерывно изменяющийся организм, обладающий рядом особых свойств: эффективность системы образования зависит от того, насколько она современна, соответствует ли стратегии развития общества; она всегда ориентирована на будущее; система постоянно обновляется.Содержание образования включает в себя следующие элементы: основные понятия и термины, факты, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей; основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности, теории и знания о способах научной деятельности, методах познания, знания об установленных в обществе нормах отношений к различным явлениям жизни.

31) Учебно-воспитательный процесс. Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека, конкретнее, - в учебно-воспитательном процессе. Основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Рассмотрение образования как процесса предполагает, во-первых, разграничение двух его сторон: обучения и научения (учения). Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда вольно или невольно единство обучения и воспитания. В-третьих, сам процесс воспитывающего обучения включает с позиции обучающегося освоение знаний, практические действия, выполнение учебных исследовательских, преобразующих, познавательных задач, а также личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.Развитие человека в процессе образования в значительной мере обусловлено тем, какими средствами, на каком содержании оно осуществляется. Выделяют три вида формального развития: 1) рефлектирующее - подготовка к исследованию субъективного мира (человеческого духа), 2) объективное - подготовка к исследованию объективного мира (природы) 3) систематизирующее - подготовка к установлению логического порядка во всякой области фактов.Этим трем видам формального развития соответствуют гуманитарно-научное, естественнонаучное и математическое образование.

32) Педагогические принципы учебно-воспитательной деятельности Педагогические принципы - это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.Принцип природосообразности гласит, что педагогический процесс необходимо строить согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности учащихся, опираться на них при организации воспитательных отношений. Принцип гуманизации может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека, когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему. Принцип целостности означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса. Принцип демократизации означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания. Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, страны, региона). Принцип единства действий учебного заведения и образа жизни учащегося направлен на организацию комплексного педагогического процесса. Принцип целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности. Принцип политехнизма направлен на подготовку специалистов и рабочих широкого профиля на основе, общей для различных наук, технических дисциплин, технологий производства, что позволит учащимся переносить знания и умения из одной области в другую.

33) Основные тенденции современного образования. Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции в современном образовании: Первая тенденция - осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, - между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Вторая тенденция - индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества. Третья тенденция - переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности и научного поиска. Четвертая тенденция соотносится с поиском условий перехода от жестко регламентированных способов организации учебного процесса к развивающим, активизирующим, игровым. Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся.

34) Инклюзивное образование в школе. Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений. Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении Принципы инклюзивного образования: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; Каждый человек способен чувствовать и думать; Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; Все люди нуждаются друг в друге; Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

35) Динамика работоспособности человека имеет несколько стадий:1. Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) — отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, возрастание активности психических процессов; возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий. 2. Стадия устойчивой работоспособности — проявляется в наиболее высокой и стабильной продуктивности и надежности труда, оптимально­сти волевых усилий.3. Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) — вначале характеризуется возникновением чувства усталости, снижением интереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности.4. Стадия восстановления работоспособности характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накопле­нием функциональных резервов.

36) Учебно-педагогическое сотрудничество. Понятие «учебное сотрудничество» используется в педагогической психологии как термин, обозначающий многостороннее взаимодействие внутри учебно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: