Знаковая ситуация. Треугольник Фреге




Учение о языковом знаке Ф. де Соссюра

 

В. Гумбольдт пришел к выводу, что слово – знак понятия. На протяжении XIX в. Общая теория знака развивалась в рамках логики (Ч. Пирс, Э. Гуссерль), психологии (В. Вундт, Г.Гельмгольц) и особенно в рамках физиологии мозга (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев).

Согласно учению Александра Аф “Потебни о значении слова”, слово непосредственно связано с понятием, а в основе данной связи лежит “знак” – некоторый признак, избираемый для указания на предмет и закрепляемый в слове.

 

Фердинанд де Соссюр в своем учении о языковом знаке доказал, что знаковый характер языка отличает его от других социальных явлений (политических, торговых и проч.). Соссюр выделил внутри “общего феномена, каким является речевая деятельность”, две составляющие: Язык и Речь (речевой акт).

Язык с точки зрения знаковости по Соссюру: “Мы называем знаком комбинацию понятия и акустического образа”. Ак.образ – не материальный звук, но представление, получаемое человеком посредством органов чувств. Ак.образ является психическим отпечатком звука, а понятие обладает психическим свойством. Из этого де Соссюр приходит к тому, что “языковой знак есть, двусторонняя психическая сущность”.

 

Подчеркивая лингвистическую сущность своего определения знака, Ф. де Соссюр ввел термины: знак – целое, термин “понятие” заменил на “означаемое”, а “акустический образ” на “означающее”.

 

Чарльз Моррис в 1938 г. исходил из философии позитивизма и полагал, что знаки – единственная реальность, доступная познанию человека.

 

Звуковая сторона – лексема, содержательная – семема.

Лексема в виде акустического образа, заложенного в мозгу, функционирует как знак (код) по отношению к мысленному образу, элементу мыслительного кода, отражающему некоторый предмет, явление реальной действительности.

Две концепции языкового знака в современной лингвистике

Некоторые лингвисты считают, что значение входит в состав языкового знака, что в знаке есть две стороны: означающее и означаемое. Эта концепция называется билатеральной (двусторонней).

Сторонники другой концепции признают знаком лексему, её акустический образ. Значение – мысленный образ, означаемое, которое не входит в состав языка. Эта концепция называется унилатеральной (односторонней).

 

Семиотика разработала типологию знаков, знание которой полезно для лучшего понимания знакового аспекта языка.

 

Знаковая ситуация. Треугольник Фреге

 

Готлоб Фреге предложил различать ИМЯ (знак), ДЕНОТАТ (предмет, называемый именем) и СМЫСЛ (концепт денотата). Знаковая ситуация из этих трех компонентов получила название семантического треугольника Фреге.

Под смыслом понимается то, что отражает способ представления обозначаемого денотата. Классический пример: денотат выражений “утренняя звезда” и “вечерняя звезда” один и тот же (планета Венера), но смысл этих выражений различается. Также, одному денотату может соответствовать несколько смыслов. Один и тот же смысл может выражаться разными знаками. У знака (имени) всегда есть смысл, но не у всякого смысла есть денотат. Например, у выражения “наиболее удаленное от Земли небесное тело” смысл есть, но денотата нет.

Помимо этого, Фреге выделял ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о денотате – глубоко субъективное, индивидуальное, эмоциональное.

Чарльз Моррис рассматривает знаковый процесс (семиозис) как пятичленное отношение, одним из членов которого он называет интерпретатора, т.е. ЧЕЛОВЕКА. В знаковой ситуации появился ЧЕЛОВЕК и отношение знака к ДРУГИМ ЗНАКАМ.

Карл Бюлер рассматривал знаковую ситуацию именно для языкового знака. В его модели языковой знак графически изображен в виде треугольника, наложенного на круг так, что углы выходят за пределы круга, а за пределами треугольника остаются сегменты круга: языковое явление (круг) и его знаковое содержание (треугольник) не вполне совпадают.

 

Схема Бюлера:

Линии, соединяющие треугольник с каждым из трех факторов знаковой ситуации, символизируют семантические функции (сложного) языкового знака. Бюлер связывает осуществление трех функций языка – репрезентации, экспрессии и апелляции – с тремя отношениями языкового знака.

Здесь фактор ЧЕЛОВЕК представлен как ОТПРАВИТЕЛЬ и как ПОЛУЧАТЕЛЬ.

Но этого недостаточно в настоящее время. В новой схеме на пересечении линий, идущих от обозначений трех основных участников ситуации (предметы и ситуации, отправитель, получатель) представлен не один языковой знак, а вся система языковых знаков, которая находится в сфере речемыслительной деятельности человека.

 

ОТПРАВИТЕЛЬ и ПОЛУЧАТЕЛЬ акустического знака одинаково подключены к системе языковых знаков, хранящейся в их мозге. В нем запечатлены образы акустических знаков (лексемы), образы предметов внешнего мира (концепты, смыслы), в т.ч. и те, которые получили наименования. Они имеют свои способы выражения посредством языковых знаков (денотаты). Здесь же находятся и семемы – означаемые акустических знаков.

Образы предметов и ситуаций образуют концептосферу человека. Её часть, получившая языковое выражение, с добавлением коннотатов, образует семантическое пространство языка. Оно тесно связывает образцы ак.знаков с образцами предметов и ситуаций внешнего мира.

Эта открытость объясняет постоянное перетекание образов из концептосферы в семантическое пространство языка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: