Джексон и Фулфорд (1997) написали статью «Духовный опыт и психопатология», в которой показали перспективы теории расстройств. Статья была продолжением работы Джексона (1992) «Изучение взаимосвязей между психотическими и духовными переживаниями». Впоследствии Джексон писал, что «благоприятные духовные переживания … являются во многих аспектах сходными с позитивными симптомами психозов». Джексон (1992, 1997) тщательно исследует вопрос происхождения этих переживаний как на основе экспериментального, так и теоретического подхода. Он приходит к заключению, что психотический/духовный опыт может быть понят как «эпизоды доступа к тем процесса сознания, которые обычно являются подсознательными или бессознательными». Он предположил, что некоторые люди имеют более высокую готовность доступа к этим зонам, чем другие, и в результате эти переживания имеют место на более низком пороговом уровне стресса. В некоторых случаях процесс оказывается адаптивным и ведет к разрешению кризиса. В других, напряжение нарастает, заканчиваясь психотическим разрывом с реальностью.
Другие исследователи также отмечали сходство между психотическими состояниями и мистическими переживаниями. Хадли (1979) описал опыт более четырех тысяч человек, которые отвечали на его газетные объявления с просьбой описать свои религиозные переживания. Число тех, кто описывал экстаз или состояние экзальтации, достигло двухсот человек или 5 процентов от всех ответивших.
Давид Лукоф (1985) выдвинул диагностические критерии для того, что он назвал «мистические переживания с психотическими характеристиками». Это:
А) Экстатическое настроение
Б) Чувство вновь приобретенных знаний
В) Галлюцинации
Г) Отсутствие познавательной дезорганизации
Он также исследовал проблему прогноза и утверждал, что для того, чтобы человек имел позитивный выход из психотического состояния необходимо наличие двух из следующих критериев:
А) хорошее функционирование накануне приступа, отсутствие предшествующих психотических эпизодов; поддержание социальных связей с друзьями; близкие отношения с представителями другого пола (или того же в случае гомосексуализма); успехи в профессии или учебе;
Б) острое начало симптоматики в течение трех месяцев или меньше;
В) стрессовая обусловленность психотического эпизода, например, серьезные жизненные перемены;
Д) позитивное отношение к пережитому опыту как к значимому, открывающему новое, развивающему.
Экстаз, вызванный употреблением наркотиков
Томас Оксман с соавторами (1988) в своей работе «Язык измененных состояний» сравнил субъективные переживания 66 людей, имевших три разных формы измененного состояния сознания: шизофреническое, вызванное наркотиками и мистическое. Использовав дискриминативный статистический анализ, авторы обнаружили, что в этих трех группах существенно отличались слова, используемые для описания своих переживаний. Авторы утверждают, что в 84 процентах автобиографических отчетов они могли очень точно определить форму измененного сознания в соответствии с частотой различных типов слов, используемых индивидуумами.
Заключение
И ранние, и последние работы, обзор которых дан в этом комментарии, показывают, что необходимо дальнейшее прояснение природы экстаза и идентификация его причин. Это поможет нам представить экстаз в описательной психопатологической литературе более правильным образом и, следовательно, провести решительное разделение между религиозными и психиатрическими причинами этого состояния. Важный и своевременный перевод статьи Майер-Гросса может стать ключевым стимулом к такой работе.
Перевод С.Ю.Савенко
Литература
Anderson, E. W. 1938. A clinical study of slates of "Ecstasy" occurring in affective disorders // Journal of Neurology and Psychiatry 1: 80-99
Bentall, R. P. 1992. A proposal to classify happiness as a psychiatric disorder // J ournal of Medical Ethics 18: 94-98
Berrios, G. E. 1996. The history of mental symptoms: Descriptive psychopathology since the nineteenth century. Cambridge: Camridge University Press.
Hamilton, M., ed. 1974. Fish’s clinical psychopathology: Signs and symptoms in psychiatry. Bristol, Eng.: John Wright.
- C. Hardy. 1979. The spiritual nature of man. Oxford; Clarendon Press.
Harris, J., J.L.T.Birley, and K.W.M. Fulford. 1993. The current literature: A proposal to classify happiness as a psychiatric disorder // British Journal of Psychiatry 162: 539-42
Jackson, M.C. 1992. A study of the relationship between psychotic and spiritual experiences. D.Philthesis, University of Oxford.
Ibid, 1997. Benign schizotypy? The case of spiritual experience // Schizotypy: Relations to illness and health, ed. G. S. Claridge. Oxford: Oxford University Press.
Jackson, M. C., and K. W. M. Fulford. 1997. Spiritual experience and psychopatology // Philosophy, Psychiatry, and Psychology 4:41-65.
James W. 1979. Varieties of religious experience: A study in human nature. Glasgow: Collins.
Jaspers K. 1959. General psychopathology. Manchester: Manchester University Press.
Laski, M. l980. Every day ecstasy. London: Thames and Hudson.
Lukoff, D. 1985. Diagnosis of mystical experiences // J ournal of Transpersonal Psychology 17.2: 155-81.
Moore, A., T. Hope, K. W. M. Fulford. 1994. Mild mania and well-being // Philosophy, Psychiatry, and Psychology 1:165-77.
Nordenfelt, L. A response to "mild mania and "well-being.''// Philosophy, Psychiatry, and Psychology 1:185-91.
Oxman, T. E., S. D. Rosenberg, P. P. Schnurr et al. I988. The language of altered states // Journal of Nervous and Mental Disease 176: 401-8.
Sargant, W. 1957. Battle for the mind: A physiology of conversion and brain-washing. London: Heinemann.
Scharfetter, C. 1980. General psychopathology: An introduction. Trans. H. Marshall. Cambridge: Cambridge University Press.
Shepherd, M. and O. L. Zangwill. 1983. Handbook of psychiatry. Vol. 1. General psychopathology. Cambridge: Cambridge University Press.
Sims, A. 1988. Symptoms in the mind: An introduction to descriptive psychopathology. London: Bailliere Tindall.