фонетического недоразвития речи




 

Подготовительный этап в работе по исправлению звукопроизношения. Этап постановки звука. Способы постановки. Этап автоматизации звука Этап дифференциации звуков
Цель – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. Цель– добиться правильного звучания изолированного звука. Цель - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Цель – научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
1. Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика).   Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный контроль.   2. Формирование направленной воздушной струи. (работа над речевым дыханием).   3. Развитие мелкой моторики рук (настольные игры “Мозаика”, “Конструктор”, выполнение аппликаций, различные игры с пальчиками).   4. Развитие фонематического слуха (учить на слух различать звуки, близкие по звучанию или улавливать разницу между правильным и искаженным звуками).   5. Отработка опорных звуков.   Учить объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим).   Первый способ. Первый способ – в игре. Не нужно объяснять ребенку, что Вы занимаетесь постановкой звука, предложите ему просто поиграть.   Если данный способ не эффективен, переходите к следующему. Но не стоит торопиться, попробуйте этот вариант в течение нескольких дней.   Второй способ. Второй способ – по подражанию, когда внимание ребенка фиксируется на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный и слуховой контроль). Этим создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука.   Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту, проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках, при этом ладонь нужно положить на шею (попробуйте выполнить).   Третий способ. Третий способ – с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.   При работе с любым способом постановки избегайте названия звука, который хотите получить, чтобы ребенок не возвращался к неправильно сформированному стереотипу.   Постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.   При автоматизации звука в слогах соединять закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах, затем в обратные, далее в слоги, где звук находится между гласными и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка)   На каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).   Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи.   Перед ребенком поставьте зеркало, с помощью которого он сможет наблюдать разницу в артикуляции звуков.

 

 

1. Подготовительные упражнения.

2. Постановка звука.

3. Сопряженное и отраженное называние слов (предметов) по картинкам.

4. Запоминание и воспроизведение групп слов с опорой на картинки («Запомни,повтори»).

5. Деление слов на слоги («Телеграф», «Прошагаем слова»).

6. Выделение ударного слога («Эхо»).

7. Отбор (называние) картинок с заданным количеством слогов.

8. Определение места изучаемого звука в словах и отбор слов (картинок) на звук в начале, середине, конце слова.

9. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем под картинками.

10. Образование и употребление различных падежных форм существительных («Эхо», «Закончи предложение», «Скажи дальше», «Потерялись слова»).

11. Образование и употребление родительного падежа множественного числа существительных («Эхо», «Один—много»).

12. Прямой и обратный счет с предметами.

13. Подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний.

14. Подбор действий к предметам, проговаривание полученных нераспространенных предложений.

15. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением «Назови ласково», «Большой — маленький»)

16. Образование от существительных относительных прилагательных.

17. Составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно.

18. Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии.

19. Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и ответы на них.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: