Анализ содержания курса программы литературного образования 6 класса по Программе




На уроки литературы в программе 6 класса отводится 105 часов: 84 часа на изучение произведений, 9 часов на развитие речи, 9 часов на уроки внеклассного чтения, 3 часа на диагностические работы.

Согласно Примерному тематическому планированию, представленному в Программе, курс 6 класса представлен тремя темами: «Герой в мифах» (7 часов: 5 часов на изучение произведений, 1 час на внеклассное чтение, 1 час на развитие речи), «Герой и человек в фольклоре» (7 часов: 5 часов на изучение произведений, 1 час на внеклассное чтение, 1 час на развитие речи), «Герой и человек в литературе» (90 часов: 73 часа на изучение произведений, 7 часов на уроки внеклассного чтения, 7 часов на развитие речи, 3 часа на диагностические работы).

Вследствие значительного объема третья тема делится на 7 разделов: «Человек в историческом времени», «Человек в эпоху крепостного права», «Человеческие недостатки», «Человек, цивилизация и природа», «Человек в поисках счастья», «Дружба в жизни человека», «Человек в экстремальной ситуации». Работа по каждому тематическому разделу включает в себя литературно-художественную, аналитическую и проектную деятельность учащихся. Список изучаемых произведений соответствует Базовому перечню произведений, рекомендованных для изучения в 6 классе.

 

I. Структура и содержание учебника.

 

Учебник по литературе для 6 класса (авторы Т.В. Рыжикова, И.Н. Гуйс, Г.Л. Вирина) представляет собой издание в двух частях под общим названием «Открытие человека».

В первой части рассматриваются темы «Герой в мифах», «Герой и человек в фольклоре», начинает изучаться тема «Герой и человек в литературе» (разделы «Человек в историческом времени», «Человек в эпоху крепостного права», «Человеческие недостатки», «Человек, цивилизация и природа»).

Во второй части представлены разделы «Человек в поисках счастья», «Дружба в жизни человека», «Человек в экстремальной ситуации».

Учебник открывается предисловием, в котором говорится о структурных особенностях учебника, каждая тема и раздел предваряются общими теоретическими сведениями об изучаемом.

Учебник включает в себя рубрики: «Сведения по теории литературы», «Произведения для чтения», «Вопросы и задания», «Задания», «Дополнительные вопросы и задания», «Вопросы и задания для сопоставления произведений», «На книжной полке», «Художественные проекты», «Историческая основа произведений», «Памятки по развитию речи».

Каждая тема и каждый раздел имеет сходную логику расположения материала: сначала даются теоретические сведения о предмете изучения, затем – тексты произведений, после каждого текста – список вопросов и заданий разного уровня сложности, в конце темы или раздела – список литературы для чтения и список художественных проектов.

Например, содержание темы «Герой в мифах» включает в себя теоретические сведения о мифах, мифологии, космогоническом мифе, мифологическом герое и легендах; произведения: Древнегреческий космогонический миф, мифы о Геракле («Рождение и воспитание Геракла», «Геракл в Фивах», «Первый подвиг Геракла. Немейский лев», мифы об Ахилле, мифы об Орфее, легенда об Арионе); в качестве дополнительной литературы рекомендованы некоторые эпизоды из поэм Гомера «Илиада» (Поединок Ахилла с Гектором, Смерть Ахилла), «Одиссея» (Одиссей у циклопов) и «Метаморфоз» Овидия (Орфей и Эвридика, Смерть Орфея), книги Н.А. Куна «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима», «Легенды и мифы Древней Греции», а также роман-дилогия И.А. Ефремова «На краю Ойкумены» и научно-популярная книга М.Л. Гаспарова «Занимательная Греция».

Дополнительная литература обеспечивает школьнику полноценное знакомство не только с текстами произведений, но и с историко-художественным контекстом античности.

Проектная работа позволит школьнику расширить базу по теории литературы в связи с изучением данной темы (составление мифологического словаря), систематизировать материал о «следах» древнегреческой культуры в произведениях искусства европейской культуры («Подарки древних греков европейской культуре») и связать древнегреческую мифологию с современным культурным контекстом (виртуальная экскурсия или компьютерная игра).

 

II. Анализ дидактического материала разделов. Роль материалов в организации классной и домашней работы учащихся.

 

В качестве дидактического материала, размещенного в учебнике литературы, можно принимать вступительные статьи, биографические справки, тексты произведений, сноски, иллюстрации, вопросы и задания.

Например, в разделе «Человек в историческом времени» выделяется вступительнаястатья, в которой шестикласснику авторы учебника задают вопрос что такое доисторические времена. Здесь же дается краткая справка о связи истории с письменностью и летоисчислением, а также отсылка к книге М.Л. Гаспарова «Занимательная Греция», которая уже упоминалась в теме «Герой в мифах». Многократное упоминание в тексте учебника в разных контекстах одного и того же источника при грамотной работе педагога наведет школьника на мысль об ознакомлении с материалом книги.

В разделе приведены биографическиесправки о таких авторах, как А.С. Пушкин, А.К. Толстой, И.А. Крылов. Обширных биографий в учебнике нет: здесь приводятся только те факты, которые тем или иным образом связаны с рассматриваемыми произведениями. Например, в этом разделе шестиклассник узнает об А.С. Пушкине то, что в 1820 году поэт попадает в «южную ссылку» и пишет там свою знаменитую «Песнь о Вещем Олеге». Короткий биографический фрагмент не только легок для запоминания, но и имеет воспитательное значение: некоторые дети обязательно прочтут, что было «до» и «после».

Текст «Песни о Вещем Олеге» А.С. Пушкина предваряют фрагменты летописей, повествующие об этом событии. Относятся они к разному времени, что позволяет ребенку восстановить название местности, где произошло описываемое событие и найти его на карте.

В разделе приведено много сносок, обращая внимание на которые (иногда с помощью учителя, иногда – самостоятельно), дети узнают, что такое киночв а рь, Суд, п а волока, поденщик, черноризцы, песнь, державный, сайгак, бояре, холопы, стрем я нный, шат е р, зазн о бы, терем, жезл и т.д. Это позволит детям расширить словарный запас, понять особенности исторической эпохи, отраженные в языке, позволит сформировать навык внимательного чтения.

Самым ярким дидактическим материалом учебника, пожалуй, являются иллюстрации нескольких типов.

Во-первых, это изображение страницы Ипатьевской летописи, буквицы «Дивошеева Евангелия».

Во-вторых, это репродукции картин В.М. Васнецова «Олег и кудесник», «Тризна по Олегу».

В-третьих, это репродукции портретов Ивана Грозного, Андрея Курбского, Наполеона Бонапарта, Михаила Кутузова.

С их помощью существенно расширяется культурный кругозор школьника.

На расширение культурного кругозора также работают многие вопросы и задания. Некоторые из них размещаются внутри информационной статьи (например, задание сделать собственную ленту времени, прочитать летописный фрагмент о княжении Ярослава Мудрого) или в отдельной рубрике (например, Образ тризны встречается и в балладе А. К. Толстого «Курган», и в балладе А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Одинаковы ли образы тризны у обоих авторов? Какую роль играет тризна в «Кургане», какую — в «Песне о вещем Олеге»? Обоснуйте свое мнение).

 

III. Анализ справочного материла учебника.

 

В качестве справочного материала учебника литературы за 6 класс по Программе мы понимаем исторические материалы, легшие в основу того или иного литературного произведения (историческая основа баллады «Василий Шибанов» стр. 102 1 часть, сведения о художнике А.Г. Венецианове стр. 133 1 ч. и т.д.). Они органично вписываются в культурно-исторический контекст изучаемого произведения и удобны для использования школьниками.

Кроме того, к справочным материалам можно отнести статьи по теории литературы, которые расположены практически в каждом тематическом разделе учебника, статьи лингвистической направленности (например, об употреблении устаревших слов в современном русском языке) и сноски.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: