Процесс управления логистическим риском
Управление логистическим риском является составной частью стратегического менеджмента. Риск-менеджмент в логистических системах является одним из наиболее перспективных и многогранных направлений в хозяйственной деятельности. Проблемой управления логистическим рисками в той или иной степени занимались многие ученные, так как она является междисциплинарной и стоит на стыке логистики и риск-менеджмента [2, 5, 8, 11, 14, 26, 31, 37, 46, 49, 51]. Сегодня, большинство предприятий и организаций отличаются друг от друга, различны у них как человеческие, так и финансовые возможности. Поэтому важной задачей является выявление тех общих аспектов управления риском, которые могли бы помочь руководству этих организаций разрабатывать собственные стратегии управления риском. В связи с этим необходимо остановиться на основных этапах процесса управления логистическим риском (рис. 1).
Система риск-менеджмента в логистике складывается из нескольких взаимосвязанных подсистем, внутри которых протекают специфические процессы планирования, организации, контроля и регулирования. Данные процессы и позволяют системе риск-менеджмента последовательно осуществлять присущие ей функции планирования, организации, контроля и регулирования. Все подсистемы данной системы функционируют в замкнутом цикле и их деятельность проходит последовательно, так как именно через последовательность раскрывается их взаимосвязь. Цикличность функционирования сложной системы риск-менеджмента заключается в повторяемости следующих мероприятий:
Ø корректировка целей и задач;
Ø сбор, обработка и анализ информации;
|
Ø разработка и оценка вариантов решения;
Ø принятие решения и контроль за его выполнением.
Эффективное осуществление этой деятельности требует оперативной и достоверной информации, необходимой для принятия правильных решений.
Система
Управление логистическим риском
(риск-менеджмент)
Подсистемы | ||
Планирование | Организация | Контроль |
Функции | ||
Определение проблемы, установление общих целей и параметров, сбор и обработка информации по различным вероятностным аспектам риска | Идентификации рисков, анализ и оценка рисков, разработка мер по снижению риска | Контроля и оценки результатов принятых решений |
Рисунок 1. Структура системы риск-менеджмента в логистике
1. Этап планирования. Данный этап предполагает определение проблемы, установление общих целей и параметров, в пределах которых конкретный риск или группа рисков могут быть изучены и приняты решения по ним, сбор и обработка информации по различным вероятностным аспектам риска. Где все аспекты можно рассматривать с двух позиций. Стратегические аспекты - это, прежде всего, определение взаимоотношений между предприятием и окружающей его внешней средой, выявление его слабых и сильных сторон. В этой связи особенно важно установление тех критических параметров в позиционировании субъекта во внешней среде, которые могут снизить или расширить ее возможности в случае наступления неблагоприятных или благоприятных событий. Организационные аспекты предполагают постановку целей и задач для различных иерархических ступеней управления организацией, распределение ответственности между ними за различные типы принятия решения. Основная идея такого распределения заключается в том, что решения, принятые по управлению тем или иным риском, в зависимости от типа, могли быть практически реализованы соответствующими структурными подразделениями.
|
2. Этап организации. Этот этап наиболее емкий и сложный, требующий от специалистов в области управления риском (риск-менеджеров) максимума трудозатрат. На данном этапе решаются следующие задачи:
Идентификация рисков. На этом этапе необходимо определить перечень тех рисков, которым может быть подвержен субъект, установить, какие из них являются более важными, какие менее. Кроме этого, целью идентифицирования рисков является также выявление неблагоприятных и благоприятных событий, которые могут оказать существенное влияние на функционирование субъекта в случае их наступления. Это, прежде всего, разрешение таких вопросов: когда, почему и как наступят сопряженные с риском события, и каким образом субъект может отреагировать на них.
Анализ и оценка рисков. Анализ рисков состоит из двух этапов: определение возможностей наступления рисков с точки зрения их вероятностей и оценка возможных последствий. Другими словами, необходимо выявить, какие риски являются «маловероятными» и какие «весьма вероятными», а также оценить возможные последствия уровня воздействия тех или иных рисков на деятельность субъекта в целом. Оценка рисков тесно связана с анализом рисков. Здесь особое внимание обращается на те риски, к которым существующие методы управления риском не подходят, и поэтому последующие мероприятия по управлению ими становятся необходимыми.
|
Разработка мер по снижению риска. Он включает в себя разработку мероприятий, направленных на снижение вероятности возможного риска, исключение или попытку его избежать, а также уменьшение серьезности риска в случае его наступления. Кроме того, следует заботиться о том, как покрыть финансовый ущерб от рисков, которые окажутся не контролируемыми на допустимом уровне. Для этого необходимо разработать меры, обеспечивающие распределение финансовых потерь по времени так, чтобы смягчилось финансовое давление, под которым окажется субъект хозяйствования в случае появления серьезных убытков.
3. Этап контроля. Очевидно, что раз план по управлению тем или иным риском был принят и выполнен, то естественно он должен быть в процессе реализации проверен. В связи с тем, что управление риском осуществляется в условиях неполной информации о возможных будущих последствиях принятого решения, то весьма вероятно, что многие аспекты принятой стратегии риск-менеджмента могут оказаться неудовлетворительными. Поэтому, этап «контроля» обязателен и призван установить - как работает принятая стратегия и тактика риск–менеджмента, чтобы в случае необходимости внести соответствующие коррективы, а также учесть допущенные ошибки в дальнейшем на стадии планирования.
Исходя из основной цели, риск-менеджмент в логистике предприятия призван решать следующие основные задачи:
Ø обнаружение областей потенциальных рисков;
Ø идентификация внутренних и внешних рисков организации;
Ø оценка степени (уровня) отдельных видов рисков и общего риска организации в целом;
Ø разработка и осуществление предупредительных мероприятий по защите от потенциальных рисков;
Ø применение методов оптимизации размеров возможного возмещения ущербов, возникших в результате рисков;
Ø формирование системы эффективного мониторинга и репортинга рисков, присущих как отдельным операциям, так и торгово-хозяйственной деятельности в целом;
Ø создание оптимальной структуры процесса функционирования риск-менеджмента. Все задачи риск-менеджмента между собой тесно взаимосвязаны. Кроме главной цели система управления риском имеет и ряд вспомогательных целей:
— обеспечение эффективности осуществляемых мероприятий по управлению риском, что означает сопоставление суммарных затрат на управление риском с ожидаемым эффектом.
— установление подходящего уровня неопределенности в отношении возникновения возможного ущерба, что предполагает снижение риска до приемлемого уровня для организации;
— законность действий по управлению риском.
Управление логитисческим риском как целостная система должна базироваться на следующих принципах таблица 3.
Таблица 3
Основные принципы управления логистическим риском
Принцип | Содержание принципов |
Системности | Все функции риск-менеджмента необходимо рассматривать во взаимосвязи, а, также, следует учитывать всю систему факторов, влияющих на процесс управления риском |
Эффективности | Подразумевающий, прежде всего, оптимизацию затрат по созданию эффективной системы риск-менеджмента |
Динамизма | Основным требованием которого является оперативность и гибкость реагировании на меняющиеся условия макро и микросреды деятельности субъекта |
Научности | Предполагающий, что управленческие решения относительно риск-менеджмента должны базироваться на полной, достоверной и объективной информации с применением современных экономико-математических методов для оценки и анализа риска |
Управление логистическим риском как система состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления).
Субъектами управления могут выступать взаимодействующие службы и организации (органы государственного управления, осуществляющие финансово-экономическое регулирование, методическое обеспечение и индикативное управление), а также коммерческие службы — носители экономических интересов и пользователи методических рекомендации в области логистической деятельности. Объектами управления являются: процесс перевозки продукции, передвижение товаров через места складирования и складские операции (рис.2).
Информация о состоянии процесса (внешняя информация)
Вход
Управляющая подсистема (субъект)
Командная информация
Управляемая подсистема (объект)
Выход
Информация обратной связи
(информация о состоянии объекта управления)
Рисунок 2. Схема взаимодействия объекта и субъекта риска в логистической системе предприятия
Главными задачами специалистов по управлению логитическим риском являются: обнаружение областей повышенного риска («узких мест» в движении потоков); оценка степени риска; анализ приемлемости данного уровня риска для организаций (предпринимателя); разработка в случае необходимости мер по предупреждению или снижению риска; в случае, когда рисковое событие произошло, принятие мер к максимально возможному возмещению причиненного ущерба, обеспечение полного контроля над рисками за счет системы мониторинга и своевременного выявления рисков.
В идеале для управления риском на предприятии должно быть создано специальное подразделение — отдел (или отделение) управления риском, возглавляемое так называемым риск-менеджером, т.е. руководителем, который занимается исключительно проблемами управления риском и координирует деятельность всех подразделений в плане регулирования риска и обеспечения компенсации возможных потерь и убытков.
Конечно, стратегия управления риском может строиться по-разному в зависимости от направления деятельности предприятия, сложившейся структуры управления, традиций и деловой практики страны. Однако в настоящее время процессы интеграции хозяйственной деятельности идут настолько интенсивно, что почти вся всех промышленно развитых странах используются схожие методы управления, в том числе и в сфере риск-менеджмента.
Можно выделить три основных организационных аспекта создания структуры управления риском:
• деятельность ведущего риск-менеджера;
• деятельность подразделения (отдела) управления риском;
• взаимосвязь подразделения с другими структурами организации.
Функции риск-менеджера на предприятии довольно обширны. В его ведении находятся вопросы обеспечения безопасности и контроля над риском, а также контроля и обеспечения качества выпускаемой продукции. Он формирует организационную структуру управления риском на предприятии и разрабатывает основные положения и инструкции, связанные с этой деятельностью.
Идеологическая задача риск-менеджера и его подразделения — разработка стратегии и принципов управления риском на предприятии, которые должны быть изложены во внутренних нормативных документах, основные из которых — Положение по управлению риском и Руководство по управлению риском.
Положение по управлению риском содержит результаты анализа риска на предприятии и изложение ключевых моментов управленческой стратегии предприятия в данной области. В нем может быть сделан упор на снижение уровня возможных рисков аварий, создание специальных резервных фондов для компенсации возможных убытков или создание системы страхования. Положение выражает философию компании по отношению к управлению риском. В нем должно быть очерчено разграничение полномочий между различными структурными единицами, указано, кто отвечает за определенные аспекты управления риском, и т.д.
В отличие от него Руководство по управлению риском - это документ, определяющий конкретные действия. В нем должны содержаться указания на то, каким образом будет решаться каждая конкретная задача управления риском, а также даны ответы на следующие вопросы: кто должен оценивать возможные потери, кто и как должен определять условия страхования, что делать, если произошло событие, приведшее к потерям, как ограничить убытки?
В Руководство следует включить всю информацию, связанную рисками. В нем устанавливается четкая ответственность всех подразделений и служб организации, определяется взаимодействие различных служб. Отдельные разделы руководства должны содержать изложение основных подходов к страхованию, описание действий при пожарах, взрывах, производственных травмах и т.д.
Функции отдела по управлению риском заключаются в практической реализации выбранной стратегии предприятия в данной области, а именно: выявление риска, ведение регистрации происшедших инцидентов и их статистическая обработка, управление страховыми программами, реализация мероприятий по повышению уровня безопасности предприятия, реализация программ по повышению квалификации персонала.
Примером организации административной структуры по управлению риском на предприятии может служить отдел, состоящий из риск-менеджера, его помощника и небольшой рабочей группы из двух-трех человек. Отдел имеет контракты на выполнение многих специализированных работ с независимыми исполнителями и координирует их деятельность. Это может происходить следующим образом: поиск подходящей страховой компании и разработка договоров поручаются страховой брокерской фирме, сопровождение проекта по повышению безопасности производства — консультационной фирме в области технологии, работа по оценке размеров ущерба — профессиональному оценщику и т.д.
27 Вопрос.
К основным методам выявления рисков относят:
• стандартизованный опросный лист;
• рассмотрение и анализ первичных документов управленческой и финансовой отчетности;
• анализ данных ежеквартальных и годовых финансовых отчетов;
• составление и анализ диаграммы организационной структуры предприятия;
• инспекционные посещения отдельных подразделений;
• консультации специалистов в данной технической области;
• экспертизу документации специализированными консалтинговыми фирмами.
Каждый из перечисленных методов способен дать достаточноe количество информации, которая должна быть надлежащим образом проанализирована и структурирована. Основная цель этой работы — установить взаимосвязи между отдельными данными, содержащимися в различных источниках.
Опросные листы
Существуют два типа опросных листов. Универсальный (стандартизованный) опросный лист содержит в себе позиции общего характера и годится для большинства типов предприятий. Это и преимущество, и недостаток такой формы опроса. Преимущество заключается в том, что предлагается некая универсальная форма, которая охватывает все стороны деятельности предприятия. Однако никакой универсальный вопросник не в состоянии предусмотреть все возможные виды ущерба для конкретной отрасли или предприятия.
Специализированные опросные листы разрабатываются обычно для конкретных видов деятельности с учетом их особенностей и детализации отдельных положений.
Универсальный (стандартизованный) опросный лист содержит следующие разделы:
I. Общая информация
II. Финансовые и административные данные
III. Данные об управлении предприятием
IV. Сведения о территориальной структуре и расположении объекта
V. Сведения о персонале и проживающем вблизи населении
VI. Описание технологии производства
VII. Перечень имущества (кроме транспортных средств)
VIII. Перечень транспортных средств
IX. Данные о страховании объектов
X. Информация об убытках в результате аварий и отказов оборудования
XI. Данные о заявленных исках и выплаченных компенсациях
XII. Дополнительные сведения
Каждый раздел опросного листа должен включать подробный перечень вопросов, позволяющий составить полное представление с структуре и количественных показателях объекта. К преимуществам такого способа сбора сведений относится то, что при грамотном составлении вопросов на них может ответить даже служащий, не имеющий достаточного опыта в области выявления рисков. Отдел или подразделение по управлению риском должно обеспечить рассылку таких опросных листов во все подразделения и территориальные единицы предприятия (филиалы, отделения) с дальнейшим их анализом и обработкой Существенным недостатком подобных опросных листов является то, что они не стимулируют респондентов выявлять характерные для их подразделения особенности рисков, выходящие за рамки поставленных вопросов.
Структурные диаграммы
Метод структурных диаграмм предназначен для анализа особенностей структуры предприятия и вытекающих из этого рисков. Структурные диаграммы позволяют определить как хорошо налажены связи со всеми подразделениями компании и несколько форм возможного внутреннего риска: дублирование, зависимость и концентрацию.
Можно также добавить к структурным диаграммам данные о доходах компаний и увидеть, которые из них приносят наибольший доход. Конкретный вид структурных диаграмм зависит от сложившегося типа управления и принципов разделения функций для различных компаний.
Прямая инспекция
Описанные выше методы выявления риска удобны тем, что получать данные можно, не выходя из офиса, т.е. используя современные средства связи. Однако не исключено, что при изучении опросных листов, финансовой документации моменты окажутся неясными и вызовут дополнительные вопросы. Kpоме того, при заполнении в подразделениях организации подготовленных для них форм отчетности по рискам могли быть упущены важные факторы. Поэтому для получения дополнительной информации проверки на местах ее достоверности и полноты риск-менеджеры могут организовывать инспекционные поездки в организации.
Эффективность инспекции напрямую зависит от квалификации сотрудников, ее осуществляющих. Прямая инспекция позволит также выявить и уточнить отдельные аспекты разрабатываемой программы управления рисками, оценить возможные затраты на управление в данной организации и дать рекомендации по регулированию уровня риска.
При планировании посещения любого объекта необходимо, прежде всего четко определить перечень задач, которые должны быть решены путем проведения инспекции, и учесть ряд специфических факторов:
• уровень лояльности и подчиненности руководства организации центральному управлению (для региональных отделений);
• общее количество времени, которое планируется затратить наинспекцию;
• время года, которое наиболее благоприятно для инспекции;
• возможные условия работы инспекторов в организации, степень оснащенности техникой, наличие современных средств связи с центральным офисом.
После предварительной оценки задач, которые предстоит решить в процессе инспекции, и учета различных особых факторов следует составить программу посещения организации.
Существует практика неожиданных инспекций, что позволяет зафиксировать такие стороны организации бизнеса, которые были скрыты, если бы руководство было извещено заранее.
По итогам инспекции в общую базу данных организации необходимо внести соответствующие уточнения, касающиеся списка оборудования, выявленных рисков, а также выработать рекомендации пересмотру существующего уровня риска и методам его регулирования. Если риски были застрахованы, то риск-менеджеры обязаны немедленно известить страховщиков обо всех найденных в ходе инспекции изменениях, существенных для договора страхования.
Анализ финансовой и управленческой отчетности
Работа с финансовой и управленческой документацией организации имеет важное значение для выявления рисков по той простой причине, что в документах фиксируются все произошедшее; инциденты, приведшие к убыткам, а также события, имеющие с ношение к увеличению или уменьшению риска. К финансовым документам организации относятся:
• бухгалтерский баланс;
• отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках);
• данные об учете основных средств;
• данные других форм бухгалтерской отчетности.
Из документов управленческой отчетности наиболее важными являются разнообразные договора, заключенные предприятие со своими партнерами и акционерами. Риск-менеджер также должен обратить внимание на следующие документы:
• учредительный договор;
• договоры на поставку товаров;
• импортно-экспортные контракты.
Чтобы принять решение, обеспечивающее наибольшую вероятность наилучшего результата при наименьших затратах и потерях в соответствии с задачами минимизации риска, следует:
Ø выявить, количественно измерить, оценить и сопоставить элементы рассматриваемых экономических процессов,
Ø выявить и определить взаимосвязи, тенденции, закономерности с описанием их в системе экономических показателей, что немыслимо без использования математических методов и моделей в экономическом анализе.
Основными методами анализа логистических рисков, которые позволяют принимать и обосновывать решения при неопределенности экономических данных и ситуаций, недостатке фактической информации об окружающей среде, ее перспективах являются: теория игр, имитационное моделирование, теория графов, эвристические методы при использовании методов экспертных оценок, теория вероятностей в сочетании с другими методами. В составе аналитических расчетов задействованы также приемы факторного анализа, балансовых методов и др.
Теория игр - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности, противоположных интересов различных сторон, конфликта. Она впервые была подробно изложена Нейманом и Моргенштерном в 1944 г.
Риск и неопределенность исходов игры обусловливаются случайным состоянием среды или выбором образа действий противоположной стороной, или вероятностным характером появления желаемого результата по возможным стратегиям.
В игровой модели риск связан с совокупностью неопределенных факторов окружающей среды, которые именуются «природа». Модель «игры с природой» применяется для определения оптимального объема производства (а в сфере товарного обращения - оптовых закупок) в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры и связанной с этим фактором вероятной величиной прибыли. В этой задаче при выборе оптимального решения использованы метод минимакса (максимина) и различные критерии, определяемые в зависимости от конкретных обстоятельств.
В частности, максиминный критерий Вальда обеспечивает максимизацию минимального выигрыша или, что то же самое, минимизацию максимальных потерь, которые могут быть при реализации одной из стратегий. Данный критерий прост и четок, но консервативен в том смысле, что ориентирует принимающего решение на слишком осторожную линию поведения. Величина, соответствующая максиминному критерию, называется нижней ценой игры, под которой следует подразумевать максимальный выигрыш, гарантируемый в игре с данным противником выбором одной из своих стратегий при минимальных результатах.
Обратным по содержанию критерию максимина является минимаксный критерий Сэвиджа, величина которого называется верхней ценой игры. Традиционно этому понятию соответствует максимальный проигрыш, на который может рассчитывать игрок, выбрав для себя одну из своих стратегий в расчете на наихудшее для себяповедение противника. В играх с природой это означает наихудшийисход из лучших результатов по каждой стратегии.
Под имитационной моделью принято понимать вычислительную процедуру, формализованно описывающую изучаемый объект и имитирующую его поведение. Для имитационного моделирования характерна имитация элементарных явлений, составляющих исследуемый процесс, с сохранением логической структуры, последовательности протекания во времени, характера и состава информации о состояниях процесса.
Многие исследователи считают, что наиболее приемлемыми имитационными моделями для описания целевых разработок в рамках научно-технического прогресса являются модели, основанные на графах.
Граф - это схема, состоящая из заданных точек (вершин), соединенных системой линий.
Древовидная модель (дерево) - это связный граф без циклов. Связным называется граф, в котором каждая пара вершин может быть соединена некоторой цепью. Несвязный граф может быть разбит на конечное число связных подграфов, называемых компонентами, или частями. Циклом называется цепь, начальная вершина которой совпадает с конечной.
Особенностью эвристических методов и моделей является отсутствие строгих математических доказательств оптимальности получаемых решений. Однако использование эвристических методов и моделей позволяет сократить просмотр всех возможных вариантов решения задач планирования и управления, уменьшая трудоемкость поиска наилучших решений.
Эвристические методы и модели применяются при формировании прогнозов, планов и программ различных объектов. Особенности решения экономических задач эвристическими методами состоят в используемых приемах, логике решения, задаваемых критериях оптимальности и ограничительных условиях, принятой или выбранной приоритетности (правилах предпочтения), оценке приемлемости полученного результата, которые осуществляются экспертными методами. Применяются в составе различных методик.
Экспертные методы и модели особенно важны при решении сложных неформализуемых проблемных ситуаций, когда неполнота и недостоверность информации не позволяют применять в чистом виде формальные математические методы и модели для прогнозирования, планирования, контроля, анализа и управления и тем самым провести какие-либо расчеты по обоснованию решений. Общей направленностью этих процедур является использование человека как «измерительного прибора» для получения количественных оценок качественных суждений, не поддающихся непосредственному измерению. Для этого эксперты проводят интуитивно-логический анализ исследуемой ситуации с количественными или порядковыми оценками процессов или явлений и формальной обработкой результатов экспертизы. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.
Важность применения экономико-математических методов заключается в том, что они позволяют — количественно измерить экономические явления и, в частности, значения риска и рыночной неопределенности, что обеспечивает возможность наиболее точного сопоставления исследуемых явлений в отличие от вербальных оценок. Более того, математические методы и модели позволяют имитировать хозяйственные ситуации и оценивать последствия при выборе решений, обходясь без дорогостоящих экспериментов.
Названные качества свидетельствуют о преимуществах экономико-математического анализа риска в сравнении с организационными методами и приемами страхования риска, которые хотя и выполняют защитные функции от риска, все же связаны в большей степени с внешними факторами.
Говоря о методах реагирования на риск, следует отметить, что в литературе по вопросам управления рисками отсутствует единство мнении как по вопросу названия этой группы методов управления рисками, так и по поводу используемого инструментария управления.
Анализируя существующие в экономической литературе точки зрения по поводу конкретных инструментов реагирования на риски, следует отметить единство исследователей по поводу необходимости выделения таких методов, как методы снижения (разрешения) рисков, диверсификации риска, отказ (уклонение, избежание) от риска. Основываясь на выше изложенном, все методы управления (методы реагирования на риск) логистическим рисками можно разделить на следующие группы: методы минимизации логистического риска и методы возещения убытков в результате наступления логистического риска.