Российский кинорежиссер. Сценарист. Продюсер. Актер.
Народный артист России. Лауреат Государственной премии России.
Профессор. Академик Российской академии кинематографических искусств.
Игорь Масленников родился 26 октября 1931 года в городе Нижний Новгород. Через год семья переехала в город Колпино, Ленинградской области. С детства Игорь любил рисовать, и это у него очень хорошо получалось. Поэтому после окончания средней школы в 1949 году отправился поступать в Академию художеств, но в последний момент передумал.
Масленников в 1954 году окончил факультет журналистики Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина по двум специальностям: филолог и журналист. Еще на четвертом курсе начал работать в газете. Являлся ответственным секретарем многотиражки «Ленинградский университет», а в 1956 году его направили на работу на Ленинградское телевидение для организации молодежной редакции.
Здесь в течении практически 10 лет Игорь работал редактором, сценаристом, художником, автором-оператором, выпускал тележурнал «Молодой ленинградец», и сценографом, работал над телеспектаклями. Первым спектаклем, к которому Масленников придумал декорации является «Приключения Жакони», затем он оформил еще несколько постановок.
Как художник сделал спектакли «Пасынок» в Малом драматическом театре, «Интервенция» в ДК имени Горького, «Перед ужином» в Большом драматическом театре, «Улыбнись, Света!» в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии. Также в этот период, во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в 1957 году в Москве, снимая фестивальные интервью и репортажи, научился владеть камерой и сквозь ее объектив видеть мир.
|
Это было время обширных международных молодежных обменов, и с камерой в руках Игорь сопровождал поездки петербургской молодежи по миру и снял несколько документальных киноочерков. А вместе с режиссером Цуцульковским делал первые «Голубые огоньки» и еще успевал работать в Большом Драматическом Театре у Г. Товстоногова.
Но режиссура манила Масленникова все больше. В 1965 году поступил на Высшие курсы режиссеров при «Ленфильме», мастерскую Г. Козинцева, по окончании которых в 1967 году стал режиссером этой киностудии. В кино дебютировал Игорь Федорович в 1968 году фильмом «Личная жизнь Кузяева Валентина».
В последующие годы работал в самых разных жанрах, ставя фильмы для детей: «Завтра, третьего апреля…», «Гонщики», «Ярославна, королева Франции», «Под каменным небом».
Огромную известность Масленникову принесли фильмы «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», впервые показанный по Центральному телевидению в конце 1970-х - начале 1980-х годов, и трилогия «Зимняя вишня», которые стали крупным успехом режиссера.
Масленников надолго закрепил в сознании миллионов зрителей свою трактовку героев и сюжетов Конан Дойла, найдя великолепных исполнителей не только на главные, но и на второстепенные роли, В. Ливанов, В. Соломин, Б. Брондуков, Р. Зеленая, Н. Михалков, и уделив пристальное внимание достоверности исторических и бытовых деталей. А мелодрама «Зимняя вишня», открыла для широкого зрителя актрису Е. Сафонову. Фильм и его героиня пользовались таким успехом, что спустя несколько лет режиссер снял его продолжение.
|
Среди других знаменитых режиссерских работ Масленникова фильмы «Пиковая дама», «Продление рода», «Филипп Траум», «Тьма», «Что сказал покойник», «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», «Письма к Эльзе», «Тимур и его коммандос», «Взятки гладки», «Банкрот».
Известен Игорь Федорович и как активный общественный деятель: более 20 лет является президентом петербургской студии «Троицкий мост», занимал должность председателя Союза кинематографистов России.
Масленников в 1998 году на протяжении пяти лет возглавлял мастерскую режиссуры игрового кино в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения и с 2002 года ведет режиссерскую мастерскую во Всероссийском Государственном Институте Кинематографии.
Награжден Орденом Почета, Золотой Пушкинской медалью «За вклад в развитие, сохранение и приумножение традиций отечественной культуры». В конце октября 2011 года Президент России Дмитрий Медведев поздравил режиссера с 80-летием.
На октябрь 2018 года Игорь Федорович Масленников в прекрасной физической форме, полон творческих планов, учит студентов, готов снять новое кино, живет и работает в Санкт-Петербурге.
Награды Игоря Масленникова
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (10 сентября 2012 года) - за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства
Народный артист России (1987)
Орден Почета (2004) - за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979)
Государственная премия Российской Федерации (2001) - за личный вклад в развитие
Творчество Игоря Масленникова
|
Фильмография
Режиссер
1967 - «Личная жизнь Кузяева Валентина»
1969 - «Завтра, третьего апреля…»
1970 - «Лето в Бережках»
1972 - «Гонщики»
1974 - «Под каменным небом»
1976 - «Сентиментальный роман»
1978 - «Ярославна, королева Франции»
1979 - «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»
1980 - «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
1981 - «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей»
1982 - «Пиковая дама»
1983 - «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры»
1985 - «Зимняя вишня»
1986 - «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается»
1988 - «Продление рода»
1989 - «Филипп Траум» (при прокате в кинотеатрах назывался «Хроника сатаны-младшего»)
1990 - «Зимняя вишня 2»
1992 - «Тьма»
1995 - «Зимняя вишня 3»
1996 - «Театр Чехонте. Картинки из недавнего прошлого»
1999 - «Что сказал покойник»
2000 - «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» (сериал)
2002 - «Письма к Эльзе»
2004 - «Тимур и его коммандос»
2006 - «Русские деньги»
2007 - «Ночные посетители»
2008 - «Взятки гладки»
2009 - «Банкрот»
Сценарист
1972 - «Гонщики»
1974 - «Под каменным небом»
1976 - «Сентиментальный роман»
1981 - «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей»
1983 - «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры»
1986 - «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается»
2000 - «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» (сериал)
2006 - «Русские деньги»
Художник
1959 - «Приключения Жакони» (фильм-спектакль)
1961 - «Гром на улице Платанов» (фильм-спектакль)
1961 - «Журавлиные перья» (фильм-спектакль)
1961 - «Крестьянка из Хетафе» (фильм-спектакль)
1962 - «Шпильки» (фильм-спектакль)
1963 - «Мститель» (фильм-спектакль)
1963 - «Рембрандт» (фильм-спектакль)
1964 - «Два брата»
1964 - «Человек из Стратфорда» (фильм-спектакль)
Актер
1986 - «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается» (киномеханик)
1999 - «Что сказал покойник» (эпизод)
Продюсер
2002 - «Письма к Эльзе»
Литература
Лаврентьев С. И. Масленников: Творческий портрет. - М., 1988
Аркус Л. Ю. Работа на каждый день: о кинофильмах И. Масленникова. - М., 1990
Масленников И. Ф. Бейкер-стрит на Петроградской. - СПб.: Сеанс, Амфора, 2007. - 255 с.
(Вставка из фильма Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Двадцатый век начинается)
«Даже самая ничтожная мелочь может привести тебя к цепочки логических рассуждений» — именно на этом золотом правиле выстраивается известный дедуктивный метод, с помощью которого известные английские сыщики, придуманные Артуром Конон-Дойлем распутывают сложнейшие преступления, отстаивая главенство закона. Фильмы о приключениях Шерлока Холмса и Доктора Ватсона мелочью не назовёшь, наоборот это целая глыба для советского кинематографа и искусства, но всё же именно они подтолкнули меня к объёмным рассуждениям и описаниям, которые я с удовольствиям выкладываю на ваше усмотрение. |
Как известно у этого великого сериала богатая история, начнём с того, что главные действия происходят в далёкой Англии и воссоздать реалистичную картину, тех незнакомых мест, для большинства советских граждан было не просто. Но создатели фильма справились с этой задачей на отлично, сумев очень точно показать нам не только архитектурные и технические изыски старого доброго Лондона, но и сохранить традиции и манеры того времени, того общества.
Мировая история кино, к тому времени уже насчитывала больше десятка различных воплощений Шерлока-Ватсона. Масленникову пришлось в этом плане не легко: удаляться от привычных образов было опасно, а повторяться и выпускать очередную чуть отретушированную копию героев как-то не хотелось. В итоге выбор пал на Василия Ливанова и Виталия Соломина.
Наш советский вариант экранизации рассказов Конан-Дойля признали во всём мире даже в Великобритании, бессмертная классика нашла понимание во всех уголках планеты, и везде где звучал легендарный голос Ливанова, раздавались бурные аплодисменты и восторженные восклицания.