ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ




ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Для изучения данной проблемы в ходе исследования решались следующие задачи:

1. Определить исходный уровень умственной и физической работоспособности первоклассников.

2. Определить динамику умственной и физической работоспособности первоклассников, обучающихся а различных условиях.

3. Определить динамику состояния здоровья младших школьников.

 

МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ

 

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы.

1. Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы.

2. Педагогические наблюдения.

3. Методы педагогических контрольных испытаний.

4. Методы математической статистики.

Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы. Анализ и обобщение литературных источников проводился путем изучения научно-методических пособий, статей из сборников научных трудов, материалов периодической печати. В ходе исследования было проанализировано 44 источника литературы.

При анализе литературы основное внимание уделялось выяснению таких вопросов, как выявление особенностей и анализ вариантов образования в современной педагогической практике. Кроме этого рассматривались понятия умственной и физической работоспособности и влияние учебных нагрузок на их изменение.

Педагогические наблюдения. Педагогические наблюдения применялись с целью выявления условий обучения детей младшего школьного возраста в различных образовательных учреждениях. Определялось количество учебных предметов, недельная учебная нагрузка, количество дополнительных учебных предметов (факультативов). Для определения учебной нагрузки изучалось расписание уроков, чередование более сложных и более простых предметов, дневная и недельная учебная нагрузка школьников.

Для сравнения содержания и организации обучения младших школьников был проведен анализ действующих учебных программ в муниципальной средней школе № 76 и гимназии № 1 (прил.1).

Педагогические контрольные испытания. Педагогические контрольные испытания проводилось с целью определения динамики умственной работоспособности и утомляемости учащихся начальных классов.

Для определения умственной работоспособности испытуемым предлагалась работа с фигурными таблицами (прил. 2). Работа с помощью этих таблиц выполняется детьми в течение 2-х минут. Предварительно дается указание: "Просмотрите внимательно фигурки, отыщите среди них треугольник, кружок, флажок. Ставьте в треугольнике черточки (минус), в кружочке - крестики (плюс), во флажки - точку". Задание рисуется на доске. Выясняется, поняли ли дети задание. Для этого предлагается 2 - 3 учащимся повторить его содержание. После этого все нарисованное с доски стирается и подается команда: "Начали работу". Через 2 минуты работа останавливается, таблицы с выполненными заданиями собираются.

Оценка результатов. Оценка выполненного задания проводилась по объему (количеству просмотренных фигур) и качеству работы (количеству допущенных ошибок в пересчете на 100 просмотренных фигур:

X = d*100 / n, где

n - количество просмотренных знаков;

d - количество ошибок.

Помимо этого рассчитывался коэффициент продуктивности умственной работоспособности (Q) по формуле:

Q = c / c + d, где

c - количество просмотренных строчек;

d - количество ошибок.

Каждая пропущенная строчка исключалась из общего числа, но считалась за одну допущенную ошибку и прибавлялась к общему числу ошибок (5).

После обработки результатов проводилось распределение индивидуальных показателей умственной работоспособности о качественным градациям:

· средний уровень - М + 0,67 σ;

· выше среднего - от М + 0,67 σ до М + 1,5 σ;

· ниже среднего - от М - 0,67 σ до М - 1,5 σ;

· высокий уровень - М + 1,5 σ и выше;

· низкий уровень - М - 1,5 σ и ниже ().

Выявление изменения уровня работоспособности проводилось в период с 1 сентября по 20 мая в начале и в конце каждой учебной четверти в начале 3 урока.

При определении динамики умственной работоспособности соблюдались следующие условия: условия проведения были одинаковыми (время и место проведения, проводящий).

Для определения физической работоспособности проводился Гарвардский степ-тест. Испытуемые в течение 2 минут выполняли работу в виде восхождения на ступеньку высотой 35 см. с частотой 30 раз в минуту. Темп движений задавался звуковыми сигналами метронома. Подъем и спуск состоял из четырех движений, каждому из которых соответствовал один сигнал. При подъеме и спуске руки выполняют обычные для ходьбы движения, в положении стоя на скамейке ноги прямые, туловище находится в вертикальном положении. Во время выполнения теста допускалось несколько раз сменить ногу, с которой начинался подъем.

Результаты оценивались следующим образом. После окончания физической нагрузки испытуемый отдыхал в положении сидя. Начиная со второй минуты трижды (по 30-секундным отрезкам времени) подсчитывалось число пульсовых ударов: с 60-й по 90-ю сек., со 120-й по 150-ю и со 180 по 210 секунды восстановительного периода. Результаты тестирования выражались в условных единицах в виде индекса (ИН). ИН рассчитывался по формуле:

ИН= ;

Оценка результатов.

· очень плохо - ИГ 50 и ниже;

· плохо - ИГ от 51 до 60;

· достаточно - ИГ от 61 до 70;

· хорошо - ИГ от 71 до 80;

· очень хорошо - ИГ от 81 до 90;

· отлично - ИГ от 91 и выше (40).

Методы математической статистики. При обработке цифрового материала исследования применялись общепринятые методы математической статистики. При этом определялись следующие параметры: средние арифметические величины – «Х», среднее квадратическое отклонение «s», ошибки средних арифметических – «m» (3). Кроме того, определялось процентное соотношение отдельных показателей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: