Понятие мотивации, содержательные теории мотивации





 

Мотивация –это совокупность внешних и внутренних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы этой деятельности, придают ей направленность и ориентируют на достижение определенных целей. Мотивирование –это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем побуждения его к опред. действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотив –это то что вызывает определенные действия у человека, находится внутри человека, имеет персональный характер и зависит от многих факторов. Мотивационный процесссостоит из 6-ти стадий: 1) возникновение потребности; потребность проявляется в виде того что человек начинает ощущать что ему чего то не хватает; 2) поиск путей устранения потребности 3 пути: удовлетворение, подавить или не замечать; 3) определение целей или направлений действий, 4 способа удовлетворения: обмен, отъем, попрошайничество и самопроизводство; 4) осуществление действий; 5) получение вознаграждения за осуществление действия (на данной стадии выясняется насколько выполнение действий дало желаемый результат и в зависимости от этого мотивация к действию либо ослабляется либо сохраняется либо усиливается) 6) устранение потребности (в зависимости от того стимулирует ли устранение потребности, ослабление или усиление мотивации к деятельности человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности или продолжает искать возможности и осуществлять действия по установленной потребности)

содержательные – делают основной упор на определение перечня и структуры потребностей процессуальные - основывается на том, что заставляет человека дейстовать. К содержательным относится: 1) теория иерархии потребностей Маслоу; 2) теория Альбейкера; 3) теория приобретенных потребностей Мак-Клиланда; 4) двухфакторная теория Герцберга. К процессуальным относят следующие: 1) теория ожиданий Виктора Врума; 2) теория справедливости Стейси Адамса 3) теория Портера-Лоуйлера

Теория иерархии потребностей А. Маслоу.Согласно Маслоу, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек — это животное, постоянно испытывающее те или иные желания» Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями. К ним он относит: физиологические нужды, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства и, наконец, потребность в самоактуализации. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает, что «доминантная цель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и организует различные способности организма, потребные для ее достижения. Менее насущные потребности минимизируются, или даже забываются, или отрицаются». Основанием этой иерархии Маслоу считает физиологические потребности и, прежде всего, потребность в пище. Маслоу не настаивал на том, что его теория является безусловно правильной. Недостатки:1) потребности по разному проявляются в зависимости от ситуации; 2) не всегда наблюдается жесткое следование одной потребности за другой; 3) удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Осн функции мотивации: 1)побуждение к действию 2) направление деятельности 3) контроль и поддержание поведения

Теория мотивации Альдельфера.Считал что потребности могут быть объединены в три группы: 1) потребности существования – включающие в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: физиологические и потребности безопасности кроме групповой; 2)потребности связи - аналогична группе принадлежности Маслоу, кроме того сюда относится часть потребностей признания и самоутверждения которые связаны со стремлением человека занимать определенное положении в окружающем мире а также потребность в групповой безопасности. 3) потребности роста – аналогичны потребностям самовыражения Маслоу, а также включ в себя потребности группы признания и самоутверждения которые связаны со стремлением к развитию уверенности, стремлением к самосовершенствованию. Эти три группы расположены иерархически как и в пирамиде Маслоу но между этими теориями есть существенные отличия которые состоят в том, что у Маслоу происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх, а Альдельфер считает что движение происходит в обе стороны: наверх если удовлетворены потребности нижнего уровня: вниз если не удовлетворены потребности более высокого уровня.

Теория приобретенных потребностей Мак Клиланда. 3 группы потребностей: 1) потребность достижения – проявляется в стремлении человека достигать стоящие перед тем цели эффективней чем раньше 2) потребность соучастия – проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими; 3) потребность властвования – людей с высокой потребностью властвования можно разделить на две группы: а) те кто стремится к власти ради властвования; б) те кто стремится к власти ради того, чтобы добиться решения групповых задач.

Двухфакторная теория мотивации Герцберга –обуславливает мотивацию удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой. Факторы влияющие на устранение неудовлетворенности Герцберг назвал гигиеническими, к ним относят: 1) стиль руководства; 2) политика компании и администрации; 3) условия работы; 4) заработная плата; 5) межличностные отношения; 6) степень непосредственного контроля за работой. Факторы влияющие на удовлетворенность Герцберг назвал мотиваторами: 1) трудовые успехи; 2) продвижение по службе; 3) признание и одобрение результатов работы; 4) высокая степень ответственности за порученное дело; 5) возможности творческого и делового роста; 6) процесс труда По мнение Герцберга должное внимание руководства к гигиеническим факторам обеспечат удовлетворенность трудом со стороны работника, но эти факторы еще не явл побудителями высокой трудовой активности. Эту роль выполняют мотиваторы. При отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой, но если она достаточны то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что либо. В отличие от этого отсутствие мотиваторов не приводит к неудовлетворенности работой, но их наличие вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.

 

 





Читайте также:
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.015 с.