По наземной подготовке начинающих парашютистов.
Прыжок с парашютом подразделяется на несколько этапов:
1. Изготовка и отделение от самолета;
2. Действия парашютиста в воздухе;
3. Изготовка к приземлению, приземление.
1. Изготовка и отделение от самолета.
По команде «Приготовиться» парашютист должен взяться правой рукой за круговую лямку с левой стороны на уровне груди; левой – за круговую лямку с правой стороны на уровне груди; встать визуально проверить зацепление карабина вытяжной веревки; убедиться, что чекующий шнур на запасном парашюте не разблокирован; подойти к двери, если парашютист прыгает первым в заходе, или встать за парашютистом прыгающим раньше; с середины ступни левой ноги упереться в задний нижний обрез двери; правая нога находится сзади; слегка наклониться и плавно оттолкнуться от двери самолета под углом 45º к оси самолета в сторону хвоста. Оттолкнувшись от самолета, правую ногу приставить к левой и сохранять вертикальное положение тела до момента раскрытия парашюта.
2. Действия парашютиста в воздухе.
Почувствовав рывок при раскрытии парашюта, парашютист должен осмотреть купол; убедиться в правильности наполнения купола; вытянуть чекующий шнур на запасном парашюте; осмотреться, убедившись, что рядом нет других парашютистов; затем произвести удобную посадку в подвесной системе; в процессе всего снижения вести круговую осмотрительность; на высоте 300 метров, после срабатывания страхующего прибора на запасном парашюте, определить примерное место приземления и наличие препятствий; если препятствия имеются, уйти от них, применив скольжение; на высоте 150-100 метров парашютист готовится к приземлению и принимает правильное положение тела.
|
3. Приземление.
Факторы, влияющие на приземление:
ü скорость снижения;
ü скорость ветра;
ü состояние грунта;
ü устойчивость снижения;
ü психофизическое состояние парашютиста;
ü способ приземления.
На высоте 50-30 метров парашютист должен быть готов к приземлению и принимает правильное положение тела: развернуться на свободных концах основного парашюта строго лицом по сносу, ноги соединены в коленях и ступнях, полусогнуты, напряжены, ступни ног параллельны земле. В зависимости от ветра ноги вынесены вперед:
· в штиль – согнуты в коленях под углом примерно 90º;
· чем сильнее ветер, тем дальше выносим ноги.
Момент приземления легче определить, если смотреть на горизонт, а не вниз на землю. После приземления парашютист должен сделать кульбит или упасть на бок, не выставляя руки.
Особые случаи при выполнении прыжков с парашютом.
При выполнении прыжков с парашютом возможны случаи, когда возникает угроза безопасному исходу прыжка. Каждый парашютист должен быть готов к грамотным действиям и предотвращению таких случаев.
К наиболее характерным случаям относятся:
1. Отказ воздушного судна;
2. Зависание за самолетом;
3. Полный или частичный отказ;
4. Схождение парашютистов в воздухе;
5. Попадание в восходящие и нисходящие потоки;
6. Приземление на препятствия.
1. Отказ ВС.
- высота менее 300 метров: приготовиться к аварийной посадке самолета – держаться за поручни или сиденье, ноги под сиденье не ставить, после приземления самолета по команде инструктора максимально быстро покинуть борт ВС и удалиться на безопасное расстояние.
|
- высота от 300 до 800 метров: по команде инструктора немедленно покинуть ВС в порядке очередности всем парашютистам в один заход. При снижении под куполом вести круговую осмотрительность, избегая схождения парашютистов в воздухе. Также по возможности необходимо выбрать наиболее безопасную площадку приземления, одновременно быть готовым к приземлению на препятствие.
2. Зависание за самолетом.
Может произойти в результате грубого нарушения правил укладки парашюта. Признаком зависанием за самолетом является сильный динамический удар. В случае зависания за самолетом необходимо придать телу обтекаемую форму, установить зрительный контакт с выпускающим и действовать по его указаниям. Выпускающий подаст фал с карабином на конце и ножом, закрепленным на мешочке с песком. Парашютист должен зацепить карабин за D-образную пряжку грудной перемычки. Выпускающий с парашютистами попытаются втянуть зависшего в самолет. Если это не удалось, то зависший, используя нож, обрезает свободные концы подвесной системы и фал, как можно ближе к карабину. Почувствовав свободное падение, парашютист вводит в действие запасной парашют. Если же и это действие не удается, командир экипажа принимает решение сажать самолет вместе с зависшим парашютистом. В этом случае зависший парашютист должен как можно аккуратнее вытянуть чекующий шнур на запасном парашюте.
При обучении инструктор должен настраивать курсантов на спокойные и обдуманные действия при зависании за самолетом.
|
3. Полный или частичный отказ.
К полному отказу относятся:
1. Обрыв ленты карабина или незацепление карабина вытяжной веревки;
Признаками полного отказа являются:
1. Отсутствие динамического удара;
2. Беспорядочное падение;
3. Нарастающий свист в ушах.
К частичному отказу относятся:
1. Перехлест купола стропами;
2. Порыв купола;
3. Порыв одной или нескольких строп.
Во всех случаях полного или частичного отказа парашютист обязан применить запасной парашют.
Правила применения запасного парашюта:
ü отвести в сторону левую руку;
ü ноги подогнуть под себя;
ü правую руку наложить на кольцо, движением кисти вывернуть кольцо из кармана;
ü движением руки вперед раскрыть запасной парашют;
ü движением руки назад убрать вытяжное кольцо к туловищу.
При частичном отказе применяется снижение на двух куполах. Характеризуется:
ü углом развала;
ü повышенной вертикальной скоростью.
Угол развала – это угол, заключенный между двумя осями симметрии двух куполов (основного и запасного). Чем больше угол развала, тем больше вертикальная скорость снижения. Чтобы уменьшить угол развала, применяют скольжение запасного парашюта.
На высоте 30 метров парашютист отпускает свободные концы запасного парашюта и разворачивается по сносу, используя свободные концы основного парашюта.
4. Схождение парашютистов в воздухе.
Может произойти из-за нарушения временного интервала при отделении от самолета, неправильного распределения парашютистов по весу, попадания парашютиста в восходящий поток.
Чтобы предотвратить схождение парашютистов в воздухе, необходимо применить скольжение. Парашютист, первый заметивший угрозу схождения, обязан предупредить другого голосом и указать ему направление сноса. Если предотвратить схождение не удалось, то необходимо правильно оценить ситуацию и принять все меры для обеспечения безопасного приземления обоих парашютистов хотя бы на одном куполе.
5. Попадание в восходящие и нисходящие потоки.
- Восходящие потоки: В этом случае применяется глубокое скольжение, вытянуть до 3 метров строп, подержать купол в таком положении 15 секунд, аккуратно отпустить стропы, следя за тем, чтобы ноги не запутались в стропах. Проверить началось снижение или нет, если снижение не начинается, действовать до тех пор, пока снижение не начнется.
- Нисходящие потоки: Проверить не произошел ли частичный отказ основного парашюта. Если произошел, то сразу применяем запасной парашют, если нет, то применяется глубокое скольжение, вытянуть до 3 метров строп, подержать купол в таком положении 15 секунд, аккуратно отпустить стропы, следя за тем, чтобы ноги не запутались в стропах. Выполнить две попытки, если скорость снижения не нормализуется, ввести в действие запасной парашют, при снижении устранять угол развала куполов.
6. Приземление на препятствия.
При попадании на какое-либо препятствие, необходимо избежать приземления на него, то есть применить скольжение. Если это не удалось и приземление на препятствие неизбежно, необходимо заранее приготовиться к приземлению на него.
ü Приземление на лес: При попадании на лес необходимо закрыть голову руками, взявшись за свободные концы, скрестив руки перед лицом венами к себе, ноги держать плотно сжатыми вместе. При зависании на высоком дереве необходимо: глубоко сесть в подвесной системе, раскрыть запасной парашют, придерживая левой рукой откидную рамку, спустить купол вниз, отстегнуть запасной парашют с одной стороны, расстегнуть грудную перемычку, ножные обхваты и спуститься по запасному парашюту вниз. Если не получается сесть глубоко в подвесной системе, ждать помощи.
ü Приземление на здание: В этом случае может возникнуть три ситуации:
1. Попадание на середину крыши;
2. Попадание на край крыши;
3. Попадание на стену здания.
В первом случае необходимо взяться за какой-либо неподвижный предмет и быстро освободиться от подвесной системы.
Во втором случае сразу после касания края крыши ногами спрыгнуть с крыши, не давая куполу погаснуть.
В третьем случае необходимо встретить препятствие ногами и оттолкнуться от стены.
ü Приземление на склон оврага: В этом случае действовать так же, как и при попадании на стену здания.
ü Приземление на линию электропередач: В этом случае необходимо оттолкнуться от провода плотно сжатыми ступнями ног, избегая одновременного касания двух проводов и попадания проводов между ног. Так же следует предохранять голову от возможных ударов об столб.
ü Попадание на воду: На высоте 200 метров парашютист обязан:
· заправить круговую лямку и как можно глубже усесться в подвесной системе;
· отстегнуть с одной стороны, противоположной вытяжному кольцу, запасной парашют и убрать его в сторону;
· отстегнуть ножные обхваты, грудную перемычку;
· взяться за свободные концы;
· в момент касания воды ногами, выскользнуть из подвесной системы.
Если не удалось глубоко усесться в подвесной системе, то в воздухе отстегнуть только запасной парашют, а ножные обхваты и грудную перемычку отстегнуть после касания воды ногами. Вынырнув, посмотреть в какую сторону лег купол, и плыть в сторону берега, огибая парашют.
ü Действия при протаскивании: После приземления парашютисту необходимо быстро подняться на ноги, чтобы наполненный купол не потащил его по земле. Если подняться на ноги не удалось необходимо взять 2-3 нижние стропы и подтягивать их до тех пор, пока купол не остановиться. Затем, не отпуская строп подняться на ноги и забежать за купол