Несмотря на свободное композиционное построение эссе, в нем должны присутствовать части, которые создадут общую структуру работы, своеобразный скелет, выстроенный по определенным принципам.
- Введение (формулировка проблемы (смысла) высказывания, выражение собственного отношения). Введение занимает примерно 20% от общего объема эссе.
- Основная часть (тезисы и их аргументация, выражение личного мнения). Основная часть занимает примерно 60% от общего объема эссе.
- Заключение (выводы, умозаключения). Заключение занимает примерно 20% от общего объема эссе.
Необходимо вспомнить, какие элементы входят в структуру эссе. И здесь можно порекомендовать учащимся создать в черновике своего рода бланк или матрицу, обозначив основные структурные элементы будущего эссе, оставив после записи каждого из них определенное место.
- Цитата.
- Проблема поднятая автором, ее актуальность.
- Смысл высказывания.
- Собственная точка зрения.
- Теоретическая аргументация.(Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).)
- Фактическая аргументация. (Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:
а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
б) обращение к личному опыту.) - Вывод.
8. Теперь разберем по пунктам, каков порядок действий при написании эссе по обществознанию.
9. 1. В первую очередь, следует правильно распределить время. Лучше всего сначала выполнить те задания, которые кажутся легкими, затем попытаться справиться с теми вопросами в тесте, которые вызывают бОльшие сложности, оставить те, которые в принципе кажутся не решаемыми, и уж потом с полной отдачей посвятить себя эссе. Практика показывает, что для эссе нужно не менее 1,5 часов из 3,5, отводимых на весь экзамен. Если справитесь раньше – будет время вернуться к тем самым не решаемым вопросам. Эссе не стоит писать целиком на черновик, так как может не хватить времени на переписывание, или в процессе переписывания добавятся новые мысли, которые нарушат ход повествования. Достаточно на черновике набросать план и основные мысли.
|
10. 2. Внимательно прочитать темы, выбрать наиболее привлекательную для себя, и оценить свои силы. Вспомните всю информацию, которая относится к этой теме, проверьте, сможете ли вы использовать свои знания в качестве аргументов, ведь возможно, высказывание только на первый взгляд кажется простым и понятным, а вот для его толкования может не хватить знаний. Или наоборот, высказывание, не смотря на видимую сложность изложения, является простым, то есть в нем ярко выражена основная мысль, как говорится «не убавить, не прибавить», и рассуждать на данную тему будет сложно, придется просто пересказывать содержание высказывания, а это может снизить оценку эксперта.
11. 3. Также при выборе темы обратите внимание, к какому разделу она относится, иногда высказывания могут быть на стыке наук, и необходимо четко следить за тем, чтобы размышления не выбивались за рамки указанной науки.
12. 4. Особенно важно показать понимание проблемы. Для этого необходимо в самом начале объяснить своими словами, что хотел сказать автор высказывания. Если выпускник демонстрирует непонимание проблемы, эксперт вполне может поставить 0 баллов за критерий К1, и дальше эссе не проверять.
|
13. 5. Также важным является наличие личной позиции автора эссе относительно предложенного высказывания. Это один из определяющих критериев оценки.
14. 6. Рассмотрим подробнее структуру эссе.
15. Введение.
16. В этой части работы нужно кратко, чётко раскрыть актуальность проблемы, а также очертить рамки исследования (освещать проблему целиком или какой-нибудь её аспект). Или можно перефразировать своими словами высказывание. («Смысл высказывания в том, что…» или «Автор высказывания имел в виду, что…»)
17. Основная часть:
18. Выдвигается тезис, который доказывается (тезисом является само высказывание). Все рассуждения должны либо подтверждать, либо опровергать его.
19. Записываются термины, употребляемые в работе (лучше их включать в свои рассуждения). Также можно начать с фразы «Я согласен(а)/Я не согласен(а) с автором …»
20. Работа с тезисом должна быть построена по схеме:
21. 1. Высказывается позиция (Я считаю что...) или риторический вопрос («А не задумывались ли вы над тем...?»)
22. 2. Указание причины («потому что...») приводятся факты, возможна ссылка на определение.
23. 3. Аргументация (это можно подтвердить следующими примерами...) Количество аргументов не ограничивается, но лучше, если их будет от 3 до 5.
24. Аргументы нужно выбирать с особой осторожностью. Они должны быть тщательно проверенными, обоснованными. Можно использовать данные различных наук, исторические факты, примеры из общественной жизни. Примеры из личной жизни также могут быть использованы, но помните, что они оцениваются ниже, чем аргументы из других источников, и потому не увлекайтесь описанием того, как «мы с другом Васей наблюдали такую картину…».
|
25. Также стоит учесть, в каких случаях уместно употребление примеров из различных наук. Примеры из истории подходят для политологических, частично – правоведческих и социологических тем, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из общественной жизни – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем. Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Излишнее использование терминов, к месту и не к месту, производит скорее отталкивающее впечатление, чем вызывает у экспертов уважение к эрудированности автора.
26. Зато производят впечатление приведенные выпускником точки зрения исследователей, изречения ученых, писателей и т.д. особенно, если указан автор. Например, «как полагал известный немецкий ученый М.Вебер…» или «британскими учеными установлено….»
27. 4. Установление взаимосвязей («в связи с этим...»)
28. 5. Вывод - заключительная часть
29. Содержит краткое изложение мысли, в нём могут содержаться рекомендации по дальнейшему применению высказанных выпускником положений, если они имеют характер проекта. Обратите внимание, что вывод не должен совпадать с проблемой.
30. 7. Обратим внимание на критерии оценивания эссе.
31. Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт. Эксперт видит Ваше понимание высказанной автором мысли. Если этот критерий не выполнен, Ваше эссе не проверяются.
32. Критерий 2 (К2) – Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. В своем сочинении вы используете термины.
33.
Источник: https://www.ctege.info/obschestvoznanie-teoriya-ege/osobennosti-napisaniya-esse-po-obschestvoznaniyu-ege-2016.html
34.
Источник: https://www.ctege.info/obschestvoznanie-teoriya-ege/osobennosti-napisaniya-esse-po-obschestvoznaniyu-ege-2016.html