Сказал великий имам хафиз ас-Сиджзи (ум. 444 г.х.) про "ан-нузуль":
"Люди истины убеждены, что нисхождение – Нисхождение Сущностью, без вопроса "Как?"
Источник: "Рисаля иля ахли Забид", 191
Имама ахли-Сунна, Яхьи Ибн Маина сказал:
"Если тебе скажет джахмит – как Аллах нисходит?
То скажи ему: "Так же, как и поднимается (возвысился)".
Источник: "Аль-Арбаин фи сыфати роббиль аль-амин", 1/71
Сказал имам Захаби:
«Сказал Исхак Ибн Рахавейхи: "Я оказался в одном маджлисе с этим нововведенцем Ибрахимом Ибн Аби Солихом, в присутствии Амира Абдуллаха Ибн Тохира. И спросил меня амир о сообщениях которые передаются касательно Нисхождения Господа на ближнее небо, и я зачитал их.
И сказал Ибн Аби Солих: "Я не верую в Господа, который спускается с одних небес на других"
А я ответил ему: "А я верую в Господа, который делает всё, что пожелает"
Передал это от него аль-Хаким, с достоверным иснадом».
Конец слов аз Захаби, источник: "Аль-Арбаин", 1/71
Передал имам Абдуллах Ибн Ахмад, также Абдур-Раззак, от большого табиина Убейда Ибн Умейра: "Спускается Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, в конце ночи на небеса [этого мира], и говорит: "Кто попросит меня, чтобы я даровал ему? Кто попросит у меня прощения, чтобы я простил его?". Когда же наступает фаджр, восходит вверх Господь, Свят Он и Велик".
Источник: "Иджтима аль-джуюш аль-Исламия", 2/269.
Сказал имам ад-Дарими:
“Заявил противоречащий также о том, что слово Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Поистине Всевышний Аллах спускается к нижнему небу после прошествии трети ночи и говорит: “Есть ли кающийся? Если ли просящий прощения? Есть ли обращащийся с мольбой?” Передал мне аль-Каъанаби … (упомянул иснад) … от Абу Хурейры – да будет доволен им Аллах, – который сказал: “Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Спускается наш Господин каждую ночь к нижнему небу, когда остается последняя треть ночи и говорит: “Кто призовет Меня, и Я отвечу, ему? Кто попросит меня и Я дам ему? Кто попросит меня прощения, и Я прощу ему?”
Передал мне Абу Уъмар аль-Хаудию (упомянул иснад) … от Рифаъта аль-Джухни то что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Когда проходит треть ночи, спускается наш Господин каждую ночь к нижнему небу, и говорит: “Никто не спрашивает о моих Рабах кроме Меня! Кто попросит у меня прощения, и Я прощу ему? Кто призовет Меня, и Я отвечу ему? Кто попросит меня и Я дам ему?”
И так до рассвета!”
И заявил противоречащий о том то, что Всевышний Аллах не спускается. Сам, однако спускается Его повеление, и Его милость, в то время как Он на троне, в каждом месте, без того чтобы покинуть его. Потому что Он – Живой, аль- Кайюм, а аль- Кайюм по его заявлению – тот, кто не двигается со своего места.
И будет сказано этому противоречащему:
Это также из аргументов женщин и детей, и того кто не обладает малейшей способностью разъяснения, а нет для его мазхаба никакого доказательства.
Так как веление Всевышнего и Его милость спускается в каждое время (постоянно), почему же Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – конкретизирует для его нисхождения ночь помимо дня?
Почему определяет время в ночи, последнюю ее часть?
Разве Всевышний Своим повелением и Его милостью призывает рабов к прошению прощения?
Может ли Его повеление и Его милость говорить помимо Всевышнего: “Кто призовет Меня, и Я отвечу ему? Кто попросит у меня прощения, и Я прощу ему? Кто попросит меня и Я дам ему?”
Если ты, таким образом, твердил твой мазхаб, то это обязывает тебя заявить, то, что милость и повеление призывают к прошению и ответу своей речью помимо Всевышнего Аллаха!
И это невозможно у слабоумных не говоря уже об ученых!
Почему Его повеление и Его милость спускаются от Всевышнего в последней трети ночи, затем не остаются кроме как до рассвета, затем подымаются? Так как Рифаъта аль-Джухни передает в его хадисе – “…И так до рассвета”.
И вы теперь узнали, ин ша Аллах, то, что этот таъуль (понимание, тафсир текста, а в данном случае – искажение) – самый ложный, который не примет кроме как каждый джахиль.”
Источник: Ан-Накду аъля ль-Мариси 69\70
Вопрос: Нисхождение Аллаха на небеса этой дунья - утверждено, однако если в одной стране ночь, а в другой в это время день, то как Аллах нисходит в последнюю треть ночи? Как нам ответить на это, просьба разъяснить это.
Ответ Шейха Роджихи: Эта проблема лишь в твоем мышлении, поскольку ты уподобил Снисхождение Творца, снисхождению творения. Однако убери уподобление, и разъяснится твоя проблема. Для разъяснения скажем: Всевышний Аллах снисходит так, как это уместно для Его Величия, в любом месте этого мира, когда приходит время последней трети ночи. Поскольку это время Снисхождения Аллаха. И мы не лезем в "кейфия" (то, как происходит нисхождение). И проблема, упомянутая в вопросе, появилась от того, что спрашивающий уподобил снисхождения Творца, снисхождению творения. Поэтому убери это уподобление и исчезнет проблема. И скажи: Истинно, Всевышний Аллах снисходит, как поделает, в любом месте мира, когда приходит последняя треть ночи, таким Снисхождением, какое уместно для Его Величия. Да.
Источник: https://youtu.be/vfkWFECTzew
Качество "Ан-Нузуль" (Снисхождение Аллаха на ближнее небо) - далиль на Возвышенное Место Аллаха.
1 Сказал имам Ибн Аби Асым (ум. 287 г.х.)
" И хадисы о нисхождении доказывают, что Аллах лишь над небесами, а не на земле".
Источник: "Ас-Сунна", Ибн Аби Асым, 504.
2 Сказал имам ад-Дарими, обращаясь к джахмитам:
"Если бы вы уверовали в Возвышение Господа над Троном, и его Вознесение над семью небесами начиная с того момента, как Он создал их - как веруют в это молящиеся мусульмане, то мы сказали бы вам: "Его нисхождение с одних небес на другие ничуть не труднее этого, и ничуть не удивительнее чем его Вознесение над семью небесами в тот момент когда он их создал. И как Всевышний был способен на первое - так, как пожелает, точно также способен и на второе - так, как пожелает"
Источник: "Ар-Родд аля аль Джахмия", 92.
3 Сказал имам Ибн Хузейма, приведя сообщения о Нисхождении:
"В этих сообщениях - то, далиль на то что является ясным, утвержденным и достоверным - на то, что Аллах находится выше небес этого мира, о которых нам сказал Пророк, что Он нисходит к ним, ведь невозможно в языке арабов говорить: "Снизошёл снизу вверх", ведь понимается в арабской речи, что нисхождение - сверху вниз". Источник: "Ат-Таухид", 1/290.
4 Сказал хафиз Ибн Абдуль Барр приведя хадис о Нисхождении:
"В этом хадисе далиль на то, что Аллах над небесами на Троне, над семью небесами - как об этом говорят ахлю-Сунна уаль джамаа. И этот хадис относится к тем, чем они аргументируют против джахмитов и му'тазилитов против их слов что Аллах везде, и что Он не над Троном". Источник: "Ат-Тамхид", 7/138.
5 Также сказал и имам Ибн аль-Каййим в "Мухтасар ас-Сауаик аль-Мурсаля", 1/494
Хвала Аллаху, Господу Миров.
[Конец примечания].