МАЛЫЙ БИЗНЕС, ЕГО РОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Введение
Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него экономика не может функционировать и развиваться. Становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики в условиях функционирования рыночного механизма. Малое предпринимательство играет весьма большую роль в национальной экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. В РФ на долю малого предпринимательства приходится чуть более 22% валового внутреннего продукта. Поэтому основная роль в поддержке малого бизнеса в данный момент отводится государству. Так, для сравнения: в странах Европейского Союза, США, Японии такой показатель составляет около 60% ВВП.
Опыт развитых стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет деятельность малого бизнеса.
Малое предпринимательство в России обладает некоторыми особенностями: низкая легитимность, нестабильность налогообложения, неустойчивость малого бизнеса, узкая специализация, гибкость, низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом.Основная проблема, с которой сталкиваются многие российские предприниматели, связана с недостатком финансирования, что особенно ощущается в большинстве регионов России. В свою очередь, реализация потенциала малого бизнеса в решении экономических и социальных проблем невозможна без рационально разработанной финансово-кредитной поддержки. И на сегодня в России проблема финансового обеспечения развития малого бизнеса ощущается особенно остро. Прежде всего ситуация усугубляется недоступностью займов и субсидий из средств государственных и муниципальных фондов поддержки, а также незначительной величиной активов субъектов малого предпринимательства. В дополнение к этому наблюдается сокращение объемов реализации продукции, удлинение срока оборачиваемости капитала, снижение рентабельности производства.
|
Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как рынок, капитал, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.
Данная тема особенно актуальна для России на сегодняшний день.
Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Однако процесс становления малого предпринимательства в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень трудно и болезненно. Нередко его сущность деформируется, обретает бюрократический или криминальный характер и не только не дает той отдачи, на которую можно рассчитывать, но и порождает новые трудности в хозяйственной и общественной жизни, создает новые хозяйственные и общественные аномалии. На протяжении рыночной трансформации национальной экономики РФ не отработан правовой механизм становления и развития малого бизнеса, не созданы технологии реконструкции и обновления основных фондов этого сектора экономики, нет благоприятного финансово-кредитного и мотивационного фона для внедрения новой техники и инновационной деятельности, научного обеспечения, консультирования, подготовки и повышения квалификации кадров. Также отсутствует приемлемая для России концепция, модель и система мер государственно-правовой поддержки в области становления малого предпринимательства.
|
В целом, решение теоретических и практических проблем в системе цивилизованного регулирования отношений в сфере малого предпринимательства находится пока на этапе становления.1 Этим определяется теоретическая и практическая значимость данного исследования.
Цель данной курсовой работы: исследовать проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
2. Раскрыть и охарактеризовать правовые основы малого бизнеса в РФ.
3. Проанализировать основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.
4. Исследовать и охарактеризовать развитие малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса.
Объект исследования: Малое предпринимательство в России, проблемы и перспективы.
Возрастание роли малого бизнеса является необходимым условием скорейшего перехода к зрелым рыночным отношениям, способствующим решению острых социальных и экономических проблем в государстве, поэтому состояние научной разработанности проблем малого бизнеса в экономической литературе достаточно объемное.
Глава 1. Малый бизнес в современной рыночной экономике