Резьба по дереву сегодня




 

Древнейшее искусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно выросла в последнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд. Дерево лечит человека и наполняет его жизненной энергией. Дерево обладает бактерицидными свойствами: хлеб, который хранится в деревянной хлебнице, сохраняется гораздо лучше, чем в хлебнице изготовленной из другого материала, а уж если хлебница сделана из можжевельника, тут и говорить не приходится, такой хлеб очень долго не портится. Молоко в можжевеловой кружке не прокисает несколько недель, это было хорошо известно нашим предкам. Мебель, изготовленная из дуба всегда высоко ценилась в развитых европейских странах.

В художественной школе г. Сибая успешно преподает и творчески работает талантливый резчик по дереву Янузак Ишбердович Клысов. Работы мастер выполняет из липы, дуба, осины. Именно дерево стало тем материалом, который больше всего отвечает его желанию продолжить национальные традиции в декоративно-прикладном искусстве. В своем творчестве Я.И.Клысов постоянно обращается к достижениям мастеров прошлого. Об этом свидетельствуют удачные попытки создать деревянные ковши-ижау для разливания кумыса, многозвенные деревянные цепи. Но не подражание старым резчикам стало для него целью в работе с деревом, а создание на основе их достижений нового искусства с новыми темами, формами. Творчество Янузака Клысова равно относится и к декоративно-прикладному искусству, и к скульптуре. И если в декоративно-прикладном искусстве он следует традициям старой башкирской резьбы, то в чисто скульптурной пластике абсолютно самостоятелен. Творчество его базируется исключительно на собственном опыте работы с деревом. Сегодня Я.И.Клысов на вершине своих творческих возможностей, успешно творит, участвует в выставках и конкурсах, преподает в ДХШ. Работы его учеников занимают призовые места на республиканских конкурсах. В 2004 году он участвовал в Всероссийском конкурсе народных мастеров резьбы по дереву в Нижнем Новгороде, где занял I место в номинации «Унитарное искусство».

Рустям Фаткуллин — известный уфимский художник, свободно владеет всеми видами и приемами народной резьбы по дереву, однако вот уже несколько лет испытывает тяготение к поискам в дереве принципиально иных, нетрадиционных декоративных решений. Он стремится к разработке в искусстве собственной поэтики, своего художественного пространства. Из-под рук мастера возникают сквозные ажурные рельефы, связанные с эпосом, фольклорными мотивами, с музыкой, танцем. Но это отнюдь не иллюстрации к произведениям. Они несут в себе вполне самостоятельный характер, отражая черты культуры тюркско-исламского мира, чаще всего воплощаясь в динамичных, экспрессивных композициях. Образующиеся в рельефе просветы играют не меньшую роль, чем сами разные формы. Иногда просветы заполняются небольшими зеркальными вставками. Тогда в композиции возникает выразительная игра художественного пространства, органично сочетаясь с приемами и сквозной, и глухой резьбы. Свойства дерева — и полированного, и вощенного, и тонированного, мореного — усиливают эффект изящной, затейливой, мастерски изготовленной вещи. Но дело все же не только в самой технике исполнения — а прежде всего, в художественном чувствовании автора, в свойствах его образно-пластического мышления и органичных для него культурно-художественных ориентаций, которые связаны больше всего с культурой евразийского мира.

С кропотливой резьбой, изысканной обработкой поверхности вещи и формы в целом — изделия Р. Фаткуллина в основном носят станковый характер. Их пластика и орнаментально-декоративные решения, особенно стилизация растений и фигуративных изображений, почти отстранены от реальной действительности, доведены до высокой степени условности, почти до знака, символа, нередко своей стилистикой напоминают арабскую вязь. Все это решено в собственной интерпретации и абсолютно светском выражении.


Заключение

 

Редкий дар резьбы становился занятием всей жизни некоторых мужчин. Резные ковши, чаши и кадки для кумыса, изготовленные их золотыми руками, пользовались широким спросом на местных базарах и ярмарках. Опытные резчики бережно хранили и передавали тайны и секреты прикладного творчества от поколения к поколению. Молодые мастера обогащали и усовершенствовали его. Декоративно-прикладное искусство башкир претерпело в своей истории периоды взлёта и упадка. Но все же и до сегодняшнего дня оно донесло замечательные образцы произведений культуры, созданные руками народных мастеров из башкир.


Список литературы

 

1. Шитова С.Н. Резьба и роспись по дереву у башкир. Уфа: Китап, 2001. С.11-13.

2. Р. Г. Кузеев, Н. В. Бикбулатов, С. Н. Шитова. "Декоративное творчество башкирского народа". Уфа, 1979 г.),

3. Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. Уфа, 1978

4. С. А. Авижанская, Н. В. Бикбулатов, Р. Г. Кузеев. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964

5. С. И. Руденко “Башкиры. Опыт этнологической монографии”, Ленинград – 1925



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: