КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
(2 КУРС)
ФИО, номер группы
1. Расставьте ударения в следующих словах:
Арахис, асимметрия, балованный, вероисповедание, грейпфрут, досуг, иконопись, исчерпать, кухонный, мастерски, намерение, облегчить, обеспечение, откупорить, подростковый, предвосхитить, свекла, танцовщица, ходатайство, христианин.
2. Подчеркните слова, в которых под ударением произносится звук [о].
Никчемный, облекший, острие, предрекший, завороженный, двоеженец, осетр, опека, одноименный, афера.
Устраните нарушения лексической сочетаемости.
1. Это важный шаг, и его надо пройти.___________________________________
____________________________________________________________________
2. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди._______________
____________________________________________________________________
3. Наша фирма должна выразить содействие администрации района в строительстве новых жилых домов.___________________________________________
____________________________________________________________________
4. Перед нами стоит задача: удешевить себестоимость товара._______________
____________________________________________________________________
5. На заседании правительства решался вопрос об увеличении уровня благосостояния трудящихся.________________________________________________
____________________________________________________________________
Найдите ошибки, связанные с многословием, исправьте предложения.
1. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.____________
____________________________________________________________________
2. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсе больше участников.___________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Главная суть его выступления была понятна всем присутствующим.________
____________________________________________________________________
4. То, что мы видели по телевизору, - очевидный факт._____________________
____________________________________________________________________
5. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и сюрпризов.___________________________________________________________
____________________________________________________________________
Подберите к заимствованным словам однословные синонимы русского происхождения.
Амбиция____________________________________________________________
Генезис_____________________________________________________________
Менталитет__________________________________________________________
Инцидент____________________________________________________________
Толерантность________________________________________________________
Гламур______________________________________________________________
Манкировать_________________________________________________________
Эксклюзивный_______________________________________________________
Тривиальный________________________________________________________
Креативный__________________________________________________________
Исправьте ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний.
1. Нельзя молчать, надо кричать во всю Ивановскую._______________________________________________________________________________________________________________________________
2. Мы хотим, чтобы человек мог вдоволь и плодотворно работать, чтобы инициатива его шла на пользу дела, а не отметалась в долгий ящик согласований._________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Получить фиаско может каждый спортсмен.__________________________
________________________________________________________________
4. Хоть кол на голове чеши._____________________________________________
____________________________________________________________________
5. Довести до белого колена.____________________________________________
________________________________________________________________
Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу (подчеркните).
1. В жаркий день приятно походить по (теневым, тенистым) аллеям.
2. В квартире нужно было (провести, произвести) ремонт.
3. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная, бережливая).
4. Давайте найдём в себе (скрытые, скрытные) резервы и доберёмся до вершины.
5. Всё вокруг привлекательно: и (близкие, ближние), и (далёкие, дальние) холмы.
6. (Экономные, экономичные) методы управления производством позволили сократить расходы.
7. Из-за (болотистого, болотного) газа здесь обитает мало животных и птиц.
8. В южных районах Москвы ведётся (типичное, типовое) строительство.
9. (Глубинные, глубокие) преобразования происходят во всех сферах жизни.
10. В канцелярии постоянно сновали с (деловым, деловитым) видом чиновники.
Укажите существительные общего рода (подчеркните).
Вокалист, выскочка, дизайнер, запевала, недотрога, недоучка, тамада, ябеда, староста, забияка.
9. Выберите правильный вариант окончания имён существительных (подчеркните).
1. Никакие лагер(я,и) смерти не сломили дух борцов Сопротивления.
2. На пасеку привезли новые уль(я,и).
3. В спортивные лагер(я,и) поедут многие студенты.
4. Автобус в горах Испании могут водить только опытные шофёр(ы,а).
5. По Волге курсируют небольшие катер(ы,а).
6. Ассоциация «Латвия авто» заключила договор(а,ы) с Россией.
7. Отпуск(а,и) лучше проводить на юге.
8. Бухгалтер(а,ы) закончили работу.
9. Предприятию требуются сторож(а,и).
10. Открыты новые госпитал(и,я).
Подберите определения, правильно согласуйте их с приведёнными существительными.
Мозоль______________________________________________________________
Тюль________________________________________________________________
Ай-Петри____________________________________________________________
Какаду______________________________________________________________
Дари________________________________________________________________
Коллега_____________________________________________________________
Дитя________________________________________________________________
Домишко____________________________________________________________
Староста_____________________________________________________________
ОРТ_________________________________________________________________
Образуйте форму Родительного падежа множественного числа.
1. Полотенце_________________________________________________________
2. Место_____________________________________________________________
3. Солдат____________________________________________________________
4. Носок_____________________________________________________________
5. Кастрюля__________________________________________________________
6. Англичанин________________________________________________________
7. Дело______________________________________________________________
8. Чулок_____________________________________________________________
9. Помидор___________________________________________________________
10. Армянин__________________________________________________________
Употребите следующие числительные в нужном падеже.
749 – в Творительном падеже.__________________________________________
____________________________________________________________________
1256 – в Родительном падеже.__________________________________________
____________________________________________________________________
Полтора - в Творительном падеже.______________________________________
300 - в Творительном падеже.___________________________________________
5765 –в Предложном падеже.___________________________________________
____________________________________________________________________
726 – в Дательном падеже._____________________________________________
____________________________________________________________________
400 – в Винительном падеже.___________________________________________
952-ой - в Родительном падеже._________________________________________
____________________________________________________________________
Полтораста - в Родительном падеже._____________________________________
Исправьте ошибки в употреблении форм глагола.
Прочитайте текст и выправите ошибки.__________________________________
____________________________________________________________________
За последний год студенты достигнули больших успехов.___________________
____________________________________________________________________
Я замечательно прыгаю в высоту, лазию по канату, подтягиваюсь на перекладине.________________________________________________________________________________________________________________________________
Скипятите литр молока и разведите в нём 25 граммов соды._________________
____________________________________________________________________
Как только повернёте, обязательно езжайте вперёд.________________________
____________________________________________________________________
Согласуйте сказуемое с подлежащим (подчеркните правильную форму).
Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрацию.
Плащ-палатка (был, была) уже (упакован, упакована) в рюкзак.
Кафе-бар (открыто, открыт) в центре города.
Кресло-кровать (стояло, стояла) в углу.
«Роман-газета» (вышел, вышла) большим тиражом.
Завод-лаборатория (выполнил, выполнила) план.
Театр-студия (воспитал, воспитала) немало талантливых актёров.
Письмо-открытка (доставлена, доставлено) адресату.
Рассказ-сценка очень (оригинальна, оригинален).
Торт-мороженое (разрезано, разрезан) на ровные части.