Методика объема непроизвольного запоминания
Стимульный материал
Шкаф, село, голова, тетрадь, машина, сабля, стекло, ручка, заяц, молоко, буква, шум, лев, лампа, дым.
Инструкция:
Серия.Сейчас вам будут зачитаны слова,слушайте их внимательно и постарайтесь запомнить все слова среднего рода. Когда я скажу пишите,запишите слова которые запомнили. 2серия.а теперь запишите все остальные слова из списка которые вы запомнили.
Пиктограммы.Материал для проведения методики: карандаш, бумага, список слов для запоминания.
Слова психолога: "Этот тест предназначен для изучения зрительной памяти. На листке бумаги можете рисовать слова, которые я называю. Цифры и буквы рисовать нельзя. "
В списке для запоминания 18 слов, но можно ограничиться и 10. В этот список можно добавить свои слова.
После выполнения задания листочек с рисунками откладывается и в течение часа испытуемого можно занять разговорами или прохождением других тестов.
Через 1 час психолог дает испытуемому листок с рисунками, испытуемый должен воспроизвести слова, которые он нарисовал.
Заключение по методике состоит из следующих вопросов:
1. Уровень развития опосредованного запоминания.
Средний показатель: 90-95% (9-10 слов из 10).
Память плохая, если испытуемый вспоминает 8 и меньше слов из 10.
Слабая память и мышление, если испытуемый вспоминает меньше 2 слов из 10.
2. Операция символизации-доступна/затруднена.
При наглядно-образном мышлении преобладают ситуации из жизни. При таком мышлении человеку трудно нарисовать абстрактное понятие (пример: "справедливость"). Прорисовка деталей (чаще свойственна женщинам).
При абстрактно-логическом мышлении человек без проблем рисует абстрактное понятие. Олигофрения-недоразвитие абстрактно-логического мышления, человек "застревает" на наглядно-образном мышлении, т.е. он рисует конкретные события.
Если есть много серийных рисунков (если на одно слово человек рисует более 3-х картинок, т.е. у него получается "серия" на одно слово), то это может говорить о патологии.
Если рисунки находятся в рамках, то это говорит о педантизме.
3. Адекватна ли смысловая связь? Т.е. как человек объясняет рисунок.
Искаженная логика часто является признаком шизофрении.
|
Список слов и словосочетаний.
-Веселый праздник
-Тяжелая работа
-Развитие
-Вкусный ужин
-Смелый поступок
-Болезнь
-Счастье
-Разлука
-Ядовитый вопрос
-Дружба
-Темная ночь
-Печаль
-Справедливость
-Сомнение
-Теплый ветер
-Обман
-Богатство
-Голодный ребенок
***
«Лесенка побуждений»
А.И. Божович, И.К. Маркова
Инструкция. Давай построим лесенку, которая называется «Зачем я учусь». Прочитай, что написано на карточках (написано, зачем школьники учатся в школе). Но нас интересует не то, для чего все учатся, а для чего учишься ты сам, что для тебя самое главное.
Выбери карточку, где написано самое главное. Это будет первая ступенька. Из оставшихся карточек снова выбери ту, где написано самое главное, – это вторая ступенька (положи ее ниже первой). Продолжай строить самостоятельно.
Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующие 4 познавательным и 4 социальным мотивам:
1. Я учусь для того, чтобы все знать.
2. Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
|
3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
1. Я учусь, чтобы быть полезным людям.
2. Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами.
3. Я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей.
4. Я учусь, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.
Обработка результатов и интерпретация
Посмотреть, какие мотивы занимают первые 4 места в иерархии. Если 2 социальных и 2 познавательных, то делаем вывод о гармоничном сочетании. Если эти места занимают 3 или 4 мотива одного типа, то делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения.
Поделиться…
Методика "Толкование пословиц"
предназначена для диагностики мышления.
Материал для проведения методики: список из 10 русских пословиц.
Слова психолога: "Объясни мне, что значит данная пословица."
Время выполнения методики не ограничено.
Пословицы:
-Куй железо, пока горячо.
-Цыплят по осени считают.
-Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
-Лучше меньше, да лучше.
-Взялся за гужь, не говори, что не дюжь.
-Не все то золото, что блестит.
-Семь раз отмерь, один раз отрежь.
-Тише едешь-дальше будешь.
-Не в свои сани не садись.
-Не красна изба углами, а красна пирогами.
Толкование пословиц:
1. Буквальное толкование пословиц-испытуемый своими словами пересказывает пословицу. Преобладание такого истолкования пословиц указывает на интеллектуальное снижение.
2. Ситуативное толкование пословиц-подбор конкретных жизненных ситуаций под ту или иную пословицу.
3. Абстрактное толкование пословиц-толкование не содержит указание на конкретные жизненные ситуации, это общий смысл пословицы.
|
2. Методика "Исключение лишнего"
Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:
1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
3. Собака, лошадь, корова, лось.
4. Стол, стул, пол, кровать.
5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
6. Очки, глаза, нос, уши.
7. Трактор, комбайн, машина, сани.
8. Москва, Киев, Волга, Минск.
9. Шум, свист, гром, град.
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
11. Береза, сосна, дуб, роза.
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов.
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда).
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов. Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.