Какие бывают презентации
С точки зрения организации презентации можно разделить на три класса:
· интерактивные презентации;
· презентации со сценарием;
· непрерывно выполняющиеся презентации.
Интерактивная презентация - диалог между пользователем и компьютером. В этом случае презентацией управляет пользователь, т. е. он сам осуществляет поиск информации, определяет время ее восприятия, а также объем необходимого материала. В таком режиме работает ученик с обучающей программой, реализованной в форме мультимедийной презентации. При индивидуальной работе мультимедийный проектор не требуется.
Все интерактивные презентации имеют общее свойство: они управляются событиями. Это означает, что когда происходит некоторое событие (нажатие кнопки мыши или позиционирование указателя мыши на экранном объекте), в ответ выполняется соответствующее действие. Например, после щелчка мышью на фотографии картины начинается звуковой рассказ об истории ее создания.
Презентация со сценарием - показ слайдов под управлением ведущего (докладчика). Такие презентации могут содержать "плывущие" по экрану титры, анимированный текст, диаграммы, графики и другие иллюстрации. При этом, автор должен понимать, что объекты, особенно меняющие положение, должны быть обоснованы целью презентации. Сами по себе это объекты отвлекают внимание и могут мешать воспринимать информацию. Порядок смены слайдов, а также время демонстрации каждого слайда определяет докладчик. Он же произносит текст, комментирующий видеоряд презентации.
В непрерывно выполняющихся презентациях не предусмотрен диалог с пользователем и нет ведущего. Такие самовыполняющиеся презентации обычно демонстрируют на различных выставках.
Преимущества презентаций
1. Последовательность изложения. При помощи слайдов, сменяющих друг друга на экране, удержать внимание аудитории гораздо легче, чем бегая с указкой меж развешанных по всему залу плакатов. В отличие же от обычных слайдов, пропускаемых через диапроектор, компьютерные позволяют быстро вернуться к любому из уже рассмотренных вопросов или вовсе изменить последовательность изложения.
2. Конспект. Презентация – это не только то, что видит и слышит аудитория, но и заметки для выступающего: о чем не забыть, как расставить акценты. Эти заметки видны только докладчику: они выводятся на экран управляющего компьютера. При этом текст презентации не должен дублировать выступление докладчика, а лишь дополнять, структурировать, акцентировать внимание на важном.
3. Мультимедийные эффекты. Слайды презентации – не просто изображение. В нем, как и в любом компьютерном документе, могут быть элементы анимации, аудио- и видеофрагменты.
4. Копируемость. Копии электронной презентации создаются мгновенно и ничем не отличаются от оригинала. При желании слушатели могут получить все показанные материалы.
5. Транспортабельность. Дискеты с презентацией гораздо компактнее свертка плакатов и гораздо меньше пострадает от частых путешествий то на одно, то на другое «мероприятие». Более того, файл презентации можно переслать по электронной почте, а если есть необходимость и оборудование - и вовсе перенести выступление в Интернет и не тратить время на разъезды.
Именно поэтому создание и применение электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.
Типичные недочеты и ошибки при создании презентаций
В качестве наиболее типичных недочетов и ошибок при конструировании и оформлении электронных презентаций, часто снижающих их эффективность, можно выделить следующие.
Типичные недостатки структуры и формы представления информации:
· Отсутствие Титульного слайда, содержащего: название проекта или темы урока (занятия); сведения об авторе; дата разработки; информация о местоположении ресурса в сети и др.
· Отсутствие Введения, в котором представлены: цели и задачи изучения темы, краткая характеристика содержания;
· Отсутствие Оглавления (для развернутых разработок, при наличии в презентации разделов, подтем) с гиперссылками на разделы / подтемы презентации;
· Отсутствие логического завершения презентации, содержащего: заключение, обобщения, выводы;
· Отсутствие рекомендуемых структурных элементов заключительной части учебной презентации: Вопросы и задания для работы в классе и домашнее задание;
· Перегрузка слайдов подробной текстовой информацией ( не более трех мелких фактов на слайде и не более одного важного );
· Неравномерное и нерациональное использование пространства на слайде;
· Отсутствие связи фона презентации с содержанием.
Часто встречающиеся ошибки стиля и оформления:
· Орфографические и стилистические ошибки, недопустимые в учебном процессе;
· Отсутствие единства стиля страниц:
o одинаковая гарнитура и размер шрифта для всех заголовков (не менее 24 пунктов);
o одинаковая гарнитура и размер шрифта для тестовых фрагментов (не менее 18 пунктов);
o заголовки, номера страниц, кнопки перелистывания должны появляться в одном и том же месте экрана;
o одинаковая цветовая гамма на всех станицах и т.п.
· Неудачный выбор цветовой гаммы: использование слишком ярких и утомительных цветов, использование в дизайне более 3 цветов(цвет текста, цвет фона, цвет заголовка и/или выделения); использование темного фона со светлым текстом;
· Использование разных фонов на слайдах в рамках одной презентации;
· Отсутствие полей на слайдах;
· Использование рисунков, фотографий плохого качества и с искажениями пропорций;
· Использование шрифтов с засечками (типа Times), затрудняющих восприятие информации;
· Отсутствие должного выравнивания текста, использование буквиц разного размера;
· Низкая контрастность фон / текст;
· Низкая контрастность гиперссылок (нужно помнить, что у гиперссылки три состояния: выбрана, по гиперссылке еще не переходили, по гиперссылке уже переходили – нужно обращать на цвет гиперссылки во всех состоянях);
· Отсутствие или неясность связей в схемах или между компонентами материала на слайде;
· Наличие различных эффектов переходов между слайдами и других раздражающих эффектов анимации, мешающих восприятию информации;
· Слишком быстрая смена слайдов и анимационных эффектов (при автоматической настройке презентации), отсутствие учета скорости и законов восприятия зрительной информации.