Виды рифм
Стихотворные размеры
Название | Краткая характеристика | Пример |
Хорей | Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения | Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. (М. Ю. Лермонтов) |
Ямб | Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения | В передней толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога... (А. С. Пушкин) |
Дактиль | Трехсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения | Кто бы ни звал - не хочу На суетливую нежность Я променять безнадежность И, замыкаясь, молчу. (А. А. Блок) |
Амфибрахий | Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения | Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи - Мороз воевода дозором Обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов) |
Анапест | Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения | Пропаду от тоски я и лени, Одинокая жизнь не мила, Сердце ноет, слабеют колени, В каждый гвоздик душистой сирени, Распевая, вползает пчела. (А. А. Фет) |
Как определить стихотворный размер?
Покажу вам на примере стихотворения Н.А. Некрасова "Крестьянские дети". Возьмем первые две строки:
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей!
1. Первое, что мы делаем - делим на слоги кажду строку, у нас как бы получится 2 больших слова:
о - ми - лы - е - плу - ты - кто - ча - сто - их - ви - дел
тот - ве - рю - я - лю - бит - кре - стьян - ских - де - тей
2. Готово. Теперь ставим ударения.
о - ми ' - лы - е - плу ' - ты - кто - ча ' - сто - их - ви ' - дел
|
тот - ве ' - рю - я - лю ' - бит - кре - стья ' н - ских - де - те ' й
3. Итак. Теперь делим на стопы: либо по 2 слога в стопе, либо по 3 слога.
Пробуем делить по 2 слога:
о - ми ' / - лы - е / - плу ' - ты / - кто - ча ' / - сто - их / - ви ' - дел /
тот - ве ' / - рю - я / - лю ' - бит / - кре - стья ' н / - ских - де / - те ' й
Видим, что получается какая-то ерунда. Где-то ударение на первый слог в стопе, где-то на второй. Делим по 3 слога в стопе:
о - ми ' - лы / - е - плу ' - ты / - кто - ча ' - сто / - их - ви ' - дел /
тот - ве ' - рю / - я - лю ' - бит / - кре - стья ' н - ских / - де - те ' й
Вот, теперь у нас четко получилось, что ударение в каждой стопе падает на 2 слог. Последняя стопа во второй строке оказалась неполная - это нормально. А еще стопы бывают безударными, чаще всего это встречается у двухсложных размеров, в нашем случае безударных стоп не оказалось, но знайте, что такое явление существует.
4. Теперь дело за малым - определить размер стиха: трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог - это амфибрахий.
Рассмотрим ещё один вариант определения размера стиха.
Он немного проще.
Мы не будем делить по слогам, а сразу поставим ударения в словах.
Затем считаем под какими цифрами у нас ударения:
2-4-6-8 - ямб;
1-3-5-7 - хорей;
1-4-7-10 - дактиль;
2-5-8-11- амфибрахий;
3-6-9-12 - анапест.
Некоторые полезные советы, как запомнить стихотворные размеры
Двухсложную запомнить проще простого:
Ямб - я последняя буква, и ударение на второй слог, и
хорей соответственно уже на первый.
Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так:
|
Д - д актиль, значит ударение на первый слог,
АМ - ам фибрахий на второй слог, четвертая буква
А - а напест, значит ударение на третий.
Рифма и тип рифмовки
Нужно внести ясность, что такое рифма, какая она бывает и какие существуют способы рифмовки. То есть, сразу важно уловить - рифма и тип рифмовки - это не одно и тоже.
Давайте же обратимся к одному из вариантов, где звучит вопрос про рифму -Вариант 10.
Как называется рифма, использованная во всех строфах стихотворения?
Для сравнения сразу покажу вопрос со типом рифмовки - Вариант 15.
Какой тип рифмовки использовал поэт в 1-й строфе стихотворения «Я не люблю иронии твоей»?
Подчеркнул вам ключевые слова, как видите, разница в вопросах есть, не путайте.
Стоит перейти к терминологии.
Рифма у нас бывает двух видов: мужская и женская, очень редко встречается дактилическая и гипердактилическая.
Пример мужской рифмы:
И море, и буря качали наш че'лн;
Я, сонный, был предан всей прихоти во'лн.
Две беспредельности были во мне',
И мной своевольно играли оне'. (Ф.И. Тютчев "Сон на море").
Мужская рифма - это такая, при которой ударение в стихотворной строке падает на последний слог.
У женской рифмы, следуя логике, ударение падает на предпоследний. Запомнить это можно так: мужики всегда последние, идут после дам. =)
Пример женской рифмы:
Есть речи значе'нье,
Темно иль ничто'жно,
Но им без волне'нья
Внимать невозмо'жно,
Как полны их зву'ки
Безумством жела'нья!
В них слезы разлу'ки,
В них трепет свида'нья. (М.Ю. Лермонтов "Есть речи значенье").
В дактилической рифме ударение падает на 3й слог с конца, в гипердактилической на 4й слог с конца. В ЕГЭ встречаются только мужская и женская.
|
Перейдем на тип рифмовки (система рифмовки, способ рифмовки, вид рифмовки - всё это одно и тоже).
В кимах встречаются следующие термины: смежная (парная), кольцевая (кольцо) и перекрёстная.
Смежная - рифмовка смежных стихов: первое со вторым, третье с четвертым, пятое с шестым и т.д. ааББ
По небу полуночи ангел лет ел (а)
И тихую песню он п ел; (а)
И месяц, и звезды, и тучи толп ой (Б)
Внимали той песне свят ой.; (Б)
Кольцевая - первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей. аББа
Любовь и дружество до в ас (a)
Дойдут сквозь мрачные затв оры, (Б)
Как в ваши каторжные н оры (Б)
Доходит мой свободный гл ас. (a)
Перекрёстная - первая строка рифмуется с третьей, а вторая с четвертой. аБаБ
О милых спутниках, которые наш св ет (а)
Своим сопутствием для нас животвори ли, (Б)
Не говори с тоской: их н ет; (а)
Но с благодарностию: бы ли. (Б)
Основные признаки литературного направления | Представители литературы |
Классицизм - XVIII - начало XIX века | |
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве. 2) Гармония содержания и формы. 3) Цель искусства - нравственное воздействие на воспитание благородных чувств. 4) Простота, стройность, логичность изложения. 5) Соблюдение в драматическом произведении правила "трех единств": единство места, времени, действия. 6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами. 7) Строгая иерархия жанров: "высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" - дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; "низкие" - басня, комедия, фарс. | П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер, Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (Россия) |
Сентиментализм - XVIII - начало XIX века | |
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний. 2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма). 3) Ведущая тема - тема смерти. 4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны. 5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть. | Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия); Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия) |
Романтизм - конец XVIII - XIX век | |
1) "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации). 2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея "эскапизма" (бегство романтического героя в идеальный мир) 3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии). 4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души. 5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах. | Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция); В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия) |
Реализм - XIX - XX век | |
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности. 2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах). 3) Герои - не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы. 4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы. 5) Живой разговорный язык; разговорная лексика. | Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия); Стендаль, О. Бальзак (Франция); А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия) |
Натурализм- последняя треть XIX века | |
1) Стремление к внешне точному изображению действительности. 2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера. 3) Предмет интереса - быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности. 4) Идея отсутствия "плохих" сюжетов и недостойных тем для художественного изображения 5) Бессюжетность некоторых художественных произведений. | Э. Золя, А. Хольц (Франция); Н. А. Некрасов "Петербургские углы", В. И. Даль "Уральский казак", нравоописательные очерки Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия) |
Модернизм.Основные направления: • Символизм • Акмеизм • Имажинизм Авангардизм. • Футуризм | |
Символизм - 1870 - 1910 годы | |
1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов. 2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм. 3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений). 4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья. 5) Искусство как интуитивное постижение мира. 6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха. 7) Внимание к аналогиям и "соответствиям" в поисках мирового единства 8) Предпочтение лирических стихотворных жанров. 9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность). 10) Собственное мифотворчество. | Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция); М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый (Россия) |
Акмеизм - 1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии | |
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления. 2) Предназначение искусства - в облагораживании человеческой природы. 3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений. 4) Ясность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм. 5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама). 6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму). 7) Изображение предметного мира, земной красоты. | Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее тв-во), М. А. Кузмин (Россия) |
Футуризм - 1909 г. (Италия), 1910 - 1912 гг. (Россия) | |
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. 2) Опора на новейшие научные и технологические достижения. 3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж. 4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста. 5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество. 6) Поиск новых ритмов, рифм. 7) Установка на произносимый текст (декламация) | И. Северянин, В. Хлебников (раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский (Россия) |
Имажинизм - 1920-е годы | |
1) Победа образа над смыслом и идеей. 2) Насыщенность словесных образов. 3) Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания | Одно время к имажинистам принадлежал С.А. Есенин |