Психоаналитический атеизмЗигмунда Фрейда.




 

Зигмунд Фрейд (1856 — 1939) родился в Австрии в еврейской семье. Домашний учитель обучил его истории Ветхого Завета и еврейскому языку. Позднее, в Вене, пожи­лая фанатичная католичка, служившая у них домработницей, глубоко травмировала его религиозные чувства, равно как и антисемитизм, с которым Зигмунд столкнулся, учась в шко­ле. Для себя Фрейд поставил под сомнение ценности христианства. Он изучал естественные нау­ки, медицину, психологию, невропато­логию и психотерапию. Атеизм Фрейда был его личным выбором и не был свя­зан с психоанализом, к которому он при­шел позднее. В своей жизни он придер­живался строгих моральных норм. Фрейд был женат и имел шестерых де­тей. После вторжения нацистов в Авст­рию в 1938 году он переехал в Лондон вместе с семьей, где через год умер.

Проблема происхождения и сущности религии занимает важное место в учении Фрейда. Он пытался с психоаналитической точки зрения объяснить религиозные верования, обряды, обосновать роль религии в развитии общечеловеческой культуры и жизнедеятельности человека. Религия происходит из потребности человека защитить себя от превосходящих его сил природы и судьбы. Пытаясь, не­смотря на свою слабость, вступить в общение с этими силами и по­влиять на них, человек одушевляет их и приписывает им свои соб­ственные свойства. Поскольку человек не может общаться с ни­ми, как с равными себе, он наделяет эти силы отцовскими качест­вами. Делая это, он вспоминает свои младенческие переживания. Тогда, в детстве, он обращался за помощью к родителям, особенно к отцу. Так слабый человек создает богов с отцовскими свойства­ми, которых, с одной стороны, боится, а с другой — любит и ищет у них утешения и безопасности. Потребность в отце, как главная при­чина происхождения религии, возникает не только из детских пе­реживаний, но и исторически, из древнего устройства общества. В те времена отец был главой общины и определял ее жизнь. Этот отец, по Фрейду, стал образцом, согласно которому следующие по­коления составили себе образ Бога. Религия становится, таким об­разом, психическим младенчеством, душевным расстройством, неврозом, через который каждый человек проходит по дороге куль­туры из детства к зрелости. Поскольку религия оказывает большое отрицательное воздействие на жизнь людей, она должна быть пре­одолена. Тот, кто верит в Бога, по мнению Фрейда, всю свою жизнь остается зависимым, а значит, не выходит из младенческого воз­раста.

Итак, человек должен созреть. Этого он достигает:

• научным мировоззрением. Оно, опираясь на разум и зна­ния, отвергает самообман и занимает место, которое рань­ше принадлежало религии;

• воспитанием, которое приводит к осознанию реальности. Необходимо, чтобы человек вернул свои чаяния с неба на землю и сосредоточил в земной жизни все свои освобож­денные силы;

• моралью. Для того чтобы не была утеряна мораль, храни­мая религией, требуется рациональное мировоззрение, ко­торое обосновывается не Богом, а общественной необхо­димостью. Сильные чувства и влечения страстей должны управляться разумом, а не религиозным воспитанием.

На заре культуры религия оказала человечеству великую услугу: усмирила дикие, антисоциальные влечения, поддержала разумные и полезные запреты: не убивать ближнего, не желать жены его. Но разумное «Я» человека долгое время было слишком слабым и не могло бы, без помощи религии, божественного «сверх-Я» противостоять искушению убийства и инцеста. Если бы эти запреты нарушались, общество бы оказалось ввергнутым в хаос. И все же религия не вполне справилась со своей задачей: люди по-прежнему чувствуют себя несчастными, они недовольны культурой и вынашивают планы ее переустройства.

В психологическом толковании Фрейда религия выступает как защитная мера человека против своих бессознательных влечений, которые в религиозных верованиях получают иносказательную форму удовлетворения, благодаря чему внутрипсихические конфликты личности между сознанием и бессознательным утрачивают свою остроту. Такое понимание религии совпадает с его ранней трактовкой культурного развития человечества, по которой в основе прогресса культуры лежит внешнее и внутреннее подавление сексуальных влечений человека.

Фрейд считает, что часть процесса подавления человеческих инстинктов совершается в пользу религии, разнообразные обряды и ритуалы которой символизируют отречение человека от непосредственных чувственных удовольствий, чтобы впоследствии приобрести умиротворение и блаженство в качестве воздаяния за воздержанность от плотских наслаждений.

Под этим углом Фрейд рассматривает древние религии, в которых многое из того, в чем себе отказывает человек, передано Богу и разрешается только имя Бога. Исповедующие эти религии народы проецируют вовне свою внутреннюю бессознательную мотивировку, наделяя тем самым Бога собственными внутрипсихическими качествами.

Зигмунд утверждал, что религии не существуеткак таковой, она заменяется системой тотемизма и табу.Его книга «Тотем и табу» посвящена исследованию психологической природы первобытных верований: анимизма, магии, но в особенности тотемизма.Ядро книги составляет гипотеза возникновения системы тотемистических верований и ритуалов, которая известна как гипотеза «первобытного отцеубийства», Фрейд называл три ее источника: анализ первобытного жертвоприношения, данный У. Робертсоном-Смитом, психоаналитическое исследование детских фобий и дарвиновская гипотеза первобытной орды.

В книге автор обращает внимание на два главных запрета тотемизма – на убийство тотемного животного и экзогамия, т. е. невозможность брака с женщинами своего племени, - совпадают с двумя преступлениями царя Эдипа, который женился на своей матери и убил своего отца. Подобное тождество с двумя основными составляющими Эдипова комплекса, зачастую образующего подоплеку современных неврозов, дало Фрейду основание предположить, что скрытые психологические пружины первобытной религиозности во многом сходны с теми процессами в психике современного человека, которые стали доступны исследованию благодаря психоанализу. Тотем позволял дать выход раскаянию, осуществить примирение с отцом. Тотемистическая система была своего рода договором: отец обещал детям защиту, заботу и снисходительность, взамен они брали на себя обязательство печься о его жизни, т. е. Не повторять того, что случилось однажды. Была тут и попытка оправдаться: если бы отец поступал с нами так, как тотем, у нас никогда бы не возникло желания его убить.

Так, психологический смысл первобытных табу связан с боязнью инцеста, амбивалентным отношением к близким; в анимизме, магии заложено представление о всемогуществе мысли. Тотем, считал Фрейд, был первой формой замены отца, а бог – позднейшей, в которой отец снова приобрел свой человеческий образ. С течением времени озлобление слабело, а тоска по отцу возрастала, и мог развиться идеал, имевший содержанием всю полноту власти праотца и готовность ему подчиниться. Этому способствовали и изменения в социальной сфере, прежде всего утверждение патриархальных отношений.

Характер тотемизма Фрейд раскрывает в 12 параграфах, являющихся своего рода«катехизисом»«тотемистической религии»:

1.Нельзя ни убивать, ни есть определенных животных, но люди воспитывают отдельных животных этого рода и ухаживают за ними.

2. Случайно погибшее животное оплакивается и хоронится с такими же почестями, как соплеменник.

3. Иногда запрещение употреблять в пищу относится только к определенной части тела животного.

4. Если под давлением необходимости приходится убить животное, которое обыкновенно нужно щадить, то перед ним надо извиниться, постараться ослабить нарушение табу убийства разнообразными искусственными приемами и оправданиями.

5. Если животное приносится в жертву по ритуалу, то его торжественно оплакивают.

6. В некоторых торжественных случаях, в религиозных церемониях, надевают шкуры определенных животных. Там, где тотемизм еще сохранился, - это шкуры животных тотема.

7. Племена или отдельные лица называются именами животных, именно животных тотема.

8. Многие племена пользуются изображением животных, как гербом, и украшают им свое оружие; мужчины рисуют изображение тотема на своем теле или татуируют его изображение на коже.

9. Если тотем принадлежит к страшным или опасным животным, то предполагается, что оно щадит членов названного его именем племени.

10. Животное - тотем охраняет и предупреждает об опасности лиц, принадлежащих к этому племени.

11. животное - тотем предсказывает своим поклонникам будущее и служит им вождем.

12. Члены племени одного тотема часто верят в то, что связаны с животным тотема узами общего происхождения.

Сам тотем, по мнению автора, представляет собой материальный объект, которому человек выражает суеверное почтение, потому что думает, что между ним самим и каждым такого рода предметом имеется совершенно особое отношение. Связь между человеком и тотемом обоюдная, тотем запугивает человека, и человек доказывает свое почтение тотему различным образом, например, тем, что никогда не состоит из единственной вещи, а всегда из целого рода, обыкновенно какой-нибудь породы животных или растений, реже какого-нибудь класса неодушевленных предметов и еще реже искусственно сделанных вещей.

В свете двух главных мотивов религиозного сознания интерпретировал Фрейд и христианскую идею о первородном грехе и искуплении. Первородный грех представляет собой, несомненно, преступление против Бога-отца: необходимость кровавой жертвы для искупления греха указывает на то, что им было убийство, которое можно искупить только ценой собственной жизни. Самопожертвование Сына ведет к примирению с Отцом, тем более полному, что ему сопутствует полный отказ от женщины, принадлежащей Отцу. Вместе с деянием, дающим Отцу самое полное искупление, Сын также достигает цели по отношению к Отцу. Он сам становится Богом, наряду с Отцом, собственно вместо него. Религия Сына сменяет религию Отца. В знак такого замещения древняя тотемистическая трапеза снова оживает как причастие, в котором братья вкушают плоть и кровь не Отца, а Сына и отождествляют себя с ним, освящаются этим причастием. Последнее, однако, является также новым устранением Отца, повторением деяния, которое нужно искупить.

Тотемизм, согласно убеждениям Фрейда, представляет собой как религиозную, так и социальную систему. С религиозной стороны он выражается в отношениях почитания и «заповеданности» между человеком и его тотемом, с социальной стороны – вобязательствах члена клана друг к другу и к другим племенам.

Тотем и табу непрерывно связаны между собой. Для нас значение табу разветвляется в двух противоположных направлениях. С одной стороны, оно означает святой, освященный, с другой стороны - жуткий, опасный, запретный, нечистый. Таким образом, с табу связано представление чего - то требующего осторожности, оно выражается, по существу, в запрещениях и ограничениях. Ограничения табу представляют собой не что иное, как религиозные и моральные запрещения. Они сводятся не к заповеди Бога, а запрещаются собственно сами собой. От запретов морали они отличаются отсутствием принадлежности к системе, требующей вообще воздержания и дающей основание для такого требования. Запреты табу лишены всякого обоснования. Непонятные для нас, они кажутся чем - то само собой разумеющееся тем, кто находится в их власти.

Таким образом, религия в понимании Фрейда является сугубо психологическим объяснением, в основу которого положено желание человека защититься от жизненных проблем и пороков с помощью поклонения тем или иным тотемам, ставя на все запретное табу и правила.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: