Святой хлеб – вторая половина лета и осень




Праздники зимнего календаря и хлеб

На Солнцеворот пекли хлеб-карачун. Его катали, желания загадывали. Играли с караваем. Кто дальше прокатит, тот и замуж выйдет. А кто ровнее покатает каравай, у того путь жизненный будет ровный, накатанный. Хозяйка могла в карачун запечь зерна и какие-либо магические предметы (бусины, кресты и т.п.), которые в течение года сохраняли. Считалось, что они оберегают дом от бед. Карачун считался символом богатства в доме.

В рождественские дни ходили в гости. Хозяин (или его сын) встречал у ворот с хлебом-солью, Принять подношение, значит согласиться войти в дом. Отказываться от хлеба нельзя. Хлеб-соль у ворот, так не своротишь.

Девушки на Святках в гаданиях использовали хлеб. По принципу: «Суженый ряженый приди к ужину». Иногда брали кусок хлеба, часть головного убора (сборник) и кусок дерева и укладывали в горшок. Затем девушка завязывала глаза и подходила к горшку со специальным наговором, что первое рука возьмет из горшка, тому и быть. Если хлеб – замуж не выйти. Если часть головного убора – будет замужество. Кусок же дерева пророчил дурное (болезни и даже смерть).

Кусок каравая «утаивали» с праздничного стола и клали под подушку, загадывали желание увидеть будущего жениха во сне.

Хлебные традиции весны и начала лета

В начале весны пекли «грачей», «тетерок» и «жаворонков». На каждый праздник – свое печенье. Как правило, время проведения этих дней совпадало с постными днями, так их пекли без добавления сдобы (яиц и сливочного масла). Использовали дрожжи, закваску и постное масло.

«Грачами» весну завлекали, верили, что чем быстрее весна настанет, тем раньше начнется работа в поле. Тогда и хлеба будет вдосталь. «Тетерки» были женским печеньем, каждая молодица должна была отведать, чтобы счастье не упустить. «Жаворонки» пекли на Сороки, это детский праздник.

На Вознесенье пекли особое печенье – хлебные лесенки, чтобы «помочь Христу на небо подняться». И душам праведников, что еще на земле, облегчить путь к небу, в рай.

Для «лесенок» использовали не только пшеничную муку, но и ржаную. В разных местах печенье это имело различный вид: в одном месте это могла быть вытянутая лепешка с полосками-ступеньками. Или же делали два жгута из теста и укладывали на них поперечины. Пекли обязательно для всех членов семьи.

Иногда в крестьянских домах «лесенку» подвешивали к иконе, чтобы узнать свою участь. Были и гадальные обряды – лесенку сбрасывали либо с колокольни (если была такая возможность), либо с печи, в которой ее испекли. Если целы оставались ступеньки, то гадающий прямиком в рай попадет, если ломались, то, как в поговорке - «грехи не пустят».

Хлебные лесенки использовали и при гадании на будущий урожай. Приходили в поле и подбрасывали вверх. Обязательно читали наговор: «Христос, полетишь на небеси, потяни нашу рожку за колоски, чтоб рожь выросла такой же высокой». Или громко кричали: «Рожка, рожка, схвати Христа за ножки!»

Через неделю после Вознесенья – Троица. На Троицу обычно поминали ушедших. В богатых домах специально пекли хлеб для бедных. И в 16-17 веках соли в него не добавляли. Отмечали, что не из экономии, а «по чину». Нищий на Руси воспринимался как посредник между миром живых и мертвых. И считалось, что поминальная еда, которая предназначена как бы умершим предкам, не должна быть соленой.

Святой хлеб – вторая половина лета и осень

Лето с середины июля и август - это время уборки урожая. Августовский Успенский пост заканчивали разговеньем хлебом. Успенье считался днем жатвы. День этот называют – дожинки.

На этот праздник проводили обряд завивания бороды. Хлебные колосья в поле завязывались особым способом, под них могли закопать свежеиспеченный хлеб. Считалось, что это магическое действие возвращает земле силы, отданные на урожай. Дальше сноп-дожитник украшали лентами и уносили на хозяйский двор, где уже праздновали уборку урожая с песнями и обильной трапезой.

На Покров играли свадьбы и пекли особые свадебные караваи. Этому хлебу придавали особое обрядовое значение. Молодых встречали и потчевали караваем. Народная примета, кто больше кусок отломит – тот и будет хозяином в доме всем известна. Круглый нарядный хлеб был украшением стола и символом счастья и богатства.

Но не только готовый хлеб почитался. На Параскеву Пятницу девушки специально приносили в храм зерно. Считалось, что освященные хлебные зернышки будут в доме помощниками и защитниками.

Хлеб в нашей праздничной традиции и сегодня почитаем. Конечно, мы уже не носим освящать зернышки. Но при создании современных праздников народные обряды и ритуалы отлично вписываются в сценарную канву, придают действию колорит и игровую активность. Мы проводили и Сороки с жаворонками, играли со снопом-пожинальником на Дне работника сельского хозяйства, катали хлеб-карачун на Солнцевороте. И это было весело, празднично и мудро.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: