Первый русский военный парусный корабль «Орёл»




Быстрое развитие торговли между Россией и Персией (Ираном) во второй половине XVII века потребовало наладить судоходство на Каспийском море, а заключение торгового соглашения, подписанного русским царем и персидским шахом, оговаривало также и охрану от пиратов торговых морских путей кораблями. Для этой цели в селе Дединово (Коломенского уезда), расположенном на Оке ниже впадения в нее реки Москвы, в 1667 году началось строительство небольшой верфи, предназначенной для постройки военных судов.

По поручению царя Алексея Михайловича из Голландии и других европейских стран было приглашено несколько корабельных мастеров для найма на русскую службу. Общее руководство строительством осуществлял один из наиболее образованных и дальновидных царских сановников боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, которому и принадлежала инициатива постройки судов. Из Голландии был приглашён мастер Ламберт Гельт. Русскими плотниками руководили корабелы дворянин Яков Полуектов и подьячий мытной избы Степан Петров. Заготовка леса производилась в районе Коломны, а железо, «самое доброе к корабельному делу», поставляли тульские и каширские заводы.

Первоначально намечалось построить один корабль, бот, яхту и две шлюпки. 14 ноября 1667 года состоялась закладка корабля, которому было присвоено имя «Орел».

«Орел» представлял собой тип морского двухпалубного трехмачтового парусного корабля длиной 25м, шириной 6,5м и осадкой 1,5м (для сравнения – наш теплоход «Юнга Камы» длиной 36м, шириной 6м, осадка 1,4м). Вооружение судна должны были составлять 22 пушки, 40 мушкетов, 40 пар пистолетов и ручные гранаты.

Строительство корабля обошлось казне в 2221 рубль (для сравнения – зарплата мастера-плотника была от 50 копеек до 1 рубля, корова стоила 2 рубля, а крестьянскую добротную избу можно было купить за пять-семь рублей).

19 мая следующего года он уже был спущен на воду, но из-за задержек в поставках материалов и нехватки специалистов он смог выйти в первое плавание лишь летом 1669 года.

Капитаном назначили голландца Дэвида Бутлера, а все матросы были иностранцами. Вместе с построенным в Дединове другими судами корабль перешел сначала в Нижний Новгород, а оттуда вниз по Волге в Астрахань..
Весь путь от Дединово до Астрахани занял три с половиной месяца.

По одной из версий на корабле был поднят триколор, первый в истории России флаг военного корабля. Перед постройкой корабля капитан Бутлер отправляет письмо царю, в котором спрашивает о флаге, потому что как он дальше разъясняет – «какого государства корабль, такое и знамя на нём живёт». Из приходно-расходных книг мы знаем, что после этого для изготовления «флага большого» и множества вымпелов выписываются ткани красного, белого и синего цветов (вернее, как тогда говорили, «червчатого, белого и лазоревого»). Таким образом, вполне возможно, что родиной российского флага является село Дединово под Коломной (сейчас это Луховицкий район Московской области), где находилась верфь. Хотя достоверно и не известно, каким был рисунок флага, о нём можно судить по изображениям корабля на гравюрах из изданной в 1681г. в Амстердаме книге «Странствования Яна Стрюйса». Первое же известие о полосатом бело-сине-красном флаге относится к 1694 году — именно этот флаг был флагом царя Московского (полосатое полотнище с изображением золотого двуглавого орла) был личным штандартом Петра I, под которым он плавал в Архангельске.

В апреле 1669 года корабль был назван «Орлом», изображение орла как государственного герба России было нашито на корабельные флаги.

Одно время считалось, что в 1670 году, вскоре после захвата Астрахани восставшими казаками Степана Разина «Орёл» был сожжён. Фрегат действительно был захвачен бунтовщиками, но, судя по обнаруженным бумагам астраханского воеводства 1678 года, так и не использовался ими по назначению и, простояв в течение многих лет в протоке Кутум, пришёл в полную негодность к плаванию.

Основатель российского регулярного флота Петр Первый высоко оценил постройку первого в стране военного корабля, заявив: «Хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако же достойно оно вечного прославления, понеже... от начинания того, яко от доброго семени, произошло нынешнее дело морское.»

Потомки хранят память о первом военном русском корабле. В его честь позднее были не раз названы боевые корабли Российского флота. А 15 августа 2018г. Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 3 рубля «350-летие отечественного государственного судостроения» с изображением фрегата «Орел» на фоне силуэтов современных судов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: