ТЕМА 6: ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ




 

План

1. Цели и задачи обучения монологической речи на уроках немецкого языка.

2. Содержание обучения монологической речи в школе.

3. Методика работы над монологической речью на уроках немецкого языка.

Литература

 

1. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы. – М.: Просвещение,1988. – С.176-190.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. – М.: Академия,2004. - С.190 – 223.

3. Новые государственные стандарты образования по иностранному языку. – М.: ООО Астрель: ООО Из-во «АСТ», 2004. – 380 с.

4. Примерные программы по иностранным языкам//Иностранные языки в школе. – 2005. - №5,6. – С. 2 - 33.

5. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение,1986. – С.79-84.

Монологическая устная речь представляет вид деятельности, к которому учащиеся хорошо подготовлены всем своим школьным опытом на родном языке. Монолог представляет форму речи, непосредственно обращенную к собеседнику, непринужденный рассказ, организованный вид речи, продукт индивидуального построения, предполагающий продолжительное высказывание одного лица. На уроках родной речи детей учат описанию, повествованию, рассуждению. Монологическая речь на уроках иностранного языка вызывает вместе с тем определенные затруднения. Они связаны, прежде всего, с содержательной стороной высказывания.

Монологическая речь может быть подготовленной и неподготовленной. Подготовленное высказывание в монологической речи следует рассматривать как этап для достижения умений в неподготовленной речи.

Монологическая речь может быть контекстуальной и ситуативной. Связанная речь, понятая без учета частной ситуации, в которой она произносится, называется контекстной речью. Ее содержание определяется контекстом. Ситуативная речь представляет речь, содержание которой понято только при учете ситуации; понимается только то, что порождено ситуацией и что связано с ней непосредственно.

В силу специфики монологическая речь преимущественно контекстна. Такая речь понимается из контекста без опоры на экстралингвистические средства, которые играют важную роль в диалогической речи.

Монологическая речь выполняет в процессе общения разные функции. Они следующие: а) информативная (сообщение новой информации, знаний, новых сведений о предметах и явлениях); б) воздействующая (направлена на убеждение слушающего, побуждение кого-либо к действию, к предотвращению действия); в) оценочная (оценка событий, явлений, предметов окружающей действительности, поступков людей, героев произведений и пр. с выражением и обоснованием собственного мнения).

Виды монологической речи, реализующиеся в указанных функциях, предполагают: а) эмоциональную выразительность высказываний; б) характерные языковые средства их оформления; в) речевые стимулы, цели и мотивы.

Монологическое высказывание формируется не сразу. В ее развитии можно наблюдать несколько этапов. Этапы порождения высказывания с точки зрения психолингвистики могут быть следующими: 1-й этап связан с зарождением замысла будущего высказывания. На этапе, по мнению Н. И. Жинкина, решающую роль играет предметно-схемный код. Это так называемый «надъязыковый» этап. 2-й этап предполагает оформление замысла в речевых структурах изучаемого языка. Сначала все происходит во внутренней речи, где создается потенциальная речевая схема высказывания. Затем наступает 3-й этап, т.е. осуществляется экстериоризация задуманной мысли в звуковом коде натурального языка.

Программа по иностранным языкам для начального этапа обучения предусматривает составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания составляет 5-6 фраз. В 5-7-х классах программа предусматривает овладение умениями: а) кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения; б) передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст; в) делать сообщение в связи с прочитанным (прослушанным) тестом. Объем высказывания монологического высказывания составляет 8-10 фраз.

В 8-9-х классах предусматривается развитие указанных выше умений. На этапе ставится задача по увеличению объема монологического высказывания до 12 фраз. Программа по иностранным языкам для среднего (полного) общего образования предусматривает дальнейшее совершенствование умений монологической речи. Ставится задача давать личную оценку при построении высказываний. Объем высказываний учащихся увеличивается до 12-15 фраз.

Профильный уровень обучения языку ставит перед учащимися задачу: развивать умения публичных выступлений. Это означает делать сообщения, доклады; представлять результаты своей работы по проекту, ориентированному на выбранный профиль; представлять свою страну и ее культуру в иноязычной среде; выражать свои впечатления о странах изучаемого языка и их культуре; оценивать факты и события в современной жизни и культуре. Объем монологических высказываний на этапе остается в прежних объемах.

Цели и задачи обучения монологической речи определяют содержание обучения рассматриваемой форме устной речи. Остановимся на характеристике компонентов содержания обучения монологической речи.

Под содержанием обучения монологической речи в школе понимается весь тот языковой и речевой материал, на основе которого происходит развитие умений строить связанные высказывания в монологической форме.

Содержание обучения монологической речи включает три компонента: а) лингвистический; б) психологический; в) методологический (дидактическо-методический). Лингвистический компонент включает: а) изученный ранее фонетический, грамматический и лексический материал; б) речевые образцы и сверхфразовые единицы; в) лингвистические характеристики монологической речи; г) функциональные типы монологических высказываний; д) тематику высказываний и речевых ситуаций.

Монологическая речь строится на фонетическом, грамматическом и лексическом материале, который учащиеся изучали в рамках обсуждаемой темы. Для построения монолога часто используется материал, изученный в рамках других тем. Для построения высказываний требуется, чтобы учащийся свободно владел языковыми средствами, необходимыми для выражения мысли.

Элементарное высказывание в монологической форме основывается на использовании изученных речевых образцов. Преподаватель учит учащихся соединять речевые образцы между собой в соответствии с целями и условиями общения. В результате получается минимальное высказывание (микромонолог). Речевые образцы могут быть на уровне простого и сложного предложения. Ряд речевых образцов, объединенных одной мыслью, составляет сверхфразовое высказывание. Объединение сверхфразовых высказываний между собой составляет минимальное высказывание в монологической форме.

Монологическое высказывание характеризуется определенными лингвистическими показателями. К таким можно отнести: а) полносоставность предложений; б) развернутость высказывания; в) тяготение высказывания к книжно-письменному стилю; г) наличие специальных языковых средств, обеспечивающих его связанность: а) наречия времени (später, dann, weiter, kurz darauf); б) причинно-следственные союзы (deshalb, folglich); в) наречия, выражающие последовательность (erstens, zweitens).

По коммуникативной цели различают разные виды монологических высказываний: а) монолог-сообщение; б) монолог-убеждение; в) монолог-рассуждение; г) монолог-повествование. Уровень коммуникативно достаточного владения умениями говорить предполагает активную работу над такими типами монологического высказывания, как: а) описание; б) сообщение учащихся о себе; в) рассказ о своих интересах, о школе, о родном городе (селе), о своей семье и т. д. Самым сложным видом монологического высказывания является монолог-рассуждение.

Монологические высказывания строятся учащимися на основе предметного содержания речи. Предметное содержание речи предусматривает обсуждение проблем из трех основных сфер: а) социально-бытовой; б) социально-культурной; в) учебно-трудовой. Каждая сфера включает определенные темы, подтемы и ситуации.

Психологический компонент в содержании обучения монологической речи включает: а) развитие у учащихся коммуникатив-ных потребностей, стабильного интереса к языку и речи; б) психологические характеристики монологической речи; в) умения монологической речи; г) характер взаимодействия монологической речи с диалогической и с другими видами речевой деятельности.

Главная задача учителя иностранного языка состоит в воспитании потребности в общении на языке. Для этой цели преподаватель использует: а) разные виды наглядности; б) разные режимы работ; в) разные виды упражнений (особенно в игровой форме); г) разные средства обучения. Урок иностранного языка строится так, чтобы ученику было интересно. Интерес должен быть во всем, в том числе и в работе над языковым и речевым материалом.

Монолог как связанное высказывание характеризуется и особыми психологическими характеристиками. К их числу можно отнести: а) это речь одного лица (протяженность высказывания); б) спланированность высказывания; в) связанность высказывания; г) непрерывность высказывания; д) логичность изложения мыслей; е) структурно-композиционная завершенность высказывания; ж) полнота раскрытия темы в высказывании; з) контекстуальность речи.

Важной составной частью в психологическом компоненте содержания являются умения монологической речи. Под ними понимаются «умения коммуникативно-мотивированно, логически последовательно и связано, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме» (С. Ф. Шатилов). К числу таковых можно отнести: а) умение выражать законченную мысль; б) умения развертывать мысль; в) умения рассуждать логически; г) умения сопоставлять и обобщать; д) умение строить высказывание корректно с точки зрения структуры и композиции; е) умение комбинировать языковой и речевой материал; ж) умение комбинировать разные виды монологических высказываний между собой; з) умение строить высказывания корректно с точки зрения языковой правильности.

Умения монологической речи постоянно взаимодействуют с умениями в диалогической речи. Особенно отчетливо это проявляется при обучении говорению на старшем этапе обучения языку. Умения монологической речи взаимодействуют с умениями аудирования, чтения и письма. При формировании контекстной речи главной опорой является письменный или устный текст. Содержание текстов для аудирования и чтения являются основой, отправной точкой в развитии монологических умений. Для построения высказывания ученик составляет в письменной форме план высказывания, а затем реализует его в устной форме.

Методологический (дидактическо-методический) компонент содержания обучения монологической речи включает: а) разные виды опор; б) инструкции и памятки по построению различных видов высказываний; в) использование разного рода схем (ЛСС, ЛТ, ФСТ и др.). При обучении монологической речи С. Ф. Шатилов предлагает использовать такие опоры, как: а) наглядность; б) текст; в) ситуация; г) тема (фрагмент темы), проблема. Последовательность опор в зависимости от этапа обучения языку может меняться.

Для обучения монологической речи предлагаются и другие классификации опор (содержательные, смысловые). Содержательные и смысловые опоры могут быть вербальными и изобразительными. Так, содержательные опоры вербального характера включают в себя – текст (печатный), текст (звуковой), план. Содержательные изобразительные опоры включают: кинофильм, диафильм, картину, серию рисунков, фотографии.

Смысловые опоры вербального характера включают: логико-синтаксическую схему; слова как смысловые вехи; лозунги; афоризмы; поговорки; подписи. К смысловым опорам изобразительного характера можно отнести: а) диаграмму; б) схему; в) таблицу; г) цифры; д) даты; е) символика; ж) плакат; з) карикатуры.

Методика обучения монологической речи на уроках немецкого языка предусматривает: а) определение этапов обучения данному виду речевой деятельности; б) принципы обучения; в) пути обучения; г) приемы работы; д) система упражнений по обучению данному виду речевой деятельности; е) контроль уровня сформированности умений монологической речи.

При обучении монологической речи выделяют два этапа: а) овладение основами монологического высказывания (1-й этап) и б) совершенствование монологических умений (2-й этап).

Обучение монологической речи строится на основе методических принципов: 1. Создание мотивов в обучении монологической речи. 2. Учет лингвистических и психологических характеристик. 3. Овладение специфическими единицами языка, характерными для данного вида речи (специальные союзы, наречия). 4. Адекватность упражнений формируемым монологическим действиям. 5. Учет стратегий при обучении разным типам и видам монологических сообщений. 6. Обучение монологической речи как естественному процессу общения. 7. Взаимодействие диалогической и монологической форм речи между собой. 8. Использование разных видов наглядности и опор в обучении речи.

В методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений монологической речи: а) «путь сверху» и б) «путь снизу». Первый путь предполагает развитие монологических умений на основе прочитанного и прослушанного текста. Второй путь связан с развитием умений монологической речи без опоры на текст.

Обучение монологической речи с опорой на текст имеет ряд преимуществ. Здесь уже описана речевая ситуация. Учителю не надо придумывать способы создания ситуации. Описанная ситуация используется для порождения речевых высказываний. На дотекстовом этапе учащиеся составляют минимонологи, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок. Грамотно отобранные тексты имеют высокую степень информативности, следовательно, они предопределяют содержательную ценность высказываний учащихся, способствуют реализации образовательных целей обучения. Тексты аутентичного характера, используемые на уроках, дают хорошую языковую и речевую опору, образец для построения аналогичных высказываний.

Путь обучения монологической речи «снизу» строится без опоры на конкретный текст. Он применяется чаще всего на начальном этапе обучения языку. Ученики не умеют еще читать, учебные тексты не представляют содержательную базу для построения высказывания.

При обучении монологической речи преподаватель использует разные приемы. Среди них можно назвать: а) разучивание отдельных речевых образцов; б) соединение речевых образцов между собой до уровня сверхфразовых единств; в) «расшифровка» речевых образцов; г) пересказ текста; д) описание картинок или серии картинок; е) составление высказывания по опорам; ж) составление высказывания без опор.

Для обучения монологической речи используется подсистема монологически направленных упражнений. Подсистема упражнений учитывает: а) коммуникативные задачи; б) объем высказывания, который должен увеличиваться от этапа к этапу обучения; в) степень связанности, логичности, аргументированности при изложении мыслей в речи; г) лексико-грамматическая правильность монологической речи.

И. Л. Бим предлагает трехчастную подсистему обучения монологической речи. В неё автор включает: а) подготовительные условно-коммуникативные упражнения АВСД (Е); б) собственно комму-никативные упражнения; в) контролирующие упражнения.

Первый тип упражнений направлен на овладение отдельными речевыми образцами, выполняющими различные функции в речевой деятельности. На основе соединения речевых образцов между собой создаются минимальные монологические высказывания.

Коммуникативные упражнения направлены на создание собственных высказываний. Упражнения могут быть на основе: а) текста; б) зрительной наглядности; в) разнообразных ситуаций (воображаемых и реальных). В качестве упражнений в монологической речи можно рассматривать: а) расширенные ответы на вопросы по пониманию содержания и смысла прочитанного текста; б) определение основной идеи текста и ее обоснование; в) доказательство тезисов; г) составление характеристики героя текста и использование при этом оценочных слов и выражений; д) пересказ текста от лица главного героя; е) описание тематической или сюжетной картинки по изучаемой теме; ж) описание кадров эпифильма, диафильма; з) обсуждение содержания просмотренного видеофильма.

Для выполнения упражнений в монологической речи важное место отводится коммуникативным установкам. Приведем примеры отдельных коммуникативных установок: «Расскажи нам, что интересного ты прочитал на каникулах»; «Объясни своим друзьям, почему тебе нравится тот или иной журнал»; «Посоветуй своим друзьям прочитать понравившуюся тебе книгу»; «Покритикуй своего друга за то, что он мало читал на каникулах»; «Убеди своего друга, что для зарядки при желании всегда можно найти время. Докажи ему, что спорт помогает в учебе». Приведенные коммуникативные установки способствуют овладению разными типами монологических высказываний (сообщением, объяснением, ободрением, осуждением, убеждением).

При обучении монологической речи широкое применение находят игры, особенно ролевые и деловые. Так, ролевую игру можно построить на основе картинки (или серии картинок), на основе комиксов, на основе немого фильма или диафильма.

Деловые игры позволяют моделировать реальную обстановку, в которой учащиеся действуют как носители конкретных социальных и профессиональных ролей. Здесь происходит совмещение обучения иностранному языку с профессиональной деятельностью. В школьном обучении деловые игры занимают весьма скромное место. Они могут в большей мере использоваться на профильно-ориентированном этапе (10-11-е классы). Это связано с тем, что понимание и принятие роли в играх предполагает наличие знаний по специальности, оперирование профессионально значимыми смыслами и решениями.

Стоит остановиться на методике обучения подготовленным и неподготовленным высказываниям. При порождении подготовленного высказывания учащиеся опираются на память, ассоциации, на правила и многочисленные формальные подсказки. Такое высказывание не носит, как правило, творческого характера. Оно связано с заданным материа-лом, с подсказанным содержанием. Выделяют следующие этапы работы над подготовленной речью: 1. Видоизменение текста-образца. 2. Порождение самостоятельного высказывания: а) на основе вербальных опор (ключевые слова, план, тезисы, заголовки); б) на основе источников информации (картина, кинофильм, телепередача и т.д.); в) на основе изученной темы.

Для развития подготовленной речи используются упражнения: 1. Воспроизведение связанных высказываний с некоторой модификацией (изменение конца и начала, введение нового лица, видоизменение композиции изложения). 2. Составление рассказа по ситуации (по ключевым словам, по плану, на заданную тему, изложенную кратко на родном языке). 3. Описание картинки или серии картинок (карикатур, немого фильма или диафильма и др.), связанных с изучаемой темой. 4. Воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные обороты и речевые формулы. 5. Объяснение на иностранном языке заголовка (реалий). 6. Определение и краткое обоснование темы прослушанного рассказа (радиопередачи, доклада, выступления). 7. Выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их. 8. Пересказ текста (близко к тексту, пересказ-реферат, пересказ-резюме). 9. Сокращение прослушанного сообщения или прочитанного рассказа (незначительное), передача информации несколькими фразами. 10. Составление плана прослушанного рассказа. 11. Изложение диалога в монологической форме.

Неподготовленную речь можно рассматривать как сложное речевое умение. Оно проявляется в способности учащихся без затрат времени на подготовку решать коммуникативно-мыслительные задачи, оперируя усвоенным языковым материалом как в знакомых, так и в незнакомых ситуациях. При обучении неподготовленной монологичес-кой речи можно опираться: а) на источник информации (книгу, статью, картинку, художественный или документальный фильм и т.д.); б) на жизненный и речевой опыт учащихся (на однажды прочитанное или увиденное, на собственное суждение, на фантазию); в) на проблемную ситуацию, в том числе в ролевых играх и дискуссиях.

Для обучения неподготовленной монологической речи рекомендуется использовать следующие упражнения: 1. Придумывание заголовка и его обоснование. 2. Описание картины (или карикатуры), не связанной с изученной темой. 3. Составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное. 4. Обоснование собственного суждения или отношения к фактам. 5. Определение и обоснование квинтэссенции высказывания. 6. Характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.). 7. Оценка прослушанного или прочитанного текстов. 8. Составление кратких объявлений и текстов открыток.

Контролирующие упражнения направлены на оценку уровня сформированности умений в монологической речи. Они используются преподавателем в конце работы над темой или над несколькими темами учебника.

Уровень и качество сформированности умений монологической речи оценивается на основе следующих показателей: а) соответствие высказывания заданной теме (или ситуации) и решение коммуника-тивной задачи; б) объем высказывания; в) темп речи; г) разнообразие речевых образцов; д) степень связанности, логичности и аргументиро-ванности высказывания; е) присутствие элементов творчества в высказывании; ж) лексико-грамматическая правильность речи учащихся в высказывании.

Параметры б) и в) можно отнести к количественным показателям оценки уровня сформированности умений монологической речи. Остальные показатели характеризуют монологическую речь с качественной стороны.

Для оценки уровня сформированности умений высказываться в монологической форме речи в качестве контролирующих используются упражнения: а) описание картинки; б) сообщение о себе и своих друзьях; в) пересказ текста с различными модификациями; д) составление монологических высказываний по различным опорам; е) свободные высказывания по теме или по конкретной ситуации.

З А Д А Н И Я

для закрепления материала лекции и его

практического применения

 

1. Прочитайте текст лекции и ответьте на вопросы по ее содержанию.

- Что такое монологическое высказывание?

- Какие функции выполняет монологическая речь?

- В чем состоят лингвистические и психологические характеристики монологической речи?

- Назовите исходную (минимальную) единицу обучения монологической речи?

- В чем состоят особенности умений монологической речи?

- Какие имеются пути в обучении монологической речи?

- По каким критериям оценивается уровень сформированности

монологических умений?

- Какие опоры можно использовать при развитии монологических умений?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: