Скромное обаяние РенарсаКауперса, ЛЕОНИД ГЛЕЗЕР




Несколько лет назад мы с Ренарсом работали, что называется, «плечом к плечу»: он был ди-джеем на радио SWH, я — на «плюсе». Как раз в это время появился хит «Tavasmajas» группы PrataVetra. Я был поражен, насколько сильно песня выделялась среди сереньких пустышек, оккупировавших радиоэфир. Подошел к Ренарсу и сказал: «Да эта песня, будь она исполнена по-английски, сразу бы попала в британский хит-парад!» А он, засмущавшись, махнул рукой: «Да ну, что ты, в самом деле... Спасибо, конечно».

 

Тогда Ренарс воспринял мои слова просто как коллегиальный комплимент. А ведь ваш покорный слуга попал если не в «десятку», то в «девятку» уж точно. Потому как после той самой песни было сделано немало отличных записей. И наконец пришло столь редкое для музыкантов постсоветского пространства международное признание.

 

...Ренарс назначил нам встречу в фойе театра «Дайлес». Времени у нас было немного–в тот вечер ему предстояло выходить на сцену. Сегодня здесь – 106-й показ спектакля о похождениях бравого солдата Швейка. PrataVetra исполняет в нем несколько песен ВалтсаПуце. А еще они постоянно переодеваются: то они – дезертиры, то –пациенты психушки, то – проститутки...

 

Мы уселись за отдаленный столик, чтобы не отвлекали. И начали издалека.

 

— Когда начался твой роман с музыкой?

 

— Еще в детском саду. Потом была музыкальная школа, класс блок-флейты. Да и мама у меня преподаватель музыки. Кстати, сегодня я окончательно понял, что блок-флейта лучший в мире инструмент: мама прислала мне пианино из Елгавы, и PrataVetra в полном составе тащила его на второй этаж. Кошмар!

 

— Каким был путь от классического репертуара к поп- и рок-музыке?

 

— Я начал слушать ModernTalking, когда мне было лет 12. А в общем-то поп-музыкой особенно не интересовался. Играл себе на флейте, пел в хоре. В нашей группе все так начинали — с хора да с духовых инструментов. Трубили все! А как-то раз наш барабанщик дал мне послушать на своем плейере DepecheMode. И я подумал: «Блин! Это же что-то совершенно другое, другой мир!» А через полгода мы с гитаристом решили – надо организовать свою группу. Это было в 89-м.

 

— Вы начали с забавной песенки про самолеты Kurirmanalidmasina...

 

— Интересно, что «Самолеты» были записаны через пять лет после того как мы стали играть. Хотя написали мы эту песню в самом начале. Но она показалась нам совсем уж дурацкой, и мы забыли про нее годика на три. Потом пару раз сыграли ее на концертах, и тут нас услышал Угис Полис, руководитель станции Super FM. Угис попросил у нас запись этой песни, а мы и говорим: «Нет никакой записи». Это он уговорил нас записать «Самолеты» и начал раскручивать ее на своем радио. И тогда же, в 95-м, она стала песней года на радио Super FM.

 

«Самолеты» вообще спасли группу! У нас что-то не клеилось. На наши концерты не ходили. А тут еще грандж в моде! Мы тоже попробовали играть этот самый сиэтлский рок, но более попсовая музыка нам все-таки ближе.

 

— Откуда поэтические и музыкальные идеи?

 

— Я беру пятиструнную гитару... Мне вообще нравится, когда нет самой высокой струны. Сначала придумываю какую-нибудь фразу и записываю на магнитофон. Как, например, сегодня. У меня дома полно кассет с такими вот фрагментиками. Потом использую их в работе над новым альбомом. Кое-что мы уже отослали продюсеру в Англию для нового альбома. Обычно из ста идей удачными оказываются две-три.

 

— Когда ты принял решение сделать музыку своей профессией?

 

— Поначалу моя музыкальная карьера развивалась параллельно с другими занятиями – я работал на радио Skonto, потом на радио SWH, вел телевизионное шоу. А прошлым летом получил предложение сняться в фильме Стрейча «Мистерия старой управы». Я играю там сразу двух персонажей. Вообще фильм получился многослойный и сложный. Многим он по этой причине не очень понравился. Да я и сам не могу сказать, нравится ли он мне... Ну а потом я понял, что гнаться за двумя зайцами бессмысленно. И решил, что пока буду заниматься только музыкой.

 

— А что если, не дай Бог, тебя покинет вдохновение? Ведь это так часто случается даже со звездами мировой величины. Записывают диск за диском, отличные альбомы, а потом вдруг– бац, и былая мощь куда-то испарилась...

 

— Что поделаешь, останется радоваться тому, что было. Главное – это чувство внутреннего комфорта. Ну а самое важное в жизни – это все-таки друзья и здоровье. Я человек стеснительный и уже счастлив от того, что со мной произошло. Помню, в школе до 8-го класса вообще был самым робким. А в последние десять лет жизнь круто изменилась.

 

— Тебя не расстраивает, что после успеха на Евровидении русская пресса настойчиво сравнивает тебя с Ильей Лагутенко? Мол, «Прата ветра» – вторичное явление. Хотя вы играли также, как сейчас, задолго до того, как Тролли стали популярны.

 

— У нас чудесные отношения с этими музыкантами, мы обмениваемся посланиями по электронной почте. Они, пожалуй, единственная русская группа, с которой мы хорошо знакомы. Очень правильно по этому поводу высказались две девушки в нашем интернет-чате. Суть заключалась в следующем: этот стиль, поп-рок или, если угодно, брит-поп придумали не мы и не Мумий Тролль. Просто так получилось, что мы с Ильей чем-то похожи внешне.

 

Помню, несколько лет назад я впервые попал на их концерт в клубе ZeroZone и был ошарашен – да ведь то, что они делают, так похоже на нас! Буквально на энергетическом уровне. Я сейчас читаю «Колыбель для кошки» Курта Воннегута. Он там пишет про «карассы», про то, что есть люди, принадлежащие к одному «карассу». Я чувствую, что мы с Ильей –люди одного «карасса».

 

— Но ваша поэзия существенно отличается. Лагутенко – сюрреалист, а ты, скорее, романтик.

 

— Да, но в роке и поп-музыке все взаимосвязано. Что-то берешь у одних, что-то у других. Наверное, в 60-е или 70-е музыкантам было легче – столько разных путей! А сейчас уже многие тропинки протоптаны, куда ни пойди – повторение неизбежно.

 

— Ты не думаешь вернуться на радио? Ведь ты был популярным ди-джеем радио SWH.

 

— Пока, наверное, нет. Я понял, что музыка – это наш большой шанс. Хотя мне очень нравилась работа радиоведущего. И порой ее не хватает.

 

— Помимо искусства в жизни каждого человека есть еще и быт. Как решаешь эти проблемы ты? Например, в каких магазинах ты одеваешься?

 

— Большую часть своего гардероба я покупаю в «секонд-хэнде» напротив своего дома. То курточку куплю, то маечку. Потом иду в кондитерский магазин по соседству, беру пиццу и иду домой. Правда, в «сэконде» трудно подобрать брюки. Так что джинсы я покупаю в магазине. А в «секонд-хэнд» я иду вовсе не из-за дешевизны. Просто вещи там часто очень интересные. В обычных магазинах одежда довольно безликая, к тому же такая уже есть у других...

 

— Большинство музыкантов в нашей маленькой стране музыкой заработать не могут. А тебе на жизнь хватает?

 

— Нам крупно повезло с конкурсом Евровидения. Мы смогли выйти на международный рынок. Это страны Балтии, Скандинавия, Бельгия, Германия и Англия. Через неделю едем в Германию, потом в Финляндию. Недавно были с турне в Швеции, дали там семь концертов в самых крупных городах. Организаторы были удивлены тем, что им удалось полностью распродать билеты на четыре из этих концертов. Но ведь у нас за границей только один раскрученный сингл–MyStar. А одним хитом публику привлечь обычно трудно.

 

— Сколько стоит ваше выступление?

 

— Трудно сказать. По-разному. Например, мы планируем дать серию бесплатных благотворительных концертов в провинциальных городках – их жители редко видят что-нибудь интересное. Ну а вообще PrataVetra на сегодняшний день – самая дорогая группа в стране. Но это и потому, что мы стремимся к высокому качеству: мы всегда берем лучшую звуковую и световую аппаратуру.

 

— Ренар, ты человек семейный, у тебя жена и двое пятилетних детей. Как ты успеваешь сочетать бесконечные разъезды с семейной жизнью?

 

— Легко. Моя жена и дети видят меня гораздо чаще, чем если бы я работал от звонка до звонка. Конечно, я бываю на гастролях. Но потом могу целый месяц быть дома и проводить все свободное время с семьей.

 

— А какой должна быть супруга или подруга музыканта?

 

— Рецепта нет. Если люди подходят друг другу, все получается. Моя жена работает стилистом в журнале Ieva, у нее, как и у меня, ненормированный рабочий день. Так что образ жизни у нас похожий.

 

— Что тебе принесла популярность? Новые нужные знакомства? Внимание девушек? Деньги?

 

— Популярность и радует, и огорчает. Например, те же девушки. Ты их интересуешь как знаменитость, а не просто как человек. Хотя, конечно, приятно, когда тебя узнают на улице.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: