Фрагменты уроков по развитию связной устной речи у учащихся младших классов вспомогательной школы
Тема урока: Составление повествовательного текста по сюжетной картине „Снеговик”.
Задачи урока: формирование умения рассматривать картину, умения найти и осмыслить предмет речи и цель высказывания, умения логично и последовательно развернуть информацию;
обогащение словаря по теме „Зима”, развитие связной устной речи.
Оборудование урока: сюжетная картина.
Отдельные фрагменты урока
1. Постановка учебной задачи:
─ Сегодня будем учиться составлять рассказ по картине.
2. Вводная беседа:
─ Какое сейчас время года?
─ По каким признакам Вы определили, что зима?
─ Как светит солнце? (Светит да не греет. Солнце стоит низко, светит слабо).
─ Какое небо? (Небо серое).
─ Чем покрыта земля?
─ Какие деревья?
─ Как одеты дети?
─ Какой сейчас месяц по календарю?
Игра „ Так бывает или нет?”.
─ Я буду рассказывать, а вы должны слушать и замечать, все верно я сказала или нет, а потом сказать: „Так бывает” или „Так не бывает”
Например: „Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься”. Ученик должен ответить: „Так не бывает, потому что летом снега нет”.
„Наступила зима. Стало жарко. После уроков ребята надели купальники и пошли на речку купаться”.
„Наступила зима. Выпало много снега. После уроков ребята оделись и побежали играть в снежки” и т.д.
─ А кто из вас любит зиму?
─ За что вы любите зиму?
─ Чем любите заниматься зимой?
─ Кто лепил снеговика?
─ Расскажите, как вы его делали?
3. Рассматривание сюжетной картины.
|
4. Анализ картины. Составление полных ответов на вопросы.
─ Какое время года изображено на картине? Продолжите мое предложение. Наступила…
─ Сколько выпало снега? (Выпало много снега).
─ Кого вы видите на картине?
─ Дайте имена детям (Таня и Женя).
─ Что слепили дети?
─ Как дети лепили снеговика?
─ Какой ком скатали сначала?
─ Из чего они сделали глаза?
─ Что вставили вместо носа?
─ Что вставили вместо рта?
─ Что надели на голову?
─ Кто надел снеговику ведро на голову?
─ Кто больше: Таня или снеговик?
─ Как Таня сумела надеть ему ведро?
─ Что дали в руки снеговику?
─ О чем будет ваш рассказ?
─ Как вы его назовете? Понравился вам снеговик?
5. Составление рассказа „Снеговик” по вопросному плану.
─ Когда это было?
─ Что слепили дети?
─ Как лепили дети снеговика?
─ Для чего пригодились девочке санки?
─ Какой получился снеговик?
Примерный рассказ.
Была зима. Выпало много снега. Дети слепили снеговика. Сначала они скатали большой ком, потом средний, а затем маленький, Глаза они сделали из угля. Вместо носа вставили морковку, вместо рта─ веточку. В руки дали ему метлу. Снеговик получился большой, а Таня маленькая. Таня встала на санки и надела ведро снеговику. Красивый получился снеговик.
6. Составление рассказа „Снеговик ” без плана. (Каждый ребенок должен составить свой рассказ).
Фрагмент урока
Тема: Составление описательного текста.
Задачи урока: формирование умения отбирать материал для построения высказывания, логически правильно излагать информацию.
|
Оборудование урока: картина „Сад”, линейная схема признаков „Лесенка”, лото „Фрукты”.
1. Постановка учебно-воспитательной задачи.
─ На прошлом уроке мы запомнили названия фруктов. Сегодня мы узнаем об особенностях каждого фрукта: его форме, цвете, какой он на вкус, что из него можно сделать, где растет. И научимся говорить о фруктах.
2. Работа по обобщению признаков усвоенного понятия.
─ Посмотрите внимательно на доску. На ней интересная картинка. Это волшебная лестница. По ступенькам прыгает яблоко. На каждой ступеньке оно другое, мы опускаемся по лестнице и поднимаем яблоко. Разглядываем его. Если оно нам нравится, мы можем его съесть.
─ Кто пойдет по лестнице первым? (Ученик подчеркивает признаки предмета, выделяет их интонационно, объединяя их, составляет предложения).
Последний фрагмент ─ описание предмета по всем признакам с опорой на схему предмета („Лесенка”).
─ Это яблоко (предмет речи) 1 | |
─ Яблоко большое или маленькое (исходный признак) 2 | |
─ Яблоко круглое (конкретный признак) 3 | |
─ Яблоко красное 4 ─Яблоко зеленое 5 | |
─ Яблоко желтое 6 ─ Яблоко красно-желтое 7 ─ Яблоко желто-зеленое 8 | |
─ Яблоко сочное 9 ─ Яблоко сладкое, вкусное 10 ─ Яблоко кислое 11 ─ Это фрукт. Растет в саду. 12 Полезный продукт питания (заключительный обобщенный признак). |
1. Составление описательного текста по выбору трех-четырех признаков. Необходимым элементом являются последние два признака.
─ Это яблоко. Яблоко большое, красное сочное, сладкое. Это фрукт. Растет в саду. Полезный продукт питания.
|
2. Составление текста по аналогии (описание груши, сливы, лимона, апельсина).
3. Составление текста на основе замены признаков. Это банан. Банан длинный, желтый, вкусный, сладкий и т.д.
4. Закрепление знаний.
Игра „ Исправь ошибку Незнайки”. Учитель описывает предметы, неправильно называя их признаки. (Это лимон. Лимон синий. Он сладкий. Растет в поле и т.д.).
5. Установка на действие. („Что будем делать из фруктов на зиму?”)
6. Подведение итогов.
Мы знаем уже много о чем?…(фруктах). Знаем, как они называются…, какие они…, где растут… и что мы можем из них сделать…?
Сейчас попробуем догадаться, что велит нам делать доктор с фруктами, чтобы не болеть. (На доске картинка: доктор раздает детям фрукты).
─ Докажите, почему необходимо мыть фрукты перед едой.
Правило:
· мыть фрукты,
· есть много фруктов каждый день,
· обязательно есть одно яблоко в день. И тогда мы не будем болеть.
Группы речевых умений
Умения, связанные с импровизацией монологической речи | Умения, связанные с монологическим воспроизведением прочитанного и прослушанного текста |
1. Умение актуализировать словарь в речевом высказывании (по заданному предмету речи). 2. Умение передать основную мысль. 3. Умение оформить высказывание композиционно. 4. Умение выразить свое отношение к предмету речи. | 1. Умение осмыслить заданный предмет речи. 2. Умение сохранить в процессе размышления основную мысль и инструкцию по речевому высказыванию. 3. Умение логично и композиционно правильно повторить прочитанную (услышанную) информацию. 4. Умение высказать свое отношение к прочитанному (услышанному). |