Тема: Составление описательного текста.




Фрагменты уроков по развитию связной устной речи у учащихся младших классов вспомогательной школы

Тема урока: Составление повествовательного текста по сюжетной картине „Снеговик”.

Задачи урока: формирование умения рассматривать картину, умения найти и осмыслить предмет речи и цель высказывания, умения логично и последовательно развернуть информацию;

обогащение словаря по теме „Зима”, развитие связной устной речи.

Оборудование урока: сюжетная картина.

Отдельные фрагменты урока

1. Постановка учебной задачи:

─ Сегодня будем учиться составлять рассказ по картине.

2. Вводная беседа:

─ Какое сейчас время года?

─ По каким признакам Вы определили, что зима?

─ Как светит солнце? (Светит да не греет. Солнце стоит низко, светит слабо).

─ Какое небо? (Небо серое).

─ Чем покрыта земля?

─ Какие деревья?

─ Как одеты дети?

─ Какой сейчас месяц по календарю?

Игра „ Так бывает или нет?”.

─ Я буду рассказывать, а вы должны слушать и замечать, все верно я сказала или нет, а потом сказать: „Так бывает” или „Так не бывает”

Например: „Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься”. Ученик должен ответить: „Так не бывает, потому что летом снега нет”.

„Наступила зима. Стало жарко. После уроков ребята надели купальники и пошли на речку купаться”.

„Наступила зима. Выпало много снега. После уроков ребята оделись и побежали играть в снежки” и т.д.

─ А кто из вас любит зиму?

─ За что вы любите зиму?

─ Чем любите заниматься зимой?

─ Кто лепил снеговика?

─ Расскажите, как вы его делали?

3. Рассматривание сюжетной картины.

4. Анализ картины. Составление полных ответов на вопросы.

─ Какое время года изображено на картине? Продолжите мое предложение. Наступила…

─ Сколько выпало снега? (Выпало много снега).

─ Кого вы видите на картине?

─ Дайте имена детям (Таня и Женя).

─ Что слепили дети?

─ Как дети лепили снеговика?

─ Какой ком скатали сначала?

─ Из чего они сделали глаза?

─ Что вставили вместо носа?

─ Что вставили вместо рта?

─ Что надели на голову?

─ Кто надел снеговику ведро на голову?

─ Кто больше: Таня или снеговик?

─ Как Таня сумела надеть ему ведро?

─ Что дали в руки снеговику?

─ О чем будет ваш рассказ?

─ Как вы его назовете? Понравился вам снеговик?

5. Составление рассказа „Снеговик” по вопросному плану.

─ Когда это было?

─ Что слепили дети?

─ Как лепили дети снеговика?

─ Для чего пригодились девочке санки?

─ Какой получился снеговик?

Примерный рассказ.

Была зима. Выпало много снега. Дети слепили снеговика. Сначала они скатали большой ком, потом средний, а затем маленький, Глаза они сделали из угля. Вместо носа вставили морковку, вместо рта─ веточку. В руки дали ему метлу. Снеговик получился большой, а Таня маленькая. Таня встала на санки и надела ведро снеговику. Красивый получился снеговик.

6. Составление рассказа „Снеговик ” без плана. (Каждый ребенок должен составить свой рассказ).

 

 

Фрагмент урока

Тема: Составление описательного текста.

Задачи урока: формирование умения отбирать материал для построения высказывания, логически правильно излагать информацию.

Оборудование урока: картина „Сад”, линейная схема признаков „Лесенка”, лото „Фрукты”.

1. Постановка учебно-воспитательной задачи.

─ На прошлом уроке мы запомнили названия фруктов. Сегодня мы узнаем об особенностях каждого фрукта: его форме, цвете, какой он на вкус, что из него можно сделать, где растет. И научимся говорить о фруктах.

2. Работа по обобщению признаков усвоенного понятия.

─ Посмотрите внимательно на доску. На ней интересная картинка. Это волшебная лестница. По ступенькам прыгает яблоко. На каждой ступеньке оно другое, мы опускаемся по лестнице и поднимаем яблоко. Разглядываем его. Если оно нам нравится, мы можем его съесть.

─ Кто пойдет по лестнице первым? (Ученик подчеркивает признаки предмета, выделяет их интонационно, объединяя их, составляет предложения).

Последний фрагмент ─ описание предмета по всем признакам с опорой на схему предмета („Лесенка”).

─ Это яблоко (предмет речи) 1
─ Яблоко большое или маленькое (исходный признак) 2
─ Яблоко круглое (конкретный признак) 3
─ Яблоко красное 4 ─Яблоко зеленое 5
─ Яблоко желтое 6 ─ Яблоко красно-желтое 7 ─ Яблоко желто-зеленое 8
─ Яблоко сочное 9 ─ Яблоко сладкое, вкусное 10 ─ Яблоко кислое 11 ─ Это фрукт. Растет в саду. 12 Полезный продукт питания (заключительный обобщенный признак).

1. Составление описательного текста по выбору трех-четырех признаков. Необходимым элементом являются последние два признака.

─ Это яблоко. Яблоко большое, красное сочное, сладкое. Это фрукт. Растет в саду. Полезный продукт питания.

2. Составление текста по аналогии (описание груши, сливы, лимона, апельсина).

3. Составление текста на основе замены признаков. Это банан. Банан длинный, желтый, вкусный, сладкий и т.д.

4. Закрепление знаний.

Игра „ Исправь ошибку Незнайки”. Учитель описывает предметы, неправильно называя их признаки. (Это лимон. Лимон синий. Он сладкий. Растет в поле и т.д.).

5. Установка на действие. („Что будем делать из фруктов на зиму?”)

6. Подведение итогов.

Мы знаем уже много о чем?…(фруктах). Знаем, как они называются…, какие они…, где растут… и что мы можем из них сделать…?

Сейчас попробуем догадаться, что велит нам делать доктор с фруктами, чтобы не болеть. (На доске картинка: доктор раздает детям фрукты).

─ Докажите, почему необходимо мыть фрукты перед едой.

Правило:

· мыть фрукты,

· есть много фруктов каждый день,

· обязательно есть одно яблоко в день. И тогда мы не будем болеть.

Группы речевых умений

Умения, связанные с импровизацией монологической речи Умения, связанные с монологическим воспроизведением прочитанного и прослушанного текста
1. Умение актуализировать словарь в речевом высказывании (по заданному предмету речи). 2. Умение передать основную мысль. 3. Умение оформить высказывание композиционно. 4. Умение выразить свое отношение к предмету речи. 1. Умение осмыслить заданный предмет речи. 2. Умение сохранить в процессе размышления основную мысль и инструкцию по речевому высказыванию. 3. Умение логично и композиционно правильно повторить прочитанную (услышанную) информацию. 4. Умение высказать свое отношение к прочитанному (услышанному).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: