ВЛИЯНИЕ АВТОРИТАРНОГО СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА ДЕЗАДАПТАЦИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ




Винник С.Н.

ДНР, город Иловайск

ГОУ ВПО «Донбасская аграрная академия»

Тел.+380713414025

Литвинова Р.М. ст.преподаватель каф.психологии

The influence of authoritarian parenting style on the disadaptation of high school students

Annotation. The article examines the influence of the authoritarian style of family education on the disadaptation of high school students, the characteristics of the authoritarian style of family education.

Key words: authoritarian, disadaptation, innate, aggressiveness, uncertainty.

Ключевые слова: авторитарный, дизадаптация, врождебность, агрессивность, неуверенность.

Актуальность исследования. Актуальность данной темы обусловлена тем, что мы всё чаще сталкиваемся с утратой подростком основной потребности – потребности в полноценном развитии и самореализации, что свидетельствует о социальной дезадаптации подростков.

Социальную дезадаптацию обычно интерпретируют, как частичная или полная неспособность человека справляться с условиями окружающей действительности. Человек, страдающий от неправильной адаптации, не может эффективно взаимодействовать с другими людьми. Он либо постоянно избегает любых контактов, либо проявляет агрессивное поведение. Социальная дезадаптация характеризуется повышенной раздражительностью, неспособностью принять и понять чужую точку зрения.

Всякое явление всегда имеет весомое основание. Социальная дезадаптация тоже имеет свои причины. Когда внутри человека все гармонично, он вряд ли станет избегать общения с окружающими его людьми. Поэтому дезадаптация в той или иной мере, но всегда свидетельствует о каком-то социальном неблагополучии личности.

Семья – это первый социальный институт в жизни любого человека. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В данной статье мы рассмотрим, влияние авторитарного стиля семейного воспитания на дезадаптацию старшеклассников [3, c. 491].

Нами была проведена методика С.С. Степанова «Стратегии семейного воспитания», которая дала следующие показатели: 5% старшеклассников воспитывается в семьях с авторитарным стилем. И у этих детей наблюдается дезадаптация.

Для наглядности представим количественные показатели данного исследования на рис. 1.

 

При авторитетном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, направляют и жестко контролируют его действия и поступки. Применяют физические наказания за малейшие проступки, принуждение, крики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы и сочувствия. Этих родителей заботит только то, чтобы ребенок рос прилежным и послушным. При этом дети растут застенчивыми, невротизированными, незащищенными или наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Таким детям сложно адаптироваться к обществу и окружающему миру.

Родители строго следят за выполнением домашних заданий, они стоят рядом и оказывают давление на ребенка, пытаясь заставить его действовать самостоятельно. Дети используют различные уловки, чтобы защитить себя. В результате таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируются на объяснениях учителя или при подготовке домашних заданий.

В присутствии родителей такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым.

По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым к требованиям властных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевным результатам. Именно при авторитарном стиле семейного воспитания подростки враждебно относясь к другим и создают конфликты. Родители всегда принимают решения за ребенка, тем самым подавляя инициативу ребенка, лишая ребенка возможности научиться брать на себя ответственность за свои поступки [1, c. 526].

В семьях с таким воспитании у детей формируется только лишь механизм внешнего контроля, основанный на страхе перед наказанием и чувстве вины, и как только изчезает угроза наказания, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ребенком и родителями редко возникает чувство привязанности, что в следствии приводит к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Помимо этого, авторитаризм родителей по отношению к ребенку может сказаться и на построении отношений последнего с окружающими. Как правило, таким детям сложно удается стать лидером в группе, они не умеют прислушиваться к мнениям остальных членов группы и идти на компромисс.

Активные и сильные подростки начнут сопротивляться, бунтовать, становясь более агрессивными, могут сбегать из дома. Напротив, неуверенные и застенчивые подростки с низкой самооценкой привыкнут во всем подчиняться родителям, не предпринимая никаких попыток самостоятельно решать собственные проблемы, они всегда будут во всем полагаться на родителей [2, c. 445].

Авторитарный стиль воспитания чреват для детей в будущем. Это может проявляться в собственной семье: ребенок, ставший уже взрослым, может переносить поведение своих родителей, использовать те же стили и методы семейного воспитания в своей семье, в общении использовать жесткость и манипуляции, не идти на контакт, любым способом отстаивать свою правоту, быть равнодушным и не проявлять сопереживание и эмпатии.

Выводы. Таким образом можно подвести итог, что авторитарный стиль семейного воспитания негативно сказывается на социальной адаптации старшеклассников. При постоянном контроле, запретах и подавлении инициативы, ребенок начинает избегать любого взаимодействия с окружающим миром, что непосредственно приводит к его дизадаптации.

 

Список использованной литературы

1. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526c.
2. Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Юрайт, 2014. – 445с.
3. Корягина, Н. А. Социальная психология. Теория и практика: учебник / Н. А. Корягина, Е. В. Михайлова. – Москва: Юрайт, 2014. – 491с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: