Прокурорская проверка как способ противодействия организованной преступности




 

Согласно пункту 1.1 приказа Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. N 7 "Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности" прокурорам всех звеньев надлежит уделять особое внимание исполнению законов, направленных на борьбу с организованной преступностью. Пункт 1.4 этого же приказа предписывает осуществление надзора за исполнением законов при расследовании преступлений, совершённых организованными преступными группами, преступными сообществами (преступными организациями), поручать наиболее квалифицированным прокурорским работникам. При этом необходимо требовать от органов предварительного расследования установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам этой категории.

Постановка указанных вопросов во главу угла одного из основных приказов Генерального прокурора РФ в сфере борьбы с преступностью указывает на их особую значимость и, по-видимому, является одной из ответных мер критическим проявлениям деятельности организованных преступных формирований в известных всем событиях в ст. Кущёвской Краснодарского края и г. Гусь-Хрустальном Владимирской области.

После названных чрезвычайных происшествий в прокуратуре Республики Адыгея, в соответствии с поручением Генеральной прокуратуры РФ, было проведено внеплановое координационное совещание по вопросам противодействия правоохранительных органов республики организованным преступным формированиям, осуществляющим деятельность на территории Адыгеи*(1).

Один из основных выводов, сделанных на совещании, аналогичен выводу коллег из прокуратуры Забайкальского края - отсутствие системной и наступательной работы сотрудников правоохранительных органов в сфере противодействия организованной преступности*(2).

Пассивная позиция республиканских МВД и ФСИН в этой сфере продиктовала необходимость не только чёткой координации деятельности правоохранительных органов, но и назначения собственной прокурорской проверки, целью которой было инициативное выявление организованных преступных формирований, осуществляющих свою деятельность на территории республики.

Итак, действуя во исполнение решения этого координационного совещания, сотрудник отдела по надзору за следствием и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Республики Адыгея, обладающий опытом работы по выявлению и расследованию деятельности межрегионального организованного преступного сообщества "Дальневосточный общак", провёл прокурорскую проверку в ФКУ ИК-1 и ИК-2 УФСИН России по Республике Адыгея.

Проверкой было установлено, что в исправительных учреждениях республики, как и во многих пенитенциарных учреждениях системы ФСИН России*(3), осуждённые подразделяются на категории: "чёрные" - лица, придерживающиеся "воровских" понятий и традиций, активно распространяющие их среди осуждённых; "красные" - лица, в целом соблюдающие режим содержания; "мужики" - как правило, основная масса осуждённых, в зависимости от так называемого окраса учреждения ("чёрная" зона либо "красная" зона) придерживающиеся именно этой линии поведения; "опущенные", "обиженные" - лица, подвергнувшиеся различным видам насилия.

Объяснениями лиц, отбывающих наказание, установлено, что такая система деления осуждённых сложилась не случайно, а в результате целенаправленной работы руководителей организованного преступного сообщества "воровской" направленности (далее "Южный общак"), обладающих в криминальной среде статусом "вор в законе".

Так, этими лицами из числа осуждённых, имеющих криминальный опыт, назначался "ответственный" за то либо иное исправительное учреждение республики. Он, в свою очередь, при использовании коррумпированных связей с администрацией создавал альтернативную систему управления колонией. Назначались так называемые "ответственные": за отряды, за вымогательство денег путём организации азартных игр, за комнату свиданий, за распространение наркотиков, за незаконное изготовление бытовых предметов и ювелирных изделий и т.д. Кроме того, активно внедрялась девиантная система "воровских" правил и традиций. Вводились санкции за нарушение этих норм.

Как следствие - в приведённых исправительных учреждениях республики на системной основе совершались преступления: вымогательства денежных средств и имущества осуждённых (объекты недвижимости, транспортные средства и др.), незаконный оборот наркотических средств, незаконное производство различных предметов (мебель, ножи, ювелирные изделия и т.д.), в том числе с использованием рабского труда, причинение телесных повреждений различной степени тяжести и др. Основная цель - получение прибыли и направление её в пользу "воров в законе", в так называемый "общак".

Указанными действиями полностью были нивелированы цели исправления осуждённых, установленные УИК РФ, в массовом порядке нарушались их права.

Более того, прокурор установил, что деятельность организованного преступного сообщества "Южный общак" распространена не только в пенитенциарных учреждениях. Территория республики и соседних субъектов условно разделена на зоны криминальной ответственности, в каждой из которых "ворами в законе" назначался "ответственный" либо "положенец", осуществляющий руководство криминальными процессами в том либо ином населённом пункте. Лица, совершающие корыстно-насильственные преступления, обязаны часть преступной выручки передавать в пользу руководителей "Южного общака".

Например, "ответственным" за организацию криминальных процессов в Республике Адыгея более 17 лет был лидер уголовно-преступной среды Д., который помимо осуществления функций по руководству организованной преступной группой, структурно входящей в организованное преступное сообщество "Южный общак", лично занимался вымогательством денежных средств у предпринимателей. Прибыль, полученную от совершаемых на территории республики преступлений, ежемесячно передавал в кассу преступной организации.

Основная цель создания этой разветвлённой сетевой структуры далека от "воровских" романтических идеалов прошлых лет и состоит в материальном обогащении лидеров уголовно-преступной среды, обладающих статусом "вор в законе". Совокупностью добытых впоследствии доказательств по делу было установлено, что в "воровской кассе" только наличными деньгами содержалось свыше 4 млн. евро.

По поручению прокуратуры республики МВД Республики Адыгея были проведены оперативно-технические мероприятия в отношении некоторых выявленных прокуратурой лидеров уголовно-преступной среды. Представленные результаты оперативно-розыскной деятельности подтверждали выводы прокуроров.

Материалы прокурорской проверки с приобщёнными к ней результатами оперативно-розыскной деятельности были направлены в СУ СКР по Республике Адыгея в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. По результатам рассмотрения представленных материалов следственное управление возбудило уголовное дело в отношении нескольких руководителей и участников организованного преступного сообщества "Южный общак" по чч. 1, 2 ст. 210 УК. В настоящее время расследование по делу продолжается. Его предварительные результаты полностью подтверждают выводы прокурорской проверки о деятельности организованного преступного сообщества на территории Республики Адыгея и в соседних с ней регионах, в том числе в исправительных учреждениях.

Отдельно хотелось бы остановиться на методике проведённой работы. Так, при производстве проверки был учтён тот фактор, что в результате деятельности преступной организации в исправительном учреждении, как правило, есть лица, претерпевшие существенные лишения и склонные, а порой напрямую заинтересованные в нейтрализации руководящего звена преступного сообщества. Они зачастую относятся к неформальным категориям "красных" либо "обиженных".

С учётом этого необходима качественная организация личного приёма осуждённых. Опросам нужно подвергать не только инициативно явившихся на приём к прокурору, но и других лиц из числа указанных категорий. При этом рекомендуется провести полный обход помещений штрафного изолятора, комнат строгих условий содержания и иных помещений, где могут быть изолированы эти лица. Необходимо учитывать, что должностные лица администраций исправительных учреждений зачастую потворствуют деятельности преступной организации, а потому не заинтересованы в выявлении и фиксации её деятельности. Следствием этого может стать незаконная изоляция администрацией отдельных осуждённых с целью недопущения их на приём к прокурору.

Более того, нередко сотрудники исправительных учреждений ФСИН России вместо организации комплекса оперативно-розыскных и профилактических мероприятий с целью выявления и пресечения деятельности организованных преступных формирований, осуществляющих свою деятельность в местах лишения свободы, проявляют бездействие в этой сфере либо совершают должностные преступления.

Например, в 2011 г. прокуратурой Республики Адыгея в Верховный суд республики было направлено несколько уголовных дел в отношении начальника управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея, его заместителя, начальника оперативного отдела, главного бухгалтера и 6 руководителей оперативных подразделений различных подведомственных учреждений, которые, действуя в составе организованной преступной группы, в период с 2005 по 2009 г. похитили 1 млн. 400 тыс. руб., выделенных управлению на оперативные нужды. В 2011-2012 гг. они решениями Верховного суда Республики Адыгея признаны виновными и приговорены к различным срокам лишения свободы условно с лишением государственных наград и званий.

При всём многообразии преступных сообществ и преступных организаций координирующей и управляющей "надорганизацией" продолжает оставаться сообщество "воров в законе". Высшее положение в его преступной иерархии занимают "воры в законе" - лидеры организованной преступной среды, активные криминальные деятели, доказавшие свою верность преступным идеям, связям, соучастникам и выполняющие широкие организаторские функции в преступной среде*(4).

Сопоставление материалов уголовных дел в отношении организованных преступных сообществ "воровской" направленности "Южный общак" и "Дальневосточный общак"*(5) свидетельствует о значительном совпадении, позволяющем сделать вывод об идентичности структурного построения этих преступных организаций и принципов их деятельности, основным из которых является контроль над корыстно-насильственными преступлениями в регионе с целью получения материальной прибыли.

Географическая отдалённость Республики Адыгея и субъектов Дальневосточного федерального округа, в частности г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, где дислоцировалось руководство организованного преступного сообщества "Дальневосточный общак", а также данные, приведённые выше, могут свидетельствовать о распространённости исследуемого негативного социального явления на территории Российской Федерации.

Таким образом, необходимо осуществление эффективной борьбы с организованными преступными формированиями. Участие органов прокуратуры в этой борьбе носит многоаспектный характер и, на наш взгляд, является ключевым. Именно органы прокуратуры, обладающие полномочиями по координации деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью, полномочиями по надзору за деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, и администраций мест содержания задержанных, заключённых под стражу и исправительных учреждений, а также правом производства собственных прокурорских проверок, способны консолидировать силы всех правоохранительных органов, направленные на обеспечение государственной и общественной безопасности в рассматриваемой сфере общественных отношений.

 

С. Охлопков,

прокурор Свердловской области

 

С. Губин,

заместитель прокурора

Республики Адыгея

 

"Законность", N 2, февраль 2013 г.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) В указанное время соавтор статьи С. Охлопков работал в должности прокурора Республики Адыгея.

*(2) См.: Мондохонов А. Противодействие организованной преступности. - Законность, 2012, N 6, с. 38-40.

*(3) См.: Губин С. Проблемы прокурорского надзора на этапе окончания предварительного расследования преступлений, совершенных организованными преступными формированиями: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2012, с. 115-116.

*(4) См.: Белоцерковский С.Д. Система правового регулирования борьбы с организованной преступностью и научные основы ее оптимизации: Монография. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2011, с. 21.

*(5) Соавтор статьи Губин С. в период с 2005 по 2007 г. руководил следственной бригадой, созданной в целях расследования уголовного дела в отношении организованного преступного сообщества "Дальневосточный общак", более 10 лет осуществлявшего свою деятельность на территории всех субъектов Дальневосточного федерального округа Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: