Контрольная работа по учебной дисциплине «Введение в педагогику»
Для студентов очной и заочной форм обучения
Направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(профиль ««Психолого-педагогическое образование»»)
По теме «Педагогика как наука»
Вариант 2
Задание 1.
Составьте педагогический глоссарий базовых понятий по теме «Педагогика как наука», указав автора определения, источника с выходными данными, оформленными в соответствии с требованиями Стандарта организации. Для толкования одного понятия необходимо привести пример 2-3 дефиниций, используя различную учебную и справочную литературу. Составив глоссарий, сделайте родовидовой анализ термина. Количество слов в глоссарии не должно быть менее 20.
Образец оформления
Глоссарий по теме «Педагогика как наука»
Понятие | Определение | Автор | Источник |
1. Педагогика | - одна из сфер человеческой деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. РП – сфера человеческой деятельности; ВО – по передаче опыта, где РП - родовое понятие, ВО - видовые отличия. | И.И. Иванов | Педагогика.. Учебник для вузов. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 304 с. – С. 14. |
2. Педагогика | - наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. РП – наука; ВО – об обучении и воспитании человека. | П.П. Петров | Педагогика.. Учебное пособие. – М.: «Русь», 2017. – 304 с. – С. 123. |
И т.д. | - | ……… | ………и т.д. |
Задание 2.
Проанализируйте высказывание, определите отношение к нему (согласие или несогласие с мнением автора), обоснуйте свою позицию, приведите аргументы.
«Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника», - Виссарион Григорьевич Белинский.
Задание 3.
В двух из представленных ниже пословиц определите педагогический смысл, значение (пословицы – на выбор).
Учение образует ум, а воспитание — нравы.
Лучше учить, чем переучивать.
Битьем да клятьем доброму не научишь.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Пример выполнения задания: «Для учения нет старости». В пословице говорится о возможности и необходимости образования на протяжении всей жизни. Возможность образования в любом возрасте в нашем государстве обусловлена Федеральным законом «Об образовании в РФ», так как независимо от возраста человек имеет право на получение образования. Необходимость образования на протяжении всей жизни связана с стремительным развитием всех наук в современном мире, и чтобы «идти в ногу со временем», быть социально активным и соответствовать требованиям современного общества, необходимо иметь достаточный уровень образованности. Так как научные знания постоянно и стремительно обновляются, необходимо постоянное их освоение.
Задание 4.
Прочитайте представленный в Приложении 1 конспект занятия, проанализируйте его:
- с позиции структурных компонентов педагогического процесса, результаты анализа представьте в таблице 1;
- с позиции этапов построения педагогического процесса, результаты анализа представьте в таблице 2.
Таблица 1
Характеристика структурных компонентов
Компоненты педагогического процесса | Содержание компонента |
Целевой | |
Содержательный | |
Организационно- Деятельностный (анализ средств, методов, условий, ресурсов, форм организации) | |
Эмоционально-мотивационный/ Коммуникативный (модель взаимодействия, способы активизации) | |
Контрольно- оценочный/ Контрольно-диагностический/ Результативный (способы диагностики результата, соответствие результата поставленной цели) |
Таблица 2
Этапы построения педагогического процесса
Этапы построения педагогического процесса | Содержание этапа, его характеристика |
Подготовительный | |
Основной | |
Заключительный |
Приложение 1
Конспект развивающего занятия с детьми
6-7 лет подготовительной группы
Тема: «Путешествие с солнечным зайчиком»
· Учить детей умению управлять своим поведением: обучать навыкам саморасслабления, приемам саморегуляции.
· Развивать представление детей об окружающем; развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве, память и речь.
· Закрепить знания детей о названии деревьев, цветов, фруктов.
· Воспитывать дружеские отношения между детьми, чувство товарищества и уважения к окружающим.
Материалы:
Аудиокассета с записью спокойной музыки, фонарик, набор бусинок разной формы для каждого участника, повязки, иллюстрации к сказке «Золушка».
Ход занятия:
Приветствие.
Звучит спокойная музыка.
Психолог собирает детей возле себя.
Упражнение «Общий круг».
Цель: сплочение группы, создание положительных эмоций.
Давайте сейчас сядем на ковер, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас». (Единственным верным решением здесь является создание круга.)
Когда дети рассаживаются в круг, психолог говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазками со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». ( Психолог заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой; когда он «поздоровался со всеми детьми, дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).