Бурдина Надежда Борисовна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Вачская коррекционная школа-интернат», учитель-логопед
606 150 Нижегородская область, р.п. Вача, ул. Полевая д.68
nadeshda1@list.ru
контактный телефон: 8(986)763-90-97
В данной статье предлагается вариант логопедического пособия, развивающего речь младших школьников с системным недоразвитием речи.
С учетом характера нарушений речи у учащихся с умственной отсталостью, логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. Поэтому на каждом логопедическом занятии идет коррекция нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи. В связи с этим для логопедов важен поиск универсальных дидактических пособий, отвечающих современным требованиям коррекционной работы.
Методологической основой данной технологии являются труды А.Р. Лурия и О.С. Виноградовой. На основе их теории разрабатывалась технология формирования речи через расширение семантических полей и применялась для обучения детей с нарушением интеллекта.
Организация семантических полей и лексических систем включает задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связной речи. В результате такой работы школьник запоминает большее количество новых слов. При этом происходит систематизация значений слов и со словами возникают ассоциативные связи. Все это создает основу для развития речи детей естественным путем, как в онтогенезе.
Пособие представляет собой панно в форме книги, по краям которого изображены различные картинки. (фото).
Каждая картинка несет смысловую нагрузку. В центре книги место для карточки и строки для написания (составления) слова, предложения.
|
«Зеркало»
Назови картинку
«Эмоции»
Произнеси слово с различной интонацией (грустно-весело)
«Пирог»
Подбор обобщающего слова
«Дом»
Где живет (находится) данный предмет
«Ромашка»
Из каких частей состоит данный предмет
«Краски»
Какого цвета предмет
«Круг, квадрат, треугольник»
Какой формы предмет
«Наушники»
Как подает голос
Какой звук издает предмет
«Кастрюля»
Чем питается (что необходимо)
«Гусеница»
Какие движения совершает
«Коляска»
Назови детеныша
А+Б
Составь слово из букв
Напиши слово
«Гимнаст»
Подбери определение к предмету и назови слово с противоположным значением
«Сердце»
Назови предмет ласково
«Горошины»
Назови предмет в единственном и множественном числе
«Знак вопроса»
Назови отсутствие предмета
«123»
Назови предмет в количестве одного, двух, трех
«Ленточки»
Составь короткое предложение и длинное предложение
Коррекционная работа осуществляется по средствам проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
Работа с пособием включает несколько этапов.
На подготовительном этапе проводятся индивидуальные занятия логопеда с каждым ребенком. Цель занятий подготовить детей к началу коррекционной работы. Данный этап включает в себя развитие понимания различных значений слов и уточнение понятий: «звук», «слово», «действие», «признак», «предложение» и т.д.
Обучение на основном этапе проходит системно и включает три уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический.
|
Коррекционная работа на фонетическом уровне предполагает решение следующих задач:
· автоматизация звуков;
· развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики;
· развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к сложным).
Начиная коррекционную работу на лексическом уровне, необходимо выделить основные задачи:
· количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
· качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
· формирование культуры речи (устранение слов-паразитов, искаженных просторечных, жаргонных слов);
· наблюдение за явлениями синонимии и антонимии слов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач:
· усвоение учащимися сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений;
· обогащение фразовой речи учеников.
Третий этап – заключительный.
Цель данного этапа заключается в закреплении, то есть в активном использовании знаний, умений.
Во время работы с пособием словарь обогащается, систематизируется, становится упорядоченным. Слова группируются в функциональные образования, внутри которых происходит распределение лексики. Таким образом, актуализируется целый комплекс ассоциаций вокруг одного слова, т. е. формируется семантическое поле.
Варианты игровых заданий:
1. Это собака
2. Собака! Собака? Собака.
3.Собака - домашнее животное
4.Собака живет в конуре
|
5.У собаки есть голова, туловище, четыре лапы и хвост
6. Тело собаки покрыто шерстью, а окраска шерсти бывает разная (черная, белая, рыжая)
7.Собаки бывают большие и маленькие. Существует много разных пород (Овчарка, бульдог, мопс)
8. Собака лает, скулит, воет.
9.Больше всего собака любит грызть косточку.
10. Собака может быстро бегать, прыгать.
11. Детеныш собаки –щеночек
12.Составляем слово СОБАКА (первый звук –с, последний звук –к, звук между звуками о и а –б)
13. Собака добрая – злая, большая –маленькая, пушистая –гладкая
14. Собачка
15. Собака – собаки
16. Нет собаки
17. Одна собаки, две собаки, три собаки, пять собак
18. По дороге бежала большая собака. Я хочу собаку.
Алгоритм работы со словом собака
Предлагаются несколько картинок разных пород собак (собака-поводырь, собака-спасатель, собака- пограничник)
- Это собака, она живет в конуре, вольере.
- Собака домашнее животное.
-У нее есть голова, туловище, две передних лапы и две задних, хвост.
-Тело покрыто шерстью. Окраска шерсти бывает разная: от белой до черной.
- Если собака охраняет, то увидев постороннего залает.
- Животного кормят специальным кормом.
- Чтобы собака была помощником, её дрессируют. Она быстро бегает, ходит по бревну, перепрыгивает препятствия, выполняет команды. За ней ухаживают: чистят шерстку, делают прививки, гуляют.
- Детеныш собаки щенок.
- Слово с о бака словарное.
- Собаки бывают большие и маленькие, добрые и злые, сытые и голодные.
- Будка –собачья, корм-собачий, уши собачьи.
- Иногда хозяева бросают своих питомцев. Тогда они собираются в стаи и ищут корм. Они опасны.
- Но если хозяин добрый, то и собака у него добрая и преданная.
Работа с пособием не ограничена временными рамками. Она может проходить как в течение одного занятия, так и на протяжении недели, месяца – в зависимости от темы и задач, решаемых педагогом. Помимо устной формы речи задействовано и письмо. Происходит работа с разрезной азбукой, в это время закрепляется связь звука и буквы, происходит подробный звуко-буквенный анализ слова.
Пособие может использоваться с младшего школьного возраста и продолжаться в старшем. При этом качественное и количественное содержание работы постоянно усложняется.
Список использованной и рекомендованной литературы
Алехина О.Г. Развитие семантических полей как условие обогащения и систематизации словаря учащихся // Логопед 2010 №2
Ванюхина Г.А. Особенности организации лексико-грамматических игр в структуре семантического поля // Логопед 2006. №4
Крохина И.Н. Использование обобщенных моделей в коррекционной работе с детьми с ОНР // Логопед 2011 №3
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. М., 1998
Солдатова Н.А. Использование технологии семантических полей в развитии связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. №5
Бурдина Надежда Борисовна
20 октября 1972 год
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Вачская коррекционная школа-интернат», учитель-логопед
606 150 Нижегородская область, р.п. Вача, ул. Полевая д.68
nadeshda1@list.ru
контактный телефон: 8(986)763-90-97
паспорт 22 17 715568 выдан отделением УФМС по Нижегородской области в Вачском районе 27.10.2017
ИНН 520800657433
Страховое свидетельство 021-723-059 05