Как в области театра, так и в музыкальной жизни Петербурга XVIII в. ясно прослеживается стремление правящих кругов использовать средства искусства для укрепления авторитета государственной власти.
Музыка звучала на петровских ассамблеях, на которых дамы и кавалеры танцевали модные "галантные" танцы под аккомпанемент оркестра. Посещение ассамблей, как известно, было обязательным для столичного дворянства и рассматривалось Петром I как средство воспитательного воздействия. Подобными же воспитательными соображениями руководствовался он, заставляя петербургских дворян в виде обязательной повинности ходить на концерты инструментальной капеллы в доме тайного советника Бассевича.
Среди образованной части столичного дворянства широко развивается любительское музицирование. Распространенными в домашнем быту инструментами были клавикорды, флейта, скрипка. Исполнялись сентиментальные песенки и небольшие инструментальные пьесы преимущественно танцевального склада - менуэт, сицилионы.
Развитие живописи, скульптуры и графики в России в первой половине XVIII века также во многом было связано с молодым Петербургом, где в ту пору жили и творили многие мастера русского искусства. Сам Петребург стал настоящим городом-музеем, где было сосредоточено большинство наиболее важных художественных памятников, созданных живописцами, скульпторами и графиками в XVIII столетии.
Петр I придавал большое значение изобразительному искусству: "Без живописца и градировального мастера,- говорил он,- обойтися невозможно будет понеже издания, которые в науках чиниться будут... имеют рисованый и градированы быть"[2]. И действительно, для печатания новых книг необходимы были "градировальные мастера", т.е. мастера гравирования; для широкого строительства молодого Петербурга нужны были архитекторы, для росписи стен, потолков и создания портретов - живописцы. Поэтому еще при Петре I возникает проект создания Академии художеств. В начале XVIII века при петербургской типографии была основана рисовальная школа при Канцелярии от строений, которые сыграли большую роль в подготовке молодых художников и вообще в развитии русского искусства.
|
Если в древнерусском искусстве художники, как правило, старались выразить религиозные представления в абстрактных образах иконописи, то мастера XVIII века, наоборот, реальный мир, живого человека сделали основой своего искусства, источником творчества.
Много нового внесли в историю русского искусства художники-граверы, работавшие в Петербурге.
Разнообразной и обширной стала деятельность русских скульпторов и резчиков. Многие из них нашли применение своего труда на стройках Петербурга.
Одним из первых русских скульпторов, работавших в молодом Петербурге, был выдающийся зодчий и скульптор Иван Зарудный, создавший скульптурные украшения для только что построенного Петропавловского собора.
Отличительной особенностью русской портретной живописи и скульптуры было стремление художников к правдивому показу человека, несмотря ни на какие требования заказчика или условности стиля. Это было характерно для творчества всех лучших русских мастеров эпохи, и это отличало их искусство от искусства иностранцев.
|
Таким образом, в культурной жизни Петербурга ярко проявились замечательные успехи русской культуры первой четверти XVIII века. Передовые деятели русской культуры, преодолевая преграды, которые ставил крепостнический строй, напряженно работали над развитием русской культуры и ее распространением.
ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Современники Петра Великого вспоминали, что государь придавал праздникам и различным увеселительным действам большое значение. Они были для него не просто отдыхом и приятным времяпрепровождением. С их помощью он зарождал новые традиции на Руси, отчасти менял жизненный уклад своих подданных, «приближая Русь к Европе».
Царь знал, как праздники и веселье использовать, превращать в политическое оружие, на них выяснять потаённые мысли приближённых, подданных и иноземных гостей.
Умел Петр Алексеевич казаться пьянее, чем был на самом деле. Зорко видел, цепко слышал, кто как ведёт себя во хмелю, о чём говорят гости, наблюдал за их жестами и выражением лиц.
Новая столица была как раз тем местом, в котором рождались новые праздники, традиции, увеселительные действа. Но и от старых – вековечных – в Петербурге не отказывались.
Новые праздники на Руси Пётр стал вводить в первые же годы своего царствования, ещё до основания Санкт – Петербурга.
19 декабря 1699 года он издал указ «О писании впредь генваря с 1 числа рождества Христова, а не от сотворения мира».Отныне, согласно указу, впервые на Руси Новый год надо было отмечать не 1 сентября, а 1 января.
Роптали противники Петра, но молодой царь был неуклонен и все последующие годы своего правления следил, чтобы объявленные им праздники отмечались не только в Москве и Санкт – Петербурге, но и по всей стране.
|
А праздников в начале 18 века становилось всё больше и больше. Отмечались военные победы, церковные праздники, дни рождения и ангела покровителя, начало и завершение строительств каких-либо значимых объектов, и многое другое. Словом, всё, что празднуется и в наши дни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня нам кажется, что жестокое Петровское предписание строить новую столицу «на европейский манер» объясняется лишь его влюбленностью в Голландию, да эмоциональным стремлением вовлечь Россию в русло единой с Европой цивилизацией. В этом большая доля правды, но не вся правда. Человек государственного ума и хозяйского взгляда на ход событий, он имел в виду и истину сугубо земную: не только скупец, но и невежда платит дважды. Бесценен европейский опыт градостроительства, все то, что веками было апробировано, отвергнуто, изжито естественным путем или утвердилось естественно творческом состязании.
Зодчие разных стран, разных школ и творческих индивидуальностей ехали созидать новую российскую столицу. Теперь мы по праву можем называть её культурной столицей России. Именно в этом городе сосредоточено самое большие количество музеев, парков и памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Однако такая роскошь была достигнута высокой ценой. Ведь место, где сейчас воздвигнут город, был очень болотистый, и большая влажность почвы не позволяла строить большие каменные сооружения, т. к. они бы просто ушли в землю вследствие ее рыхлости. Однако Петр I не отказался от своей идеи построить крупный порт с выходом в Балтийское море и начались активные работы по осушению болот. Этот труд был очень тяжелым, множество крестьян участвовало в осуществлении задачи. И по сей день экскурсоводы, начиная экскурсию, говорят о том, что Питер стоит на костях людей. Необходимо отметить, что на протяжении всего процесса исторического развития человечества на жертвенный алтарь прогресса было положено немало человеческих жизней.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Быль и миф Петербурга» Н.П. Анциферов Пг., 1924г.
2. «Время петровских реформ» Е.В. Анисимов Л,, 1989г.
3. «История Российская с самых древних времён» В.Н. Татищев Т.7 Л., 1968г.
4. «История русского искусства 18 века» Н.И.Ковинская М –Л., 1940г.
5. «Наше наследие» журнал. М., «Искусство», 06.1991г.
6. «Петрокрепость» П.Я. Канн, Ю.И. Кораблёв Лениздат 1961г.
7. «Петр Великий и его время» В.И. Буганов М., «Наука». 1983г.
8. «Таинственный Петербург» В.Н. Бурлак. М.,ООО «АиФ Принт» 2003г.
[1] Перцик Е.Н. География городов. С.117.
[2] Ковиненская Н.И. История русского искусства XVIII в. М.-Л.. 1940. С. 8.