Задание студентам группы П-263
По дисциплине «ОДБ.04. История»
На время дистанционного обучения
Октября 2020 г.
Преподаватель: Яковлев В.А.
Задания отправить (фото работы или печатный документ): на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя, дисциплину, дату выполненной работы)
Срок выполнения: задание выполнить к следующей паре по расписанию занятий (или подмене)
Литература: Бунтовский С. Ю. История Донбасса: научно-популярное издание. – Донецк: «Донбасская Русь», 2015; Шестаков В.Л. История России. XX – начало XXI века. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Тема 6. Начало Первой мировой войны.
План
1. Причины Первой мировой войны.
2. Цели и планы участников войны.
3. 1914 г. Провал плана Шлифена.
Цели занятия:
Методическая:
• совершенствовать методику проведения лекции с элементами эвристической беседы и использованием компьютерных технологий в сочетании с самостоятельной работой обучающихся
Дидактическая:
• определить причины войны; охарактеризовать цели и планы воюющих сторон; уяснить сущность плана Шлиффена и причины его провала;
Развивающая:
• сопоставлять различные источники; обобщать полученную информацию и делать выводы; находить альтернативные варианты решения поставленных задач; работать с исторической картой; правильно распределить время работы над заданием; способствовать развитию творческой самостоятельности студентов.
Воспитательная:
• формировать самостоятельную мировоззренческую позицию и умение грамотно ее отстаивать; воспитывать интерес к изучению истории своего народа, приобщать студентов к общечеловеческим и демократическим ценностям; воспитывать такие качества гражданина: серьезное отношение к экономическим преобразованиям в стране; ответственность за экономическое положение на своем предприятии; ответственное отношение выполнения своих учебных обязанностей, а в будущем к выполнению своей работы; подготавливать студентов к активной, сознательной участия в дальнейшей жизнедеятельности; воспитывать толерантное отношение к противоположным мнениям, критическое отношение к тенденциозной информации; воспитывать сознательного гражданина, любовь к родной стране, чувства патриотизма, национального сознания и достоинства.
|
Причины Первой мировой войны
Причины возникновения Первой мировой войны многообразны. Они связаны с противоречиями экономического и политического развития индустриальных стран, империалистическими захватническими устремлениями ряда европейских держав, противостоянием военно-политических блоков, национализмом.
Смена военно-политических союзов. Политические трения и конфликты между европейскими державами в конце XIX — начале XX в. породили военно-политические союзы.
В 1870-1880-е гг. после Франко-прусской войны Бисмарка преследовал «кошмар коалиций» и он пытался сохранить баланс, учитывая, что Франция может попытаться восстановить свой престиж и вернуть утраченные территории. В итоге ему удалось создать в 1882 г. Тройственный союз в составе Германии, Австро-Венгрии и Италии, а также заключить в 1887 г. Договор перестраховки с Россией, по которому стороны соблюдали бы нейтралитет в случае войны Германии или России с третьей державой.
|
Бисмарк считал, что добился баланса сил, который сохранит мир и обезопасит Германию в случае войны с Францией.
Однако в 1888 г. кайзером стал Вильгельм II, который придерживался иных взглядов на внешнюю политику Германии. Был взят курс на экспансию.
Бисмарк в 1890 г. ушел в отставку. Вслед за уходом престарелого канцлера развалилась созданная им система союзов. Вскоре появилась новая система союзов.
Франко-русский союз и Антанта. Отказ кайзера возобновить договор перестраховки заставил Россию искать союзников. Это совпадало с желанием Франции избежать изоляции и обеспечить безопасность от возможной германской угрозы. Франция и Россия пошли на заключение франко-русского союза и подписали военно-политическую конвенцию (1891—1893). В это же время продлевается Тройственный союз. Таким образом, в конце XIX в. в Европе сложились два блока государств: с одной стороны — Германия, Австро-Венгрия, Италия, с другой — Россия и Франция.
Великобритания проводит свою традиционную политику «блестящей изоляции» как держава, доминирующая на морских просторах.
Германия бросает ей вызов и принимает программу морских вооружений, что очень обеспокоило Великобританию и побудило ее искать способы защиты своих интересов.
Прежде всего Великобритания решила некоторые проблемы в отношениях с Францией. Были заключены англо-французские соглашения о разделе территорий и сфер влияния в Африке. Наконец, общая угроза со стороны Германии привела две страны к соглашению 1904 г., известному как «сердечное согласие» (Антанта). В этом соглашении Англия и Франция урегулировали все спорные вопросы, касающиеся их колониальных владений. В том же году Великобритания заключила союз с Японией в целях противодействия российской экспансии на Дальнем Востоке и в Азии.
|
Англо-французское сближение упрочилось в связи с марокканскими кризисами. В 1905 г. Германия попыталась «отломить кусок пирога» от французского протектората Марокко.
Международная конференция в 1906 г. поддержала Францию. Второй марокканский конфликт возник в 1911 г., когда кайзер послал военный корабль под названием «Пантера» (в историю этот случай вошел как «прыжок «Пантеры») к берегам Марокко якобы для защиты своих интересов. Этот жест Германии напугал не только Францию, но и Великобританию. Эти конфликты подвели Антанту к необходимости перехода к военно-политическому союзу. В 1906 г. секретные договоренности между Англией и Францией определили условия их военного сотрудничества и возможность передислокации английских войск во Францию на случай войны. Тайные переговоры с Антантой начала вести Италия.
В конечном итоге к Антанте присоединилась Россия. Англия постаралась уладить отношения с Россией, которая, в свою очередь, стремилась к сближению с Великобританией после поражения в Русско-японской войне. В результате подписания англо-русской конвенции в 1907 г. о размежевании сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете завершилось формирование Тройственной Антанты в составе Англии, Франции и России.
Так окончательно сформировался раскол Европы на два противостоящих друг другу блока великих держав, который привел мир к невиданной ранее войне.
Взаимная подозрительность двух блоков, Тройственного союза и Тройственной Антанты, усилила гонку вооружений. Началась «война» дредноутов (дредноут — тип английского линейного корабля, созданный в ответ на морскую программу Германии. Он был способен благодаря паротурбинному двигателю развивать высокую скорость (21 узел) и вести бой вне пределов досягаемости от вражеских торпед): на каждый новый германский корабль Великобритания закладывала два.
Пресса в странах, входящих в противостоящие блоки, начала создавать образ врага. Антивоенные настроения в Европе пошли на убыль.
К общему курсу захватнической политики великих держав присоединилась Япония, которая в войнах с Китаем и Россией начала создавать свою колониальную империю. В общем русле «нового империализма» двигались и США. Они захватили Гавайские острова (1893), затем Филиппины, Пуэрто-Рико, Гуам, установили контроль над Кубой и зоной Панамского канала. Однако Соединенные Штаты главной сферой своих интересов считали Латинскую Америку (доктрина Монро) и не хотели вмешиваться в конфликты между великими европейскими державами.
Италия, оставаясь в Тройственном союзе, вела секретные переговоры с Францией. Эта двойная игра позволила Италии в 1912 г. захватить у одряхлевшей Османской империи Ливию и Додеканезские острова.
На Балканах начались войны за освобождение от турецкого господства. Две войны балканских стран в 1912 и 1913 гг. изгнали Османскую империю из Европы, у нее осталась лишь небольшая территория во Фракии. На Балканах завязывался узел острых противоречий между Россией, Австро-Венгрией, Германией, Францией и Великобританией. Балканы стали «пороховой бочкой». Так Европа была подведена к мировой войне.