Методические указания
На выполнение выпускной квалификационной работы
По направлению подготовки финансы и кредит
Квалификация (степень) «магистр»
Хабаровск
Издательство ДВГУПС
УДК 336:378.091.27(075.8)
ББК У26я73
М 545
Рецензент:
Доктор экономических наук, профессор кафедры
«Финансы и бухгалтерский учет» Дальневосточного государственного
университета путей сообщения
Р. Г. Леонтьев
М 545 | Барчуков, А. В. Методические указания на выполнение выпускной квалификационной работы по направлению подготовки финансы и кредит квалификация (степень) «магистр» / А. В. Барчуков, Н. А. Басина. – Хабаровск: ДВГУПС, 2015. – 35 с.: ил. |
Методические указания на выполнение выпускной квалификационной работы магистров соответствуют действующему законодательству, ФГОС ВПО по направлениям подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит» квалификация (степень) «магистр» и стандартами ДВГУПС.
Рассмотрены общие положения, требования к содержанию, основным результатам, порядку подготовки, процедуре защиты и к оформлению магистерской диссертации.
Предназначены для магистров, обучающихся по магистерской программе 38.04.08 «Финансы и кредит» очной и заочной формы обучения.
УДК 336:378.091.27(075.8)
ББК У26я73
ã ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный
университет путей сообщения» (ДВГУПС), 2015
ВВЕДЕНИЕ
Современная наука – это большая и сложная бесконечная динамическая система, поскольку, как нет предела познанию, так и развитию науки. Многие страны вкладывают в науку значительные средства, поскольку реализация на практике научных достижений обеспечивает рост национального дохода. Общественные науки (включая и экономическую науку) оказывают значительное воздействие на обеспечение социально-экономических условий ускорения процессов реализации и использования научных достижений. В некоторых ситуациях экономические науки определяют параметры (прогнозы) управленческих решений, а эффективность естественных наук обусловлена их взаимосвязью с другими науками, их взаимопроникновением (например, математика и экономика, техника и экономика и т. д.).
|
Как правило, эффективность научного работника, в том числе и магистранта, оценивается разными критериями: публикационной активностью, новизной разработок и цитируемостью работ. Публикационный критерий выражается количеством опубликованных статей, новизна авторскими свидетельствами и патентами, а также важный показатель научных работ – их цитируемость другими исследователями. Результат научной работы оформляется в виде научного отчета, доклада, статьи, монографии, диссертации и т. д. Итоговым результатом обучения и научно-исследовательской деятельности магистров является выпускная квалификационная работа (ВКР), отражающая полученный уровень теоретической, методической и практической подготовки, отвечающая требованиям новизны, достоверности, доказательства и полноты.
Подготовка ВКР имеет своей целью систематизацию, закрепление и развитие теоретических знаний, углубленное исследование и изучение одного или нескольких вопросов экономической теории, овладение навыками самостоятельного анализа практики работы субъектов хозяйствования различной организационно-правовой формы. Необходимо отметить, что эффективность научной работы магистранта может быть достигнуто за счет более глубокой проработкой темы, качественной организацией процесса выполнения исследований, использованием методов факторного анализа, экономической статистики, математико-статистических, эконометрических и пр.
|
В данных методических указаниях излагаются требования к написанию, содержанию и оформлению выпускной квалификационной работе, которая входит в итоговую аттестацию студентов и завершает программу подготовки магистров. Учебно-методическая разработка составлено в соответствии с действующими нормативными документами высшей школы РФ и требованиями стандартов ДВГУПС к содержанию и оформлению ВКР для итоговой государственной аттестации.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие методические указания содержат требования к структуре, содержанию ВКР магистра, порядок подготовки и защиты магистерской диссертации. Методические указания разработаны в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит» (степень магистр экономики) и стандартами ДВГУПС. Обучение в магистратуре должно обеспечить подготовку специалиста, умеющего грамотно использовать полученные знания, ориентироваться в сложившихся экономических реалиях, проводить анализ, определять тенденции, характеризующие экономическую ситуацию и принимать самостоятельные решения.
Подготовка и защита магистерской диссертации является обязательным элементом итоговой аттестации по всем образовательным программам и направлениям магистерской подготовки. Магистерская диссертация относится к классу выпускных квалификационных работ, отражающих общекультурные, обще профессиональные и профессиональные компетенции в области аналитической, проектно-экономической, организационно-управленческой, консалтинговой научно-исследовательской и педагогической деятельности [1].
|
Работа над магистерской диссертацией осуществляется в течение периода, определяемого рабочим учебным планом в рамках избранной магистерской программы. Промежуточный контроль подготовки магистерской диссертации осуществляется согласно графику в течение всего срока обучения в форме защиты курсовых магистерских работ, отчета по результатам научно-исследовательской практики и предварительного обсуждения диссертационной работы.
Тема ВКР выбирается магистрантом самостоятельно, исходя из его научных и практических интересов, а также с учётом и увязкой с темами научных докладов на конференциях, курсовых работ, подготовленных в процессе обучения. Определение предметной области диссертации осуществляется магистрантом совместно с научным руководителем. Контроль хода выполнения магистерской диссертации осуществляется научным руководителем. Тема должна быть актуальной, соответствовать специальности, учитывать возможность использования необходимых для её разработки практических данных. Она должна способствовать совершенствованию научно-исследовательской и (или) практической деятельности кафедры.
Написание научного исследования в виде магистерской диссертации заключается в обработке и систематизации конкретного материала (событий, фактов, явлений и пр.). Во всяком исследовании центральной задачей является накопления новых фактов, их обработка, систематизация и обобщение, формулирование выводов и предложений. Очень важно входить в работу постепенно, работать ритмично, не рывками.
Процесс научного исследования можно представить в виде последовательности выполнения следующих этапов работы (рис. 1).
Рис. 1. Последовательность этапов научного исследования
Прежде чем приступить к обработке, изучению, систематизации материала необходимо сформулировать рабочую гипотезу – научное предположение, выдвигаемое для объяснения экономического явления. Гипотеза – это теоретическое объяснение причин изучаемых явлений, которые еще не проверены практикой.
На основе гипотезы и изучения библиографических, статистических и других источников, имеющегося опыта и других материалов, совместно с научным руководителем магистрант разрабатывает план исследования. На следующем этапе занимаются сбором исходной информации по предмету исследования и ее анализируют. Для проверки правильности выдвинутой гипотезы проводятся опытные гипотезы и экономические расчеты.
Обработка и систематизация материалов исследования являются самым важным этапом научной работы, куда входят сбор и обработка исходной информации, составление графиков, таблиц и эмпирических зависимостей, решение уравнений, технико-экономические расчеты, анализ результатов, подготовка предварительных выводов. При этом систематизировать материал следует постоянно, учитывать всю совокупность фактов и явлений, так как систематизация есть одновременно и классификация. Чем детальнее и тщательнее проводится систематизация результатов и фактов, тем качественнее, при прочих равных условиях, произведенный на их основе анализ и синтез.
Далее производится оценка обработанного и систематизированного материала. Следует учитывать, что как при обработке и систематизации, так и при оценке их результатов следует применять математические, статистические и другие методы исследования.
Основным методом, используемым для построения научных выводов, является сопоставление полученных результатов в различных альтернативах до тех пор, пока тот или иной вариант не покажется наиболее вероятным решением поставленной задачи. Доминирующим моментом в обработке и систематизации данных является создание элемента научной новизны, который создается на основе творческого труда избранными методами: анализом, синтезом, наблюдением, экспериментированием, моделированием, классификацией и пр.
Защита магистерской диссертации производится на открытом заседании государственной аттестационной комиссии в соответствии с утвержденным графиком. На защиту могут быть приглашены специалисты-практики, для которых защищаемые магистерские диссертации представляют интерес, присутствовать преподаватели ДВГУПС, научные работники и слушатели, интересующимся рассматриваемыми проблемами.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОСНОВНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Магистерская диссертация должна соответствовать требованиям ФГОС ВПО и представлять собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которому (которым) готовится магистрант (научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой, аналитической). Тема диссертации должна быть актуальной, а план работы отражать логику и характер проведенных научных исследований. Содержание магистерской диссертации должно характеризоваться актуальностью и научно-прикладной значимостью рассматриваемой проблемы, логикой и обоснованностью выводов; раскрывать оригинальность авторского исследования.
При выполнении магистерской диссертации, необходимо показать способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать задачи своей профессиональной деятельности; грамотно излагать специальную информацию; научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
Результаты магистерского исследования должны быть материализованы в такой форме, которая делала бы их доступными для других лиц. Для того чтобы научиться выражать свои мысли, следует чаще выступать с сообщениями и докладами, популяризировать тему исследования. Процесс подготовки доклада, сообщения или статьи является созданием научного произведения, которое имеет следующие характерные аспекты: обоснованность, логичность, последовательность, наглядность, переход от простого к сложному, от общего к частному и т. д.
Языку научных сочинений свойственны точность слов, деловитость, строгость описаний и определений. При этом магистерская диссертация должна демонстрировать научный потенциал автора в следующих компетенциях:
– определения проблемной области диссертационного исследования;
– представления объекта и предмета исследования;
– формулировки авторской гипотезы;
– выбора, описания и применения соответствующей системы методов исследования;
– подбора, анализа и систематизации данных;
– реализации поставленной проблемы и подготовки предложений по ее решению;
– проверки предложенных методов и их адаптации в процессе функционирования исследуемого объекта.
По стандарту ДВГУПС СТ 02-16-12 (редакция 1.2) ВКР магистра предполагает наличие:
– постановки задачи исследования;
– анализ современного состояния рассматриваемого вопроса с обоснование актуальности темы диссертации и элемента ее новизны;
– выполнение расчетно-теоретических (теоретических) и/или экспериментальных исследований;
– обобщение полученных результатов, формулировка выводов и конкретных рекомендаций на основе этих результатов;
– обоснование эффективности внедрения предполагаемого результата ВКР.
По решению кафедры в качестве магистерской диссертации могут быть приняты опубликованные в изданиях перечня ВАК РФ статьи, монографии, научные доклады, в которых излагаются основные результаты, полученные магистрантом.