Пр.з.
Задание 1.: Пользуясь учебником (ами) по методике русского языка, представить основные виды изложений (ссылка: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева…):
1. По отношению к объему исходного текста различают:
· подробные
· сжатые (краткие) изложения
2. По отношению к содержанию исходного текста различают:
· Полные
· выборочные изложения
· изложения с дополнительным заданием
3. По восприятию исходного текста различают:
· изложение прочитанного, воспринятого зрительно текста;
· изложение услышанного, воспринятого на слух текста;
· изложение воспринятого и на слух, и зрительно текста.
4. По степени знакомства с исходным текстом различают:
· изложение незнакомого текста
· изложение ранее знакомого текста.
5. По осложнённости языковым заданием выделяют:
· изложение с лексическим,
· грамматическим (морфологическим, синтаксическим),
· стилистическим и другими заданиями.
Другие основания для выделения видов изложений: тематика исходного текста (о дружбе, о мире, о животных и т.д.), жанрово-композиционные особенности исходного текста (изложение-описание, изложение учебной статьи и т.д.).
(Источник: Методика преподавания русского языка в школе: Учебник М 54 для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.)
1. По отношению к объему исходного текста изложения бывают:
· подробные и сжатые.
2. По отношению к содержанию исходного текста изложения бывают:
· полные,
· выборочные или дополняющие исходный текст.
3. По способу восприятия исходного текста изложения делятся на:
· написанные на основе прочитанного
· на основе услышанного текста,
· комбинированные.
4. По степени знакомства с исходным текстом изложения делятся на:
· изложения знакомого и нового текста.
5. По характеру текста изложения делятся на:
· изложения повествовательного характера с элементами описания,
· изложения-описания,
· изложения-рассуждения,
· изложения-характеристики.
6. По цели проведения изложения делятся на:
· обучающие и контрольные.
(Источник: Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.)
Задание 2. Назвать упражнения, которые можно использовать для подготовки учащихся к изложению (не менее 5-6, возможно использование учебника по русскому (ссылка):
1. Задание. Прочитайте текст, перескажите его. Подумайте, почему автор озаглавил текст именно так, а не иначе.
"Встреча в тайге"
Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники. На краю поляны сохранились заросли малины.
Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях. Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.
Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать. В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком?
2. Задание. Подготовьтесь писать изложение. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Прочитайте текст по частям в соответствии с планом.
"Последний лист орешника"
Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый сугроб хвои.
Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.
Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся - висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу.
Работа школьников по плану предполагает, что ребята «сконструируют» текст по тем пунктам, вопросам, которые необходимо раскрыть, продумать их последовательность, смысловую связь, переходы от одной части высказывания к другой. Создавая свое изложение, ребята научатся сжимать информацию текста-оригинала, подчинять содержание своего текста теме и основной мысли, структурировать текст, основываясь на его плане.
3. Задание. Прочитайте отрывок из книги «Голоса, зазвучавшие вновь». Подготовьтесь к изложению.
Ещё в 1935 году М. Горький, впервые услышав рассказы Ираклия Андроникова и сразу высоко оценив их, заметил, однако, что в письменной форме они многое теряют. И Горький настоятельно рекомендовал их к записи на грампластинки. Очень интересно и поучительно то, как Андроников читает стихи на этих пластинках. В этом чтении он старается совместить достоинства «актёрской» и «поэтической» манеры и избежать их недостатков — монотонности чтения поэтов и актёрского «раскрашивания» слов. РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ 9 Звучание лермонтовского стихотворения у Андроникова обычно вправлено в рассказ об истории его создания, или общественном резонансе, им вызванном, или об обстановке написания... Особенно интересным мне показалось чтение стихотворения «Бородино». Это чтение для меня открыло некоторые новые оттенки в тексте более чем знакомом, сняло с него неизбежную для такого рода хрестоматийность, обогатило живыми чертами как бы реально существовавшего рассказчика. Несомненно, что такое «освежение» давно знакомых строк явилось результатом кропотливых изысканий учёного... Дело в том, как рассказывает Андроников в специальном большом исследовании, посвящённом одному только этому стихотворению, что ему удалось выяснить, от кого, когда и как мог слышать Лермонтов рассказ о Бородинском бое, почему выбрал для стихотворения рассказ артиллериста, какой конкретно редут имел в виду и почему рассказчик, дядя, при всей конкретности отдельных черт является образом обобщённым... В статье и в записи на пластинке «Бородино» Андроников детально анализирует сложную структуру стихотворения, которое именно благодаря лермонтовскому таланту кажется таким простым: «Искусство Лермонтова так велико, что мы и не замечаем, как сквозь речь солдата то и дело слышится речь поэта: Леса синие верхушки... Солдат не сказал бы так: это Лермонтов. Но строчка Французы тут как тут — это солдат. Звучал булат, Носились знˆамена, как тени — это опять речь поэта. Но без этой возвышенной лексики Лермонтов не мог передать вполне величие этого дня... Обе языковые стихии сплавлены так органически, что мы и не замечаем, что дядя, оставаясь всё время самим собой, говорит как поэт». Все эти и многие другие соображения, догадки, знания о стихотворении содержатся в том, как читал его Андроников. Очень тонко передаются в этом чтении «медлительность отступления и стремительные атаки, тишина ночного лагеря и грохот сражения». 10 Совершенство чтения Андрониковым лермонтовских стихотворений заключается и в особой музыкальности — в чёткой ритмичности, в соразмерности чередований пауз, в мелодии произнесения слов и строк. (Л. Шилов)
1. Выпишите ключевые слова.
2. Составьте план текста.
3. Объясните значение слов хрестоматийный, резонанс, структура, редут.
4. Подберите синонимы к словам стремительный, кропотливый, конкретно, органически.
5. Понаблюдайте, как используются в тексте антонимы: сложный — простой, тишина — грохот, новый — знакомый. Благодаря чему создаётся антитеза в предпоследнем предложении?
6. Готовясь к изложению, напишите словарный диктанту.
(Источник: Русский язык: Русская речь. 8 кл.: учебник / Е. И. Никитина. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2019. —
239, [1] с.: ил., 8 л. цв. вкл. — (Российский учебник).)
4. Задание. Сократите текст, опуская обстоятельства, дополнения со слабым управлением, определения.
Часа в четыре дня мы стали высматривать место для бивака. Здесь река делала большой изгиб. Наш берег был пологий, а противоположный - обрывистый. Тут мы и остановились. Стрелки принялись ставить палатки, а Дерсу взял котелок и пошел за водой.
5. Задание. Перечитайте стихотворение «Бородино». Это поможет вам написать изложение с дополнительным творческим заданием: проанализируйте стихотворение. Постарайтесь ответить на вопросы: в чём особенности начала поэтического текста? Как создаётся образ рассказчика? Какова роль в тексте «возвышенной лексики»? Как перекликаются начало и конец поэтического текста? В чём сложность структуры этого, казалось бы, очень простого стихотворения?
(Источник: Русский язык: Русская речь. 8 кл.: учебник / Е. И. Никитина. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2019. —
239, [1] с.: ил., 8 л. цв. вкл. — (Российский учебник).)
6. Задание. Замените сложные предложения простыми.
В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которого позже осуществились при издании академического Собрания сочинений А.С. Пушкина, начинает систематическое изучение рукописей поэта.
Девушка издали машет ему рукой, и всадник останавливается.
Несмотря на то что шел дождь, мы продолжали путь.
Она побежала в поле, чтобы нарвать цветов.
Задание 3. Докажите или опровергните следующую точку зрения: Можно ли считать свободный и творческий диктанты как переходные формы к изложению и сочинению?
Свободный и творческий диктанты являются одним из важнейших этапов (также и средством) подготовки учащихся к изложению. В ходе таких работ развивается мышление и речь учащегося, внимание и память, что положительно влияет на умение излагать содержание прочитанного или услышанного.
Можно говорить о том, что свободный и творческий диктанты включают в себя элементы диктанта и изложения, что позволяет нам относить их к переходным формам.