Тема 2. ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
/. Понятие и общая характеристика источников римского частного права.
2. Обычное право (ius поп scriptum).
3. Законы (leges) и постановления сената (senatusconsultum) как источники права.
4. Императорские конституции (constitutiones principum) и их виды.
5. Эдикты магистратов (edicta magistratuum). Эдикты преторов.
6. Значение римской юриспруденции (iuris prudentes) для формирования и развития римского частного права. Деятельность республиканских юристов (cavere, agere, respondere).
7. Кодификация Юстиниана. Кодекс. Дигесты. Институции. Новеллы.
1. Понятие и общая характеристика источников римского частного права
Под источником права понимают:
• источник содержания правовых норм (материальные условия жизни римского общества, определяемые рабовладельческим способом производства);
• способ, форму образования (возникновения) норм права (т.е. формы, в которых право реализуется, возникает и существует);
• источник познания права (памятники правовой культуры, из которых люди получают сведения о существовании и содержании права. Сюда относятся произведения римских юристов, писателей, историков и философов).
В римском праве на протяжении его истории источниками права служили:
1) обычное право;
2) закон (в республиканский период (до I в. н. э.) -постановления народного собрания; в эпоху принципата1 (I—III вв. н. э.)— постановления сената, которыми фактически реализовывалась воля принцепса; в период абсолютной монархии (конец III в. — середина VI в. н. э.) - императорские конституции);
3) эдикты магистратов;
4) деятельность юристов (юриспруденция).
Выражение «источники римского права» употребляется также в смысле источников познания римского права. Сюда относятся юридические памятники, произведения римских юристов, историков, антикваров, ораторов, писателей.
Обычное право (ius поп scriptum)
В учебнике римского права - Институциях Юстиниана проводится различие между правом писаным (ius scriptum) и неписаным (ius non scriptum).
Писаное право — это закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в определенной редакции. Неписаное право — это нормы, складывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получают признания и защиты государственной власти, они становятся простыми обычаями; если они признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями, составляют обычное право, а иногда воспринимаются государственной властью и им придается форма закона.
Формирование обычаев является результатом их неоднократного применения, при котором правило приобретает типичный характер, и если оно признано государством, то оно превращается в норму, обязательную для применения.
Обычное право — древнейшая форма образования римского права. Нормы обычного права обозначаются в римском праве терминами: mores maiorum (обычаи предков), usus (обычная практика), commentarii pontificum (обычаи, сложившиеся в практике жрецов), commentarii magistratuum (обычаи, сложившиеся в практике магистратов), в пре-торский период применяется термин consuetudo (обычай).
3. Законы (leges) и постановления сената (senatusconsultum) как источники права
По мере укрепления и расширения государства неписаное обычное право уступает дорогу закону и иным формам правообразования.
Законы в республиканский период (до I в. н. э.) проходили через народное собрание и назывались leges. Важнейшими среди законов признаются Законы XII таблиц (V в. до н. э.), которые представляли собой, по мнению юристов, преимущественно кодификацию обычаев. Кроме Законов XII таблиц важное значение имеют также: отменивший продажу в рабство и убийство должника Пэтелиев закон (lex Poetelia, IV в. до н. э.), об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей Аквилиев закон (lex Aquilia, III в. до н. э.), а также Фальцидиев закон (lex Falcidia, I в. до н. э.) об ограничении завещательных отказов.
В период принципата (первые три века н. э.) законы издавались сенатом (постановления сената). По своей сущности это были распоряжения принцепсов, реализованные сенатом. Принцепсы выступали с речами в сенате, после чего сенат принимал предложения, содержащиеся в этих речах и облекал их в форму закона.
В императорский период (III в. - середина VI в. н. э.) применение обычного права становится затруднительным из-за обширности территорий, растущего хозяйственного оборота и усиливающейся власти императора.
В этот период издавались императорские конституции, имеющие силу закона 4. Императорские конституции (constitutiones principum) и их виды
С укреплением императорской власти единоличное распоряжение императора стало признаваться законом: «что угодно императору, то имеет силу закона».
Императорские распоряжения, именовавшиеся «конституциями», существовали четырех видов:
• эдикты — общие распоряжения, обращенные к населению;
• рескрипты — распоряжения по отдельным делам;
• мандаты — инструкции, дававшиеся императорским чиновникам;
• декреты — решения по поступившим на рассмотрение императора спорным делам.
В императорский период (III в. - середина VI в. н. э.) были предприняты первые попытки кодификации имевшегося нормативного материала. Известны два сборника императорских конституций, составленные в конце III в. - начале IV в.: Codex Gregorianus, объединивший конституции от Адриана (II в.) до конца III в., и Codex Hermogenianus, включавший последующие конституции до Константина (начало IV в.). Первые кодификации, по мнению историков, были предприняты частными лицами.
В первой половине V в. была осуществлена первая официальная кодификация — Феодосиев кодекс (Codex Theodosianus), в котором были собраны и систематизированы императорские конституции, начиная с Константина. Это так называемые доюстиниановские кодификации императорских конституций.