Тема 11: Науки коммуникативного цикла
ПЛАН
- Нейролингвистическое программирование: определение, сущность теории
- Психоаналитические теории коммуникации: определение, сущность теории З. Фрейда
- Психоаналитические теории коммуникации: определение, сущность теории К.Г. Юнга
- Психоаналитические теории коммуникации: определение, сущность теории Ж. Лакана
Вопрос 1. Нейролингвистическое программирование
Вопрос 2. Психоаналитические теории коммуникации: определение, сущность теории З. Фрейда
Основатель Зигмунд Фрейд, ему принадлежит приоритет открытия бессознательного, т.е. тех участков сознания, куда ограничен доступ нашего рационального управления.
ПР заинтересованы в психоанализе по причине того, что он подсказывает, как люди строят свои «защитные экраны», избавляясь от неприятных, нереализуемых желаний и мыслей.
Этот процесс ухода в подсознательное Фрейд называл процессом вытеснения.
Сознание не может держать в себе противоречивые участки и старается от них избавляться – механизм вытеснения
Модель Фрейда
Суть же психоанализа состоит в поиске этих скрытых мотивов, переведение их из области бессознательного в сознание, что имеет в ряде случаев терапевтический эффект. К этому пониманию своей модели Фрейд пришел с лечения истерии. И существует путь входа в это бессознательное.
Отсюда возникает интерес Фрейда к обмолвкам, ошибкам, юмору, поскольку только так, как он считает, удается обманывать свою внутреннюю цензуру. Отсюда же интерес к сновидениям, поскольку они тоже реализуются вне того мощного контроля сознания, которое мы имеем в нашей дневной жизни.
В. Волошинов (М. Бахтин) выходит на очень важный и для теории коммуникации, и для ПР постулат: «Слово - как бы «сценарий» того ближайшего общения, в процессе которого оно родилось, а это общение, в свою очередь, является моментом более широкого общения той социальной группы, к которой говорящий принадлежит.
Чтобы понять этот сценарий, необходимо восстановить все те сложные социальные взаимоотношения, идеологическим преломлением которых является данное высказывание"
Фрейд исследовал массовую психологию
. Он анализирует две искусственные массы - церковь и армию. И в том, и в другом случае необходимо определенное внешнее принуждение, предотвращающее эти образования от распада. Еще одной общей характеристикой является следующее: "В церкви (мы с успехом можем взять для примера католическую церковь), как и в войске - как бы различны они ни были в остальном, - культивируется одно и то же обманное представление (иллюзия), а именно что имеется верховный властитель (в католической церкви - Христос, в войске - полководец), каждого отдельного члена массы любящий равно любовью"
Вопрос 3. Психоаналитические теории коммуникации: определение, сущность теории К.Г. Юнга
Модель Юнга
Карл Юнг снял исключительно сексуальную интерпретацию либидо (энергии, влечения), которую защищал З. Фрейд.
"Люди хотят любить в боге только свои идеи, именно те представления, которые они проецируют в бога. Они хотят таким путем любить свое собственное бессознательное, то есть те в каждом человеке равно сохранившиеся остатки древнего человечества и многовекового прошлого"
К. Юнг также вводит понятия архетипа и коллективного бессознательного, которые лежат в основе символики сказок, мифов и ритуалов.
В качестве возможного инструментария для поиска архетипов предлагается следующее: "любую психическую реакцию, несоразмерную с вызвавшей ее причиной, необходимо исследовать относительно того, не была ли она обусловлена в то же время и архетипом"
К. Юнг резко занижает роль личностного, отдавая приоритет коллективным психическим представлениям. "Когда мы анализируем персону, то снимаем маску и обнаруживаем следующее: то, что казалось индивидуальным, в основе своей коллективно; иначе говоря, персона была лишь маской коллективной психики"
Поэтому он закладывает как бы иную иерархию ценностей: "У человека есть способность, которая для коллектива является наиценнейшей, а для индивидуации - наивреднейшей, - это подражание.
В понятие подражание входят также внушаемость, суггестивность и духовное заражение
Вопрос 4. Психоаналитические теории коммуникации: определение, сущность теории Ж. Лакана
Жак Лакан считается создателем "структурного психоанализа". Он строит свою теорию, подчеркивая свой возврат назад к Фрейду. Он начинает с задания коммуникативного основания: "Чего бы ни добивался психоанализ - исцеления ли, профессиональной подготовки, или исследования - среда у него одна: речь пациента" (Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. - М., 1995. - С. 18).
А поскольку это речь, то она рассчитана на существование Другого. Даже молчание является ответом.
Психоаналитик стремится обнаружить в поведении пациента то, о чем он умалчивает.
Он составляет целый список возможных структур, где записана информация, не прошедшая цензуру.
1. Это памятники - мое тело, где записан невроз.
2. Это архивные документы, каковыми он называет воспоминания детства, смысл которых часто неясен
3. Это семантическая эволюция, т.е. запас слов и особенности их употребления
4. Это традиции и легенды, где индивидуальная история облекается в героизированные формы.
" Бессознательное субъекта есть дискурс другого", - заявляет Жак Лакан (Там же. - С. 35). Он также возвращается к основным символам: "Именно в имени отца следует видеть носителя символической функции, которая уже на заре человеческой истории идентифицирует его лицо с образом закона" (Там же. - С. 48).
Разграничение языка и речи в рамках психоанализа превращается в следующее: "Чтобы освободить речь субъекта, мы вводим его в язык его желания, т.е. в первичный язык, на котором, помимо всего того, что он нам о себе рассказывает, он говорит нам что-то уже безотчетно, и говорит, в первую очередь символами симптома" (Там же. - С. 63).
Работу психоаналитика он связывает с работой... писца, поскольку именно он расставляет в тексте пациента знаки препинания. А в зависимости от них этот текст получает то или иное значение. "Известно, что в рукописях символических писаний, будь то Библия или книги китайского Канона, отсутствие пунктуации является источником двусмысленности.