Практические занятия по дисциплине
«Психологическое консультирование на разных стадиях развития личности».
Пр.з. Тема №1: «Отечественные и зарубежные подходы к психологическому консультированию» (2ч.)
План
1. Основные идеи духовно ориентированного подхода (Флоренская Т.А.)
· «Эмпирическое обыденное Я» и «Духовное Я»
· Позиция вненаходимости
· Внутренняя диалогичность
2. Общая характеристика диалогического подхода (Копьев А.Ф.)
· Диалогическая интенция. Формы блокады.
· Диалогическая позиция
3. Особенности триалогического подхода (Орлов А.В.)
· Триалог как фундаментальная тройственность человека
· Триалог как реальный феномен практики психологического консультирования
· Триалог как форма обучающей процедуры психологическому консультированию
· Идея трех территорий
· Идея трех субъектов
· Идея трех языков
Практическое задание (письменно):
4. Психоанализ в психологическом консультировании.
5. Клиент-центрированное консультирование
6. Экзистенциональное консультирование
7. Гештальт-консультирование
заполняется следующая таблица:
Название направления | Основные представители | Взгляд на природу человека | Роль консультанта | Цель | Методы | Достоинства | Ограничения |
Пр.з. Тема №2: «Кризис и основы кризисной интервенции. Переживание горя и утраты» (2 ч.)
План:
- Понятие кризиса. Основные фазы его развития.
- Принципы и стадии кризисной интервенции.
- Понятие утраты. Ее виды.
- Стадии проживания горя и утраты.
- Особенности прохождения процесса горевания.
Пр.з. №3: «Консультационная работа с жертвами насилия» (2 ч.)
План:
1. Цели консультирования жертв насилия.
2. Принципы помощи жертвам насилия.
3. Симптомы постстрессовой реакции.
4. Факторы психической травмы жертвы насилия.
5. Стадии исцеления.
Пр.з. №4: «Природа зависимости и созависимости. Психологическая помощь» (2 ч.)
План:
1. Понятие зависимости. Ее виды.
2. Четыре стадии возникновения зависимости.
3. Био-психо-социо-духовная концепция возникновения зависимости.
а) Биологический аспект возникновения зависимости (психофизиологическая предрасположенность)
б) Психологический аспект (модель Ю.Б. Гиппенрейтер – запрет выражения чувств)
в) Социальный аспект (признаки функциональной и дисфункциональной семьи, особенности детей из дисфункциональной семьи)
г) Духовный аспект (12 шагов исцеления от зависимости)
4. Профилактика созависимости (способы управления чувствами, 12 шаговый процесс исцеления от созависимости).
Пр.з. №5,6: «Консультативная работа с различными возрастными группами» (4 ч.).
План:
1. Особенности возрастного развития в дошкольный период (хронологические рамки, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования).
2. Классификация случаев обращения родителей детей дошкольного возраста за психологической консультацией и способы работы с ними..
3. Особенности возрастного развития в период младшего школьного возраста (хронологические рамки, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования).
4. Классификация случаев обращения родителей детей младшего школьного возраста за психологической консультацией и способы работы с ними.
5. Особенности возрастного развития в подростковый период (хронологические рамки, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования).
6. Типичные жалобы подростков, направления и способы работы с ними.
7. Типичные жалобы и проблемы родителей и учителей в связи с взаимоотношениями с подростками, а также их развитием и обучением и способы работы с ними.
Литература:
Основная литература:
1. Григорьев Н.Б. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Григорьев Н.Б.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012.— 304 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/22989.— ЭБС «IPRbooks»
2. Линде Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и практика [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ Линде Н.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2013.— 272 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/8876.— ЭБС «IPRbooks»
3. Мальцева Т.В. Профессиональное психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 143 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/16285.— ЭБС «IPRbooks»
4. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования [Электронный ресурс]: монография/ Петрушин С.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 143 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/7415.— ЭБС «IPRbooks»
Дополнительная литература:
5. Абрамова, Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова – М.: Академический проект, 2012. – 496 с.
6. Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.С. Абрамова – М.: Изд. центр «Академия», 2011. – 240 с.
7. Галустова, О.В. Психологическое консультирование: Конспект лекций / О.В. Галустова – М.: А-Приор, 2010. – 240с.
8. Грюнвальд Бернис Б. Консультирование семьи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Грюнвальд Бернис Б., Макаби Гарольд В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, 2008.— 415 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/3829.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
9. Елизаров, А.Н. Психологическое консультирование семьи / А.Н. Елизаров – М.: «Ось-89», 2013. – 400 с.
10. Кашин В.К. Прикладное консультирование [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кашин В.К.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2009.— 136 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/11078.— ЭБС «IPRbooks»
11. Колесникова, Г.И. Основы психологического консультирования для студентов вузов / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 96 с.
12. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков – М.: Смысл, 2012. – 182 с.
13. Основы психологии семьи и семейного консультирования. / Под ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 457 с.
14. Рамендик, Д.М. Психологический практикум: Учеб пособие для студ. высших учеб. заведений / Д.М. Рамендик, О.В. Солонкина, С.П. Славка. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
15. Стюарта В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании / Пер. с англ. Н.А. Хмелик. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – С. 230-355
16. Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Суркова Е.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2008.— 319 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/8883.— ЭБС «IPRbooks»
17. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии: Учебное пособие / Л.Б. Шнейдер – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. – 352 с.