В пьесе М. Горький стремился не только к тому, что-




Ответ

В начале 90 годов Горький обращается к новому жанру-драме. Все говорило о первой революции, а в театре Горький видел трибуну.

Декабря 1902 г. на сцене Московского Художественного

Театра состоялась премьера пьесы М. Горького «На дне».

Горький показывает в пьесе новых героев-босяков, которых еще не видела сцена.

Окончательное своё название пьеса получила на театральной афише, после того как Горький перебрал другие: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В отличие от первоначальных, оттеняющих трагичное положение босяков, последнее явно обладало многозначностью, воспринималось широко: не только «на дне» жизни, а в первую очередь — «на дне» человеческой души.

Какие проблемы поднимаются в пьесе?
Основная тема пьесы Изображение правдивой картины жизни обездоленных людей. Вера в человека, гордость за человека, призыв к борьбе за его освобождение.
Но параллельно поднимаются рядом другие важные вопросы
1.Трагедия человека в капиталистическом обществе. Капиталистическое общество выбрасывает человека н а дно жизни, лишая их чести, достоинства, вытравляя высокие человеческие чувства. Но и здесь, «на дне» продолжается власть «хозяев жизни», в пьесе это содержатели ночлежки.
2.Разоблачение утешительства. Это основная философская проблема.
3.Путь к достижению социальной справедливости Горький подводит к выводу: Нужно изменить существующий строй, чтобы человек был свободным. И это накануне революции 1905 года.
Драматический конфликт, вокруг которого разворачивается действие Это столкновение лжи и правды.
Пьеса имела большой успех. Зрители восприняли пьесу, как пьесу, которая предвещала грядущую бурю и к буре звала.
1 действие это экспозиция
Действие происходит пьесы в подвале, похожем на пещеру, приковывает внимание не только необычностью героев, оно захватывает многоголосием. Это только в первый момент, когда читатель или зритель видит «тяжёлые каменные своды» потолка, «нары Бубнова», «широкую кровать, закрытую грязным ситцевым пологом» кажется, что и лица здесь все одинаковые — серые, мрачные, грязные. Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. Но вот герои заговорили.
Кто здесь находится?  
Здесь люди из разных сословий, разного возраста. М. Горький называет действующих лиц «говорящими» именами?
Барон 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему М. Горь- кий (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон?
Сатин –карточный шулер и пьяница. Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Он произносит непонятные для окружающих слова. Этими словами Сатин показывает своё превосходство над остальными ночлежниками. Сатин, лет под 40 Фамилию Сатин связывают также с «княземтьмы» — Сатаной.
Актёр — пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя. Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний.
Бубнов. С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие героя. Прозвище Бубен давали: 1) мастеру, делающему удар- ный музыкальный инструмент; 2) тому, кто беспрерывно болтает, неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику; 3) глупцу (бубны в голове — без царя в голове), лентяю, прихлебателю
Клещ. Это самая мрачная фигура. Он трезво и угрюмо смотрит на жизнь.
Настя в 1-м акте появляется с романом «Роковая любовь». (Га- зеты писали, что такие бульварные романы составляли традицион- ную «культуру» городской проститутки.)
Вывод. В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других,— о своём. Разные голоса — разные люди — разные интересы. Действительно, каждый живёт в этом подвале так, как ему хочется, каждый озабочен собственными проблемами (для кого-то это проблема свободы, для кого-то — проблема наказания, для кого-то — проблема здоровья, выживания в создавшихся условиях).
ŠŠ В чём причины ссор между обитателями ночлежки в пьесе М. Горького «На дне»? ŠŠ
В ночлежке появляется странник Лука. Он поддерживает иллюзии ночлежников. И в этом начинается завязка драматического конфликта.
Лука появляется со словами: «Доброго здоровья, народ честной». На вопрос Василисы: «Ты кто такой?» отвечает: «Проходящий… странствующий».
Лука, странник, 60 лет Лука — Лукиан (лат. — светлый, светящийся). Лукой звали и одного из 70 учеников Христа. В Евангелии от Луки подчёркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще грешникам. Лукавый — хитрый, умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный. Тип странника «прижился» в русской литературе давно.
Лука поддерживает иллюзии ночлежников и сеет новые иллюзии, чтобы облегчить жизнь этих бедняков. И в этом развитие драматического действия.
Какие он сеет иллюзии? Вот последовательность его монологов. Рассказ о загробном мире, обещание успокоения; рассказ о лечебнице для алкоголиков; рассказ о Сибири, «золотой стороне»; рассказ о случае под Тобольском-городом; рассказ о «праведной земле»; рассказ о том, «для чего люди живут». ŠŠ
Наивысшая точка в развитии иллюзорности – это притча о праведной земле. …….
Но результаты, которых добивается Лука, прямо противоположны. 1.Анна ждала смерти, как избавления от всех мук, но Лука обещает легкую жизнь на том свете, и Анна не хочет умирать.
2.Ваське Пеплу он рассказал о золотой стране Сибири, которая нуждается о таких молодцах как Васька. И Васька убивает Коростылева и едет в Сибирь как каторжник.
3.Актера Лука уверил в существовании бесплатной лечебницы для алкоголиков. Актер поверил и решил отправиться искать эту лечебницу. Лука исчез, не оставил адреса. И Актер повесился.
Исчезновение Луки, связанное с убийством Костылева (содержатель ночлежки) и крах всех иллюзий, которые он посеял,- это развязка драматического конфликта . Мир «дна» опустошен: одни погибли, другие, впав в большее отчаяние, исчезли. На их смену пришли другие.
Это результат утешительства Луки. Значит, путь примирения с действительностью не состоятелен. И эту утешительную ложь Луки разоблачает Сатин.
Надо бороться против этой социальной несправедливости. Но герои пьесы не способны к борьбе. И Сатин выдвигает свою правду о человеке…… Горький показывает, что, если «на дне» живет мечта о гордом и свободном Человеке. Значит Человек силен, чтобы бороться за с этой несправедливостью. Слова Сатина о Человеке воспринимались зрителями как призыв к свержению существующих порядков.
Но может ли Сатин быть положительным героем? Нет, он пассивен, он сам пришел сюда, он не борец.
Для нас еще один герой интересен. Это Бубнов.
Первая правда — правда Бубнова, её можно назвать правдой факта. Бубнов убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле —лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда — жестокий, убийственный гнёт бесчеловечных обстоятельств.
Выпишем, в чём правда Бубнова? «На что мне совесть? Я — не богатый!» «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» «Все люди на земле лишние…» «Всё сказки…» y«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты…»
В чём правда Луки? Во что веришь, то и есть…» «Христос всех жалел и нам велел». «Человек — всё может… лишь бы захотел…» «… Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…» «Всяко живёт человек… как сердце налажено, так и живёт…»
Третья правда — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» — спрашивает он Клеща. А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит — гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, спо- собном перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания,— о человекобоге.
В чём правда Сатина? «Всё — в человеке, всё для человека. Существует только чело- век, всё же остальное — дело его рук и мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит — гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…» «Что такое правда? Человек — вот правда!» «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного че- ловека!»
Вывод: «Три правды» трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно.

В пьесе М. Горький стремился не только к тому, что-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: