Ответ
В начале 90 годов Горький обращается к новому жанру-драме. Все говорило о первой революции, а в театре Горький видел трибуну.
Декабря 1902 г. на сцене Московского Художественного
Театра состоялась премьера пьесы М. Горького «На дне».
Горький показывает в пьесе новых героев-босяков, которых еще не видела сцена.
Окончательное своё название пьеса получила на театральной афише, после того как Горький перебрал другие: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В отличие от первоначальных, оттеняющих трагичное положение босяков, последнее явно обладало многозначностью, воспринималось широко: не только «на дне» жизни, а в первую очередь — «на дне» человеческой души.
Какие проблемы поднимаются в пьесе? | |
Основная тема пьесы | Изображение правдивой картины жизни обездоленных людей. Вера в человека, гордость за человека, призыв к борьбе за его освобождение. |
Но параллельно поднимаются рядом другие важные вопросы | |
1.Трагедия человека в капиталистическом обществе. | Капиталистическое общество выбрасывает человека н а дно жизни, лишая их чести, достоинства, вытравляя высокие человеческие чувства. Но и здесь, «на дне» продолжается власть «хозяев жизни», в пьесе это содержатели ночлежки. |
2.Разоблачение утешительства. | Это основная философская проблема. |
3.Путь к достижению социальной справедливости | Горький подводит к выводу: Нужно изменить существующий строй, чтобы человек был свободным. И это накануне революции 1905 года. |
Драматический конфликт, вокруг которого разворачивается действие | Это столкновение лжи и правды. |
Пьеса имела большой успех. Зрители восприняли пьесу, как пьесу, которая предвещала грядущую бурю и к буре звала. | |
1 действие это экспозиция | |
Действие происходит пьесы в подвале, похожем на пещеру, приковывает внимание не только необычностью героев, оно захватывает многоголосием. Это только в первый момент, когда читатель или зритель видит «тяжёлые каменные своды» потолка, «нары Бубнова», «широкую кровать, закрытую грязным ситцевым пологом» кажется, что и лица здесь все одинаковые — серые, мрачные, грязные. Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. Но вот герои заговорили. | |
Кто здесь находится? |
Здесь люди из разных сословий, разного возраста. М. Горький называет действующих лиц «говорящими» именами? |
Барон 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему М. Горь- кий (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? |
Сатин –карточный шулер и пьяница. Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Он произносит непонятные для окружающих слова. Этими словами Сатин показывает своё превосходство над остальными ночлежниками. Сатин, лет под 40 Фамилию Сатин связывают также с «княземтьмы» — Сатаной. |
Актёр — пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя. Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. |
Бубнов. С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие героя. Прозвище Бубен давали: 1) мастеру, делающему удар- ный музыкальный инструмент; 2) тому, кто беспрерывно болтает, неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику; 3) глупцу (бубны в голове — без царя в голове), лентяю, прихлебателю |
Клещ. Это самая мрачная фигура. Он трезво и угрюмо смотрит на жизнь. |
Настя в 1-м акте появляется с романом «Роковая любовь». (Га- зеты писали, что такие бульварные романы составляли традицион- ную «культуру» городской проститутки.) |
Вывод. В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других,— о своём. Разные голоса — разные люди — разные интересы. Действительно, каждый живёт в этом подвале так, как ему хочется, каждый озабочен собственными проблемами (для кого-то это проблема свободы, для кого-то — проблема наказания, для кого-то — проблема здоровья, выживания в создавшихся условиях). |
В чём причины ссор между обитателями ночлежки в пьесе М. Горького «На дне»? |
В ночлежке появляется странник Лука. Он поддерживает иллюзии ночлежников. И в этом начинается завязка драматического конфликта. |
Лука появляется со словами: «Доброго здоровья, народ честной». На вопрос Василисы: «Ты кто такой?» отвечает: «Проходящий… странствующий». |
Лука, странник, 60 лет Лука — Лукиан (лат. — светлый, светящийся). Лукой звали и одного из 70 учеников Христа. В Евангелии от Луки подчёркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще грешникам. Лукавый — хитрый, умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный. Тип странника «прижился» в русской литературе давно. |
Лука поддерживает иллюзии ночлежников и сеет новые иллюзии, чтобы облегчить жизнь этих бедняков. И в этом развитие драматического действия. |
Какие он сеет иллюзии? Вот последовательность его монологов. Рассказ о загробном мире, обещание успокоения; рассказ о лечебнице для алкоголиков; рассказ о Сибири, «золотой стороне»; рассказ о случае под Тобольском-городом; рассказ о «праведной земле»; рассказ о том, «для чего люди живут». |
Наивысшая точка в развитии иллюзорности – это притча о праведной земле. ……. |
Но результаты, которых добивается Лука, прямо противоположны. 1.Анна ждала смерти, как избавления от всех мук, но Лука обещает легкую жизнь на том свете, и Анна не хочет умирать. |
2.Ваське Пеплу он рассказал о золотой стране Сибири, которая нуждается о таких молодцах как Васька. И Васька убивает Коростылева и едет в Сибирь как каторжник. |
3.Актера Лука уверил в существовании бесплатной лечебницы для алкоголиков. Актер поверил и решил отправиться искать эту лечебницу. Лука исчез, не оставил адреса. И Актер повесился. |
Исчезновение Луки, связанное с убийством Костылева (содержатель ночлежки) и крах всех иллюзий, которые он посеял,- это развязка драматического конфликта . Мир «дна» опустошен: одни погибли, другие, впав в большее отчаяние, исчезли. На их смену пришли другие. |
Это результат утешительства Луки. Значит, путь примирения с действительностью не состоятелен. И эту утешительную ложь Луки разоблачает Сатин. |
Надо бороться против этой социальной несправедливости. Но герои пьесы не способны к борьбе. И Сатин выдвигает свою правду о человеке…… Горький показывает, что, если «на дне» живет мечта о гордом и свободном Человеке. Значит Человек силен, чтобы бороться за с этой несправедливостью. Слова Сатина о Человеке воспринимались зрителями как призыв к свержению существующих порядков. |
Но может ли Сатин быть положительным героем? Нет, он пассивен, он сам пришел сюда, он не борец. |
Для нас еще один герой интересен. Это Бубнов. |
Первая правда — правда Бубнова, её можно назвать правдой факта. Бубнов убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле —лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда — жестокий, убийственный гнёт бесчеловечных обстоятельств. |
Выпишем, в чём правда Бубнова? «На что мне совесть? Я — не богатый!» «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» «Все люди на земле лишние…» «Всё сказки…» y«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты…» |
В чём правда Луки? Во что веришь, то и есть…» «Христос всех жалел и нам велел». «Человек — всё может… лишь бы захотел…» «… Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…» «Всяко живёт человек… как сердце налажено, так и живёт…» |
Третья правда — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» — спрашивает он Клеща. А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит — гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, спо- собном перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания,— о человекобоге. |
В чём правда Сатина? «Всё — в человеке, всё для человека. Существует только чело- век, всё же остальное — дело его рук и мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит — гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…» «Что такое правда? Человек — вот правда!» «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного че- ловека!» |
Вывод: «Три правды» трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. |
В пьесе М. Горький стремился не только к тому, что-