Протокол
ФИО испытуемого___________________________________ Возраст____
№ п/п | Понятие | Объяснение | Воспроизведение | Формализованная оценка | ||
1. | Веселый праздник | |||||
2. | Тяжелая работа | |||||
3. | Вкусный ужин | |||||
4. | Болезнь | |||||
5. | Печаль | |||||
6. | Счастье | |||||
7. | Любовь | |||||
8. | Развитие | |||||
9. | Обман | |||||
10. | Разлука | |||||
11. | Победа | |||||
12. | Подвиг | |||||
13. | Вражда | |||||
14. | Справедливость | |||||
15. | Сомнение | |||||
16. | Дружба | |||||
Фактор абстрактности: конкретные - К, фотографические - К Тф, конфабуляторные - К - Кф, атрибутивные - Ат, метафорические - М, графические, геометрические, грамматические символы - ГС.
Факторы индивидуальной значимости: выбранные формально — Ф, индивидуально-значимые, персонифицированные - Инд- Пс, образы-стимулы - Инд-С.
Фактор частоты: стандартные - Ст, оригинальные - Ориг.
Фактор адекватности: адекватные - «+», неадекватные «—».
Расстройства и проявления
Органические поражения мозга | а) недостаточное понимание смысла задания; б) невозможность выбора образа на абстрактные понятия; в) отсутствие геометрических и грамматических символов, удачных оригинальных образов; г) снижение числа атрибутивных и метафорических образов; д) в структуре конкретных образов - преобладание фотографических, часто фрагментированных; е) чрезмерно выражена стереотипия, имеются прямые персевераиии; ж) недостаточная дифференцированность изображений; з) снижение продуктивности опосредованного запоминания; и) истощаемость; |
Алкоголизм | а) в индивидуально-значимых образах пиктограммы часто фигурируют спиртные напитки; б) при психопатизации по эпилептоидному типу - критика тестирования, дестабилизация графических характеристик пиктограмм, значительные колебания нажима линии; в) отсутствие образов с алкогольной тематикой свидетельствует об относительной сохранности интеллектуальных функций и искреннем стремлении к излечению; |
Психопатии на органической основе | а) снижение уровня абстрактности образов, их повышенная стереотипизация и графические изменения; б) выражены признаки эмоциональных нарушений, открытые поведенческие проявления эмоциональной возбудимости либо демонстративное поведение; в) критика ситуации исследования носит особо резкий характер, аффективные реакции сопровождаются видимыми вегетативными нарушениями- покраснение лица, потливость, дрожание рук; г) выбираемые рисунки могут носить подчеркнуто асоциальный и циничный характер; д) Индивидуально-значимые образы могут отражать «делинквентный опыт» испытуемого, наркотизм, негативное отношение к экспериментатору; |
Шизофрения | а) недостаточное или искаженное понимание смысла задания; б) снижение числа атрибутивных образов; в) снижение числа адекватных образов; г) снижение числа стандартных образов; д) смещение стереотипизирующей установки, персеверативные тенденции; е) употребление букв, часто вычурное; ж) расположение рисунков и графические характеристики значительно варьируют, встречаются различные формы атипического расположения рисунков; з) значительная диспропорция между данными пиктограммы и других методик экспериментально-психологического исследования; |
Олигофрения | а) трудности обобщения; б) хорошая механическая память, склонность к подражательности и повышенная внушаемость; в) слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций; г) переход от простых отвлеченных обобщений к более сложным затруднителен; |
Эпилепсия | а) трудности обобщения; б) множественные ассоциации в пиктограммах свидетельствуют об обстоятельности мышления, о склонности к детализации; в) эгоцентричность восприятий; |
|
|
Методика «Пиктограмма» (исследование памяти)
Цель: исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформирования понятийного мышления.
Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.
Материал: чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов.
Инструкция (вариант для детей): "Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово. "
Инструкция ( вариант для взрослых): "Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве "узелка на память" любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявляемых слов и словосочетаний."
|
После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься, во избежание повторения. В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.
Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется через 40-60 минут или более.
По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с
просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе.