Методика «Пиктограмма» (исследование памяти)




Протокол

ФИО испытуемого___________________________________ Возраст____

     
№ п/п   Понятие Объяснение Воспроизведение Формализованная оценка
1. Веселый праздник      
2. Тяжелая работа      
3. Вкусный ужин      
4. Болезнь      
5. Печаль      
6. Счастье      
7. Любовь      
8. Развитие      
9. Обман      
10. Разлука      
11. Победа        
12. Подвиг      
13. Вражда      
14. Справед­ливость      
15. Сомнение      
16. Дружба      
             

 

Фактор абстрактности: конкретные - К, фотографические - К Тф, конфабуляторные - К - Кф, атрибутивные - Ат, метафорические - М, гра­фические, геометрические, грамматические символы - ГС.

Факторы индивидуальной значимости: выбранные формально — Ф, индивидуально-значимые, персонифицированные - Инд- Пс, образы-сти­мулы - Инд-С.

Фактор частоты: стандартные - Ст, оригинальные - Ориг.

Фактор адекватности: адекватные - «+», неадекватные «—».

 

 

Расстройства и проявления

  Органические поражения мозга а) недостаточное понимание смысла задания; б) невозможность выбора образа на абстрактные понятия; в) отсутствие геометрических и грамматических символов, удач­ных оригинальных образов; г) снижение числа атрибутивных и метафорических образов; д) в структуре конкретных образов - преобладание фотографических, часто фрагментированных; е) чрезмерно выражена стереотипия, имеются прямые персевераиии; ж) недостаточная дифференцированность изображений; з) снижение продуктивности опосредованного запоминания; и) истощаемость;
  Алкоголизм а) в индивидуально-значимых обра­зах пиктограммы часто фигурируют спиртные напитки; б) при психопатизации по эпилептоидному типу - критика тестирования, дестабили­зация графических характеристик пиктограмм, значительные колебания на­жима линии; в) отсутствие образов с алкогольной тематикой свидетельствует об относительной сохранности интеллектуальных функ­ций и искреннем стремлении к излечению;
  Психопатии на органической основе а) снижение уровня абстрактности образов, их повышенная стереотипизация и графические изменения; б) выражены признаки эмоциональных нарушений, открытые поведенческие про­явления эмоциональной возбудимости либо демонстративное поведение; в) критика ситуации исследования носит особо резкий характер, аффективные реак­ции сопровождаются видимыми вегетативными нарушениями- покрасне­ние лица, потливость, дрожание рук; г) выбираемые рисунки могут носить под­черкнуто асоциальный и циничный характер; д) Индивидуально-значимые об­разы могут отражать «делинквентный опыт» испытуемого, наркотизм, не­гативное отношение к экспериментатору;
  Шизофрения а) недостаточное или искаженное понимание смысла задания; б) снижение числа атрибутивных образов; в) снижение числа адекватных образов; г) снижение числа стандартных образов; д) смещение стереотипизирующей установки, персеверативные тенденции; е) употребление букв, часто вычурное; ж) расположение рисунков и графические характеристики значительно варьируют, встречаются различные формы атипического расположения ри­сунков;   з) значительная диспропорция между данными пиктограммы и дру­гих методик экспериментально-психологического исследования;
Олигофрения а) трудности обобщения; б) хорошая механическая память, склонность к подражательности и повышенная внушаемость; в) слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций; г) переход от простых отвлеченных обобщений к более сложным затруднителен;
Эпилепсия а) трудности обобщения; б) множественные ассоциации в пиктограммах свидетельствуют об обстоятельности мышления, о склонности к детализации; в) эгоцентричность восприятий;

 

Методика «Пиктограмма» (исследование памяти)

Цель: исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформирования понятийного мышления.

Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.

Материал: чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов.

Инструкция (вариант для детей): "Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово. "

Инструкция ( вариант для взрослых): "Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве "узелка на память" любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявляемых слов и словосочетаний."

После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься, во избежание повторения. В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.

Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется через 40-60 минут или более.

По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с

просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: