Тема 2 «Теория макроэкономического равновесия
(классическая и кейнсианская модели)»
(вопросы 1-7, задания 1-3, тесты 1-6) – подготовить к практическому занятию в четверг 14.03.2012
Тема 3 «Потребление, сбережения, инвестиции в национальной экономике»
(вопросы 8-13, тесты 7-10) подготовить к практическому занятию в понедельник 18.03.2012
1. Ответьте на следующие вопросы
1. Что такое макроэкономическое равновесие, какие модели макроэкономического равновесия вы знаете?
2. Что такое совокупный спрос и перечислите его составляющие?
3. Чем определена обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен?
4. Назовите неценовые факторы совокупного спроса.
5. Что такое совокупное предложение и назовите факторы оказывающие на него влияние?
6. Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. Переход от краткосрочного к долгосрочному равновесию.
7. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения. Стабилизационная политика.
8. Уравнения простейшей функции потребления, простейшей функции сбережений, простейшей функции автономных инвестиций.
9. Что такое средняя склонность к потреблению и сбережению, предельная склонность к потреблению и сбережению?
10.Объясните сущность модели «доходы — расходы».
11.Рецессионный и инфляционный разрывы.
12.Парадокс бережливости. Взаимосвязь модели совокупного спроса-совокупного предложения и кейнсианского креста.
13. Что такое мультипликатор расходов и принцип акселерации?
Задание
1. Объясните, как повлияли на совокупный спрос и совокупное предложение следующие процессы в экономике России:
а)повышение заработной платы многим категориям работников в конце 1980-х г.;
б)распад СССР;
в)иммиграция в Россию из бывших союзных республик;
г)значительное снижение реальных доходов населения в первые годы перестройки;
д) рост реальных доходов населения за последний год;
е)повышение цен на нефть и другие энергоресурсы на мировом рынке, на внутреннем рынке.
2. Предположим, что первоначально экономика функционирует на уровне своего потенциала (Y*). Впоследствии, в результате шока, происходит снижение совокупного спроса при каждом значении уровня цен. В условиях жесткости цен это вызовет: а) увеличение уровня безработицы; б) сокращение запаса капитала в экономике; в) снижение потенциального ВВП; г) повышение заработной платы и цен.
3. В результате внедрения новых технических средств в банковской системе увеличилась скорость обращения денег. Центральный банк принял меры по стабилизации объема выпуска и уровня цен в экономике, изменив предложение денег. Покажите, как можно отразить на графике исходный шок и стабилизационную политику Центрального банка.
Тесты
1.Общее экономическое равновесие — это:
а)оптимальная сбалансированность экономической системы;
б)равновесие, установившееся в отдельных отраслях и сферах экономики;
в)равновесие экономической системы в целом.
2.На какой конфигурации кривой совокупного предложения настаивают кейнсианцы:
а)линия, параллельная оси ОХ;
б)линия, параллельная оси OY;
в)линия с отрицательным наклоном?
3.На какой конфигурации кривой совокупного предложения настаивают неоклассики:
а) линия, параллельная оси ОХ;
б)линия, параллельная оси OY;
в)линия с положительным наклоном;
г)линия с отрицательным наклоном?
4.Какой отрезок кривой совокупного предложения отражает состояние спада, неполной занятости, недоиспользования производственных мощностей:
а)кейнсианский, горизонтальный;
б)промежуточный, восходящий;
в)классический, вертикальный?
5.Ситуацию, когда экономика функционирует на полную мощность при полной занятости факторов производства и ресурсов труда, отражает следующий отрезок кривой совокупного предложения:
а)кейнсианский, горизонтальный;
б)промежуточный, восходящий;
в)классический, вертикальный.
6.Автором первой модели макроэкономического равновесия считается:
а)А. Смит;
б)Дж.М. Кейнс;
в)Ф. Кенэ;
г)К. Маркс;
д)Ж.-Б. Сэй;
е)Л. Вальрас.
7.Автором модели «доходы — расходы» является:
а)Ф. Кенэ;
б)К. Маркс;
в)Ж.-Б. Сэй;
г)Л. Вальрас;
д)Дж.М. Кейнс;
е)В. Леонтьев.
8.Согласно «основному психологическому закону» по мере роста доходов склонность к сбережениям:
а)возрастает;
б)снижается;
в)не меняет своего значения.
9. Числовой множитель, на который каждая денежная единица приращенного дохода увеличивает инвестиции, — это:
а)денежный мультипликатор;
б)акселератор;
в)мультипликатор расходов.
10. Числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз конечная сумма прироста или сокращения планируемых расходов, образующих национальный доход, превысит первоначальную сумму расходов, — это:
а)акселератор:
б)мультипликатор государственных расходов;
в)налоговый мультипликатор;
г)мультипликатор расходов.
Литература для подготовки к практическим занятиям
Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник / под общей редакцией А.В. Сидоровича. – М.: Изд-во «Дело и сервис». Глава 4, 5.