ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ - в христианстве последняя трапеза Иисуса Христа с его учениками, произошедшая в Великий четверг.
Зная о приближающейся смерти, Иисус понимал, что он не сможет отпраздновать учениками Пасху, поэтому просил приготовить её заранее.
Об этом событии пишут все четыре евангелиста.
(Матфей, 26:20-29; Марк, 14:12-25; Лука, 22:7-23; Иоанн, 13:21-30)
Три важнейших события произошли на Тайной Вечери, последней трапезе Иисуса Христа с учениками: 1) предсказание Христом предательства (Иуды), 2) установление обряда причащения и 3) омовение Им ног учеников. События эти сопровождались определенными действиями участников Вечери — действиями, реконструировать ход которых можно, сопоставив рассказы всех четырех евангелистов. Как главные моменты этой Вечери, так и ряд их деталей нашли отражение в живописи и получили свою интерпретацию.
Естественно, что в связи с порядком совершения ветхозаветной пасхальной трапезы возникает вопрос о порядке занимавшихся Апостолами мест во время последней трапезы с Христом. Скудость данных, приводимых евангелистами, не позволяет сказать что-либо определенное по этому поводу. Известно лишь, что ближе всех к Христу находились Иоанн, Петр и Иуда Предатель. О положении последнего мы заключаем, в частности, по тому, что Христос должен был иметь возможность подать ему кусок хлеба. Французский аббат Э. Ле Камю следующим образом реконструирует расположение Христа и учеников за столом. Он исходит из двух посылок: 1) трапеза происходила за «триклинием» (то есть системой столов, расставленных буквой «П» или D-образно) и 2) участники трапезничали лежа, опираясь на левую руку, с тем чтобы правую иметь свободной (Е. Le Camus, p. 188).
|
Слайд 2,3
Здесь запечатлен момент предсказания Иисусом предательства. Леонардо располагает Христа посередине прямоугольного стола (именно это место за таким столом является самым почетным; ср. с положением Христа за D-образным столом на раннехристианских образцах этого сюжета). Все двенадцать апостолов помещаются по шесть с обеих от Него сторон. Иуду можно распознать среди учеников по его традиционному атрибуту — кошельку, который он сжимает в руке; Леонардо отказывается от уже ставшей прочной к тому времени традиции изображать Иуду обособленно от остальных учеников с противоположной стороны (обычай так изображать Иуду установился в XIV веке, а отдельные примеры такой композиции восходят даже к XII веку; см. ниже, в связи с изображением этого сюжета Николасом Вердунским; такова окончательная композиция; эскизы свидетельствуют, что поначалу Леонардо следовал традиционному композиционному принципу и помещал Иуду обособленно, имея в виду текст Евангелия от Иоанна (31:26), который иллюстрировали другие художники); и хотя он помещает Иуду на стороне Иисуса, резким поворотом головы предателя он отводит его взгляд от зрителя. Принятая идентификация остальных учеников такова (слева направо): Бартоломей (Варфоломей), Иаков Меньший (Младший), Андрей, Иуда Искариот (предатель), Симон (иначе — Петр; позади Иуды), Иоанн. От Христа вправо: Фома (сзади), Иаков Зеведеев (Старший или Больший), Филипп, Матфей, Иуда Иаковлев (иначе — Фаддей), Симон Зилот. Никто из художников не может сравниться с Леонардо в передаче глубины и силы реакции учеников на предсказание Иисуса. Мы словно слышим их возбужденную речь — слова протеста, испуга, недоумения. Их голоса сливаются в некое музыкальное — вокальное — звучание, и группировка учеников по трое как нельзя лучше соответствует господствовавшему во времена Леонардо трехголосному вокальному складу музыки.
|
«Во время нашего путешествия несколько лет назад мы видели эту трапезную еще в полной сохранности, — писал И. В. Гёте. — Как раз против входа в нее, вдоль торцовой стены в глубине залы, стоял стол приора, а по обе стороны от него — столы монахов, приподнятые над полом на одну ступень, и только когда входящий оборачивался, он видел над невысокой дверью в четвертой узкой стене, нарисованный стол, за которым сидел Христос со своими учениками, как если бы и они принадлежали к обществу, собравшемуся здесь. Должно быть, сильное было впечатление, когда в часы трапезы сидящие за столом приора и сидящие за столом Христа встречались взглядами друг с другом, словно в зеркале, а монахам за их столами казалось, что они находятся между двумя этими содружествами»
ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ слайд 4
Первые изображения установления таинства Причастия, имевшего место на Тайной Вечере Христа, — литургическая Тайная Вечеря — восходят к VI веку. Евхаристическая чаша (потир) и гостия — вино (Кровь Христова) и хлеб (Тело Христово) — стали изображаться с VII века; первое такое изображение имеется в Евангелии, хранящемся в Колледже Тела Христова в Кембридже. Но обычными эти атрибуты Тайной Вечери становятся только с XV века. Известны выдающиеся образцы этого типа Тайной Вечери — Фра Анджелико в соборе Св. Марка во Флоренции, Козимо Росселли в Сикстинской капелле в Ватикане, Дирка Боутса в церкви Св. Петра в Лувене.
|
В основе литургической Тайной Вечери лежит идея иллюстрирования слов Христа, переданных Матфеем (Мф. 26:23, см. выше) и Марком: «(22) И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: примите, ядите; сие есть Тело Мое. (23) И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. (24) И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк. 14:22—24).
СМЕШАННЫЙ ТИП ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ слайд 5
Известны примеры смешанного — условно назовем его так — типа Тайной Вечери: художник соединяет те или иные обстоятельства исторической Тайной Вечери с учреждением Христом Евхаристии, то есть литургической Тайной Вечери. В строгом смысле присутствие Иуды при благословении Христом хлеба и вина — это уже такое «смешение». Еще более это становится очевидным, когда изображаются одновременно действия Христа, учреждающего Евхаристию (благословение хлеба и вина), и действия Иуды, подтверждающие пророчество Христа о его предательстве.
Необходимость изображения всех двенадцати Апостолов, которая впервые настоятельно возникает в этом сюжете, побуждала художников дать их разработанные портретные образы. Гёте в связи с этим констатировал: «Все Апостолы почти одинаковы, и весьма немногим из них придают характер и значение их жизнь и дела» (И. Эккерман, с. 270). И действительно, вплоть до XIII века художники не ставили себе специальной цели дифференцировать учеников, за исключением Иуды, Иоанна и, быть может, Петра. В произведениях более позднего периода уже обнаруживается ряд характерных особенностей, по которым можно идентифицировать хотя бы основных из них.
Иуда изображается традиционно или с кошельком в руках, или с дьяволом за плечами, или сидящим в стороне от остальных апостолов.
Иоанн изображается самым молодым, или сидящим рядом с Иисусом, или обнимающим его.
Пётр также входит композиционно в ближайшее окружение Христа. Он пожилой мужчина, с седой бородой, с простыми чертами лица.
Слайд 6
Очень необычная фреска, приближённая к самым древним изображениям Вечери. Главные персонажи повёрнуты к зрителю спинами, но они вполне узнаваемы - Иисус в центре, обнимает Иоанна, слева от Иисуса - Иуда (Спаситель отвернулся от него). Кажется, это самое начало вечера, когда ещё не были сказаны слова о предательстве - апостолы спокойно едят, пьют и разговаривают между собой.
Художник изобразил Христа как человека, переживающего крушение идеалов, горечь разочарования. Поза Христа, его скорбное лицо разительно контрастирует с житейской порывистостью движений апостолов, встревоженностью их лиц. Нарушая академическую композиционную схему, Ге смещает фигуру Иуды к самому краю картины. К нему с тревогой, негодованием, гневом обращены взоры апостолов. Фигура уходящего Иуды рисуется в картине тёмным, зловещим силуэтом, она контрастирует с озарёнными светильником лицами оставшихся учеников. Ге вычленил из образа Иуды всё частное, можно сказать, что художник материализовал в нём важную для себя идею: Иуда – собирательный образ - “без лица”.